Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

Работа состоит из  1 файл

Античная культура.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

       Введение                                                                                                                         

 

 I.   Древняя Греция.                                                                                                             

 

  1.   Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.        

  2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-      

  культурных периодов.

   а) крито-микенская культура; 

   б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);

  в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);     

   г) эпоха классики (V в. до н.э.);   

   д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).

  3. Миф и религия в культурной жизни греков.                                                               

   4. Литература.                                                                                                                     

   а) Гомер;    

   б) древнегреческая драматургия;     

   в) древнегреческая лирика.    

   5. Искусство.                                                                                                                      

   а) искусство Трои, Крита и Микен;   

   б) искусство геометрического орнамента;  

   в) искусство эпохи архаики;   

   г) искусство классики;  

   д) искусство эпохи эллинизма. 

 

II.  Древний Рим. 1

 

  1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,

  социальная  стратификация, от республики – к империи).                                             

  2. Возникновение и распространение христианства.                                                     

   3. Поэзия.     

   4. Театр.

  5. Искусство Древнего Рима.     

 

III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты  ввели термин «античный», от лат. Antiguus - древний, для определения греко-римской  культуры, древнейшей из известных  в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной культуре.

В целом для  античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они  занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

 

 

I. Древняя  Греция.

 

2. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.

 

       Каждый период в истории культуры  по-своему  ценен.  Но  не  случайно

особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре.  И

литература, и  искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой

в развитии европейской  культуры. Географические рамки –  территория  Древней

Греции и  Рима, хронологические – от истоков  крито-микенской культуры  (рубеж

3-2 тыс.  до  н.э.)  до  кризиса  Римской   империи  в  III  в.  н.э.  Однако

воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую)  выходит

далеко за эти  пределы, что говорит об её  специфике  –  специфике  культуры,

обладающей  парадигматической  функцией.  Общие  черты  античной  культурной

парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм),  рационализм.  Сущность

античного  способа  отношения  к   миру   определялась   специфической,   но

естественной  и гармонической моделью мира. Центральным событием модели  мира

был космос, управляемый  богами. В это событие вписывались  события  великого

и вечного, богоизбранного  и  богохранимого  античного  общества  и  события

античного человека, на которого возложена божественная  миссия.  В  качестве

основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

    1. античный космизм.  Космос  предстаёт в единстве  противоположных

         начал, как фаталистический, но  и дающий человеку шанс вмешаться   в

         космические дела через героическое  начало,  как  внеличностный   и,

         одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

     2. античный  пантеизм,  в котором космос  мыслился  как абсолютное

         божество, в котором только богам  доступны законы природы; с  другой

         стороны,  космос  –  дом,  в  котором  живёт   человек,   а   боги

         антропоморфны,  вследствие  этого понятны человеку  и   доступны

         влиянию выдающихся личностей,  героев.

     3. Человек не случайно похож на богов.

       Главная черта античной культуры  состоит в том, что  она   вырастает  и

развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

 

2. Периодизация  культуры Древней Греции и  общая характеристика историко-

культурных  периодов.

 

а) крито-микенская  культура;

 

       У истоков греческой культуры  находятся Крит и Микены. Для  этой  эпохи

(2 тысячелетие   до  н.э.)  характерна  «дворцовая»   культура.  Отличительной

чертой   выступает   наличие   дворцов-цитаделей,    мощных    архитектурных

комплексов, содержавших  обширные  кладовые,  помещения  административного  и

культового  назначения.  Такого  рода  дворец  –  средоточие  экономической,

военной и религиозной  жизни, центр социальной  системы.  «Дворец  держал  на

строжайшем  учёте  реальные  и  запланированные  поступления   (в   основном

продукции ремесла  и сельского хозяйства), дворец ведал организацией  рабочей

силы, военного дела, выдачей продовольствия  лицам,  выполняющим  какую-либо

работу…» Документировалась  вся хозяйственная жизнь государства:  потребление

и распределение  сырья (прежде всего металла)  в  государственных  и  частных

ремесленных мастерских, облагаемых  государством  трудовыми  повинностями  и

податями, так  же как и  всё  население  посёлков,  подвластных  дворцу.  Для

этого требовался  большой  бюрократический  аппарат:  целый  штат  писцов  и

различного  ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то  же

время следует  обратить внимание на относительную  самостоятельность  общинных

поселений и  на обособленность отдельных дворцовых  комплексов друг  от  друга

(не  случайно  они  были  окружены  мощными  оборонительными   стенами).   В

микенском государстве  не было  необходимости  ни  в  проведении  грандиозных

общественных  работ, которые, например, проводились  в связи  с  ирригационным

земледелием в  Египте, ни в централизованном государстве,  монополизировавшем

хозяйственные  функции.  Однако  оставалась  общая  потребность  в  обороне,

которую не могло  обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В  состав

государственного  аппарата  входил  и  многочисленный  штат  военных  чинов,

которые руководили, прежде  всего,  отрядами  боевых  колесниц.  Государство

обладало  большими  запасами  продовольствия,  металла  и  готового  оружия,

необходимого  для содержания войск. Так что  полностью  монополизирована  была

лишь  военная  функция:  незащищённые  поселения  общинников   зависели   от

воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

       Во  главе  бюрократического  аппарата  находился  царь-жрец,  что,  в

совокупности  со  свидетельствами  о  наличии  мощного  жреческого  сословия,

позволяет  говорить  о  теократической  природе  знати.  Теократия  –  форма

правления, при  которой политическая власть принадлежит  жрецам,  духовенству.

Царь-жрец  сам  отправлял  сложные  религиозные  обряды,  являясь  верховным

жрецом среди  жрецов главных храмов. Основная  священная  функция  царя-жреца

заключалась в  сохранении “священного  порядка  в  природе”,  с  жизнью  царя

ассоциировалась жизнь  природы,  её  порядок.  Человек  в  такой  социальной

системе   ещё   не   освободился   от    религиозного    (политеистического)

мировоззрения. Политеизм при наличии  жречества  превращался  в  религиозно-

идеологическую  систему.  Достигнутое  к  тому  времени   разделение   труда

получало  идеологическое  обоснование  в  системе  богов  –   создателей   и

охранителей профессий. В религиозных представлениях  человека  большую  роль

играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость  от богов).

 

б) гомеровская  эпоха (XI-IX вв. до н.э.);

 

       В гомеровском  обществе  отсутствует   царь-жрец.  Крушение  дворцовой

системы  “развязало  руки”  аристократии  (басилеям)  в  борьбе  за   славу,

доблести и  богатство. Гомеровский “басилей”  – скорее  военный  предводитель,

чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть  его  неустойчива  и

может быть оспорена в отсутствие  “басилея”.  ” В основе  предводительства

лежит  не  принудительная  власть  и  даже  не   власть   авторитета   (т.е.

способность побуждать  других к желаемым  действиям  без  применения  силы  и

даже без  угрозы  её  применения),  а  престиж,  который может быть  легко

утрачен, оспорен  другим лицом  или  лицами,  короче,  не  является  чем-либо

постоянным”(А.М.Хазанов).    Проявления    социальной    неустойчивости    –

соревновательность, “агонистика”.

       Основная  ценность  –  воинская  доблесть  (“арете”),  её  достижение

регламентируется  “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести  –

честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и  материальный  смысл:

это честь владения определёнными благами, это почёт  и уважение, связанные с

высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

       Основной формой общественного   контроля  выступает  “культура   стыда”

(“айдос”) –   непосредственная  осуждающая  реакция   народа  на  отступление

героя от нормы.

 

в) архаическая  эпоха (VIII-VI в. до н.э.);

 

       Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал

восторженное  отношение  как  “идеальная  форма  государственной  жизни”,  с

присущими  ей  порядком,  свободой   и   справедливостью.   Для   античности

“политическое”  –  синоним  “гражданского”.  Гражданин  (“политес”)  города-

государства –  полноправный участник в решении  всех государственных  дел  как

внутреннего, так  и внешнеполитического значения. Прежде  всего  бросается  в

глаза важность и значимость вопросов,  решаемых  в  общественной  сфере,  по

отношению к  частной жизни граждан: это  вопросы  войны  и  мира;  хлебной  и

торговой  политики;  организации  празднеств  и  театральных  представлений;

распределение пошлин среди торговых, ростовщических и  вообще  имущественных

кругов; раздача  денег малоимущим гражданам;организация  общественных работ  и

т.д. Все важнейшие  вопросы частной жизни (вопросы  о  наследовании  имущества

и  другие,  требующие  судебного  разбирательства)  находились   в   ведении

государства. Частных  судов и  всякого  рода  посреднических  организаций  не

существовало. Отношения граждан с государством – прямые и  непосредственные.

Они основываются на  том,  что  в  государственной  жизни  полиса  участвует

каждый взрослый мужчина, пользующийся правами  гражданства.  Предполагается,

что  он  –  хозяин  дома,  ойкоса  –  частного  хозяйства.  Он  одновременно

выступает  и  как  организатор  хозяйства  (“ойконом”),  и   как   гражданин

(“политес”). Хотя  распространено невмешательство в  дела  домашние,  хорошим

гражданином считается  не только тот, кто отличается активностью, но  и  тот,

кто  сумел  сохранить  отцовское  наследство,  не  отличается  мотовством  и

расточительностью.  Хороший  хозяин   ойкоса   расценивается   как   хороший

гражданин, и, наоборот, плохой ойконом  не  может  быть  хорошим  политиком.

Управление  домом  и  участие  в  общественных   делах   расценивается   как

однопорядковые  способности. В ойкосе гражданин  управляет  трудом  рабов  или

трудится сам. Задача рабовладельца – распределить  технологические  операции

между  рабами,   обеспечить   целостность   технологического   процесса.   В

соответствии  с этой задачей и распределяются рабы различного  уровня:  рабы,

привлечённые  к управлению трудом  (управляющий,  ключница),  рабы-искусники,

рабы – исполнители  чёрной работы.

       Полис включал в себя принадлежащие  к городу земельные  участки.  Сама

обработка земли  не  вызывает  затруднений  с  ведением  частного  хозяйства.

Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью  обороны

от соседних  общин.  Община,  организованная  как  государство,  оказывается

Информация о работе Античная культура