Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

Работа состоит из  1 файл

Античная культура.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

новым философским  и воспитательным теориям (“Облака”).  Аристофан  выступает

то как литературный критик, выставляющий  достоинства  Эсхила  и  недостатки

нелюбимого  им Еврипида (“Лягушки”), то как утопист, жаждущий переделать  мир

и увидевший, что  богатство и  бедность,  обменявшись  местами,  не  принесли

счастья людям (“Богатство”). В центре комедий –  агон,  т.е.  соперничество,

состязание.

 

в) древнегреческая  лирика.

 

       Древнегреческая лирика зародилась  в VII в. до  н.э.  Греческое   слово

“лирика” означает “песнь под аккомпанемент лиры”. В древности  стихотворения

пели под аккомпанемент музыкальных  инструментов:  лиры,  кифары,  форминги,

флейты и  др. Зачастую поэт был автором текста и композитором. До  нас  дошло

немного лирических стихотворений, но по ним можно судить,  как  богата  была

лирическая  поэзия разнообразием тем и стихотворных размеров.  В  зависимости

от стихотворного  размера лирику подразделяют  на  два  вида:  декламационную

(элегия и  ямб) и мелическую, песенную поэзию (от греческого слова “мелос”   –

“песнь”). Декламационная – нечто вроде  речитатива  в  сопровождении  кифары

(лиры), мелическая  – самая настоящая песнь, исполняемая   певцом  или  хором.

Античная лирика не существует вне музыки, так  же  как  античная  музыка  не

существует  сама по себе, в чистом виде.  Греческая  лирика  не  нуждается  в

рифме.  Она опирается на  четкость,   гибкость   и   разнообразие   ритма,

возможности  которого  безграничны,   так   как   стихотворная   строка   не

скандируется, а произносится нараспев  или  поется.  Содержание  лирического

произведения  и его размер связаны  с  ритмикой  музыкального  сопровождения.

Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и  критический  задор  поэта.

Элегический стих, плавный и задумчивый, хорош для  размышления  –  любовного,

философского, общественно-политического. Архилох  с острова  Парос  (середина

VII  в.  до  н.э.)  –  один  из   первых   поэтов-ямбографов   и   элегиков,

прославившийся  сарказмом и беспощадной  сатирой.  Наемный  солдат,  бродяга,

сын богатого человека и рабыни (поэтому  он  был  лишен  гражданских  прав),

Архилох мстит своим острым стихом врагам и отвернувшейся  от  него  невесте.

Известны три  мелических поэта, писавших для исполнения  соло:  Алкей,  Сафо,

Анакреонт. Алкей  (VII-VI  вв.  до  н.э.),  будучи  участником  политической

борьбы в  родном городе  Митиленах  на  острове  Лесбос,  воспевает  мятеж  и

восстание. Излюбленный  образ Алкея – корабль-государство, попавший  в  бурю.

Паруса его  изодраны, он дал течь, мачта сломана, но корабль еще держится  на

воде  и гордо  принимает на себя  ветры.  Но  не  только  мятеж  и  восстание

воспевает Алкей. Он замечает первые зеленые всходы весны, и  пушистые  шапки

камыша, и журчанье ручьев, “хоры птиц на дубах”,  ”гулко-болтливую”  кукушку

и “тонкое теньканье”  ласточек  под  крышей  (“Весна”).   Буря  жизни  с  ее

ливнями и грозами  умеряется  дружескими  беседами,  веселым огнем в очаге

(“Зима”). Сафо (конец VII-VI в. до  н.э.)  также   уроженка  острова  Лесбос,

друг и современница Алкея, поэтесса, глава “дома муз” –  школы  для  молодых

поэтесс. Сафо  называли  десятой  музой,  и  ее  профиль  был  отчеканен  на

монетах.  Поэтесса  создала  много  песен,  удивительных  по  искренности  и

трепетному  чувству любви к земле, небу, друзьям. Наследие Сафо дошло до  нас

в  фрагментах,  отрывках.  Для  поэтессы  мир  прекрасен  цветами,  травами,

ароматами, красками и птичьими голосами. Миф и  реальность  переплетаются  в

песнях поэтессы. Поэт Анакреонт (ок.570-487 до н.э.) с острова  Теос  (Малая

Азия) легкостью  и  беззаботностью  мироощущения  отличается  от  лесбосских

лириков. В стихах заметна автобиографичность. V в. до н.э. – хоровая  лирика

Пиндара, Симонида  Кеосского  и  Вакхилида.  Хоровые  песни  исполнялись  на

празднествах. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) – в  честь

Аполлона, дифирамбы  –  в  честь  Диониса  и  т.д.  Кроме  того,  исполнялись

эпиникии –  хоровые  песни,  прославлявшие  героев,  победителей  спортивных

состязаний.  Тысячеголосый  хор  исполнял  сложнейшие  по   ритмике   песни,

воздавая хвалу  лучшему  из  атлетов.  Бессмертную  славу  принесли  эпиникии

Пиндару (конец VI- начало V в. до н.э.). Его песни  составили  четыре  книги

соответственно   четырем   местам   спортивных   общегреческих   состязаний:

Олимпийские,  Пифийские,  Истмийские,  Немейские.  Герои  Фермопил,   триста

спартанцев  во главе с  царем  Леонидом,  были воспеты Симонидом Кеосским.

Эпитафий Симонида – надгробная песнь героям –  провозглашает  павшим  воинам

“память вместо рыданий” и “похвалу вместо  жалости”.  Племянник  Симонида  –

Вакхилид кроме  эпиникиев пишет  пеаны.  Единственный  дошедший  из  античной

поэзии дифирамб “Тезей” также принадлежит Вакхилиду.

 

5. Искусство.

 

а) искусство  Трои, Крита и Микен;

 

       Наивысшего расцвета искусство  достигло в V в. до н.э., но  корни  его

уходят в  далекое прошлое. Уже  в  период  неолита  (VII-III  тысячелетия  до

н.э.) земледельцы  умели изготовлять  глиняные  сосуды,  окрашенные  красной,

черной и  белой красками. Высокого расцвета достигло  искусство  на  островах

Эгейского моря и на побережье Малой Азии в  эпоху бронзы, в  III  тысячелетии

до н.э. Наиболее развитой была  северо-восточная  часть  Малой  Азии.  Здесь

возник город  Троя, укрепленный мощными каменными  стенами.  Троянцы  возвели

каменные дома и дворцы, проложили  мощеные  улицы.  Троянцы  хорошо  владели

искусством  обработки металлов: было найдено  несколько  кладов  с  золотыми,

серебряными и  бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями  тонкой  работы.

В XIII в.  до  н.э.  город  был  захвачен  ахейцами  –  греческим  племенем,

населявшим  материковую Грецию, и сожжен. В  первой  половине  II  тысячелетия

до н.э. на первое место выдвигается культура Крита  – острова в  южной  части

Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита  был Кнос, город  близ  северного

побережья острова. Археологи нашли  остатки  домов   и  дворца.  Дворец  был

многоэтажным, нижние  этажи,  лишенные  окон,  освещались  с  помощью  узких

двориков –  световых колодцев, прорезавших здание  сверху  донизу.  Помещения

группировались  вокруг центрального двора, вымощенного  каменными плитами.  На

складах в глиняных бочках – пифосах  хранились  припасы.  Жилые  и  парадные

комнаты дворца были украшены росписями, отражающими  жизнь  его  обитателей.

На стенах  длинного  коридора  изображено  шествие  данников,  несущих  дары

правителю. В  одной из комнат – общество  нарядно  одетых  мужчин и женщин,

любующихся   каким-то   зрелищем.   Может   быть,   таким   зрелищем    были

акробатические  игры с быком, представленные в  другом  помещении:  акробаты,

юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем.  В

росписях часто встречаются изображения  растений  и  животных.  Любимы  были

морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают  живописностью,

естественностью и достоверностью. На фрески  похожи  росписи  глиняных  ваз.

Делали они  и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу  или  игры  с

быками. Это  животное играло большую роль в жизни  критян;  возможно,  в  его

облике критяне  представляли божество. Почитали они  и  богиню-мать.  В  Кносе

найдены статуэтки  женщин со змеями – изображения  богини или  жриц.  Критские

города были разрушены  в  середине  II  тысячелетия  до  н.э.  в  результате

извержения  вулкана на острове Санторин  в  Эгейском  море  и  землетрясения.

Господство  перешло к ахейцам. Ахейцы жили  в  городах-крепостях  материковой

Греции: Микенах, Тиринфе  и  др.  Остатки  их  укреплений  поражают  мощными

стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились  у критян, которых  они,

видимо, подчинили  своей власти. В  погребениях  ахейских  царей  –  глубоких

шахтовых  гробницах  или  каменных  склепах  –  найдены   изделия   критских

ремесленников – бронзовые кинжалы с  инкрустированными  золотом  и  серебром

изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые  маски,  закрывавшие  лица

умерших и передававшие их внешность,  были  творениями  микенских  мастеров.

Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем  критские:  вместо  двора

в центре  находилось  помещение  с  очагом  –  мегарон.  Но  стены  украшены

росписями, похожими на критские.  У  критян  научились  микенцы  изготовлять

металлические вазы и расписывать глиняные.

 

б) искусство  геометрического орнамента;

 

       Ахейцы были сильным, воинственным  народом. Но их могуществу  положили

конец племена  дорийских греков. Доряне в культурном  отношении  стояли  ниже

ахейцев. Но они  умели делать оружие из железа,  и  это  помогло  им  одолеть

ахейцев,  располагавших  бронзовым   оружием.   Города   сменились   бедными

селениями. Культура конца II  –  начала  I  тысячелетия  до  н.э.  оказалась

отброшенной  назад  по  сравнению  с  культурой  II   тысячелетия.   События

микенского  времени остались в памяти греков I тысячелетия  до  н.э.  в  виде

мифов  –  легенд  о  богах  и   героях.   Искусство   гомеровского   периода

складывалось  постепенно. Древнейшие его памятники  –  глиняные  вазы  XI-VIII

вв.  до  н.э.,  украшенные  геометрическими  узорами  и  геометризированными

фигурками людей, животных.

 

в) искусство  эпохи архаики;

 

       В  VIII-VI  вв.  до  н.э.  появляются  каменные  статуи.   Спортивные

состязания  были праздниками.  В  честь  победителей  ставились  статуи.  Так

возник самый  распространенный тип  статуи  –  стоящий  юноша-атлет  (курос).

Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э.,  отличались  неподвижностью,

они как бы застыли  в напряженных позах. Уже в  этих ранних скульптурах  греки

стремились  передать  красоту  обнаженного  тела,  сильного,  пропорционально

сложенного.  Образ  прекрасного  и  доблестного  человека  лежит  в   основе

искусства. Были распространены статуи девушек –  кор –  в  нарядных  одеждах.

Лица  кор  оживлены  легкой   улыбкой.   Человечность   характерна   и   для

архитектуры. Греки  не старались  строить  храмы  грандиозными,  подавляющими

человека. Они  стремились к тому, чтобы здания были соразмерны  людям,  чтобы

человек  рядом  с  ними  чувствовал  себя значительным  и сильным.   Греки

выработали  особую систему –  ордер  –  установленное,  математически  точное

соотношение несущих  и  несомых  частей  здания.  Различаются  три  ордера  –

дорический,  ионический  и  коринфский.  Первые  храмы  были   построены   в

дорическом  ордере.  Эти  храмы  построены   в  виде  периптера  –   здания,

окруженного колоннадой.  Фризы  храмов  украшались  рельефами;  рельефы  или

статуи помещались и  на  фронтонах  –  плоских  треугольниках,  образованных

двускатной  кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах  храмов  VI  в.  до

н.э. изображались подвиги  Геракла  и  Тесея,  мифические  чудовища.  Фигуры

плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К  концу  VI  в.

до н.э.  был  достигнут  успех   в  этом  отношении.  Сражающиеся воины на

фронтоне храма  Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до  н.э.)  представлены

в движении. Правда, скованность и застылость еще  не  преодолены  полностью.

Высокого развития достигла живопись. Но  фрески  и  картины,  писавшиеся  на

деревянных  досках, до нас не  дошли.  Представление  о  живописных  картинах

дают изображения  на глиняных вазах. В  VI  в.  до  н.э.  вазы  расписывались

силуэтными   изображениями,   нанесенными   черным   лаком   на    оранжевую

поверхность. Такие вазы  назывались  чернофигурными.   На   многих   вазах

сохранились подписи  мастеров. Крупным мастером  второй  половины  VI  в.  до

н.э. был Эксекий. Известна  расписанная  им  чаша  для  питья  –  килик,  на

которой изображен  плывущий по морю в лодке бог  вина  Дионис.  На  амфоре  –

вазе для  вина – работы Андокида  изображен  Геракл,  похищающий  трехглавого

пса  Цербера  –  стража  подземного  царства.  В  конце  VI   в.   до   н.э.

распространился  новый  прием:  фигуры  оставлялись  цвета  глины,   а   фон

покрывался  черным  лаком.  Такие  вазы  назывались  краснофигурными.  Стали

изображаться  сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на  большой  вазе  –

кратере – представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).

 

г) искусство классики;

 

       В   архитектуре   совершенствуется   тип    храма,    устанавливаются

окончательно  пропорции ордеров. Около 460 г. до н.э. в Олимпии был  построен

дорический  храм в честь Зевса. На  главном,  восточном  фронтоне  изображена

сцена из мифа, рассказывающая  о состязании  на  колесницах  между героями

Пелопсом и  Эномаем. Многочисленные скульпторы работали в V в. до н.э.  Среди

них  выделяются  Мирон,  Поликлет  и  Фидий.  Мирон  окончательно  преодолел

застылость  и неподвижность форм. В середине V в. до н.э.  он  создал  статую

Информация о работе Античная культура