Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

Работа состоит из  1 файл

Античная культура.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Дискобола –  юноши, бросающего диск. Бронзовая статуя Мирона не  сохранилась.

Поликлет  изображал  стоящего  человека.  Славой  пользовалась  его   статуя

Дорифора (копьеносца) (ок. 440 до н.э.). Поза юноши, слегка согнувшего  одну

ногу и опирающегося на другую, проста и естественна.  Поликлет  строил  свои

скульптуры  по разработанной им  системе  математически  точного  соотношения

частей тела. Центром культурной и художественной жизни V  в.  до  н.э.  были

Афины. Вождем афинской демократии в  середине  V  в.  до  н.э.  был  Перикл.

Сохранился  скульптурный  портрет  Перикла   работы   Кресилая.   Греки   не

стремились  воспроизвести в портрете индивидуальные  черты.  Кресилай  создал

идеальный образ. Памятником могущества Афин стал ансамбль  афинского  кремля

– Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы трудились  над  его  возведением.

Руководил же Фидий.  Украшенный  колоннадой  вход  –  Пропилеи  –  ведет  на

Акрополь. В  центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до  н.э.)  –

дорический  храм  богине  Афине  Парфенос  (Афине-Деве)  –   покровительнице

города. Его  строители  Иктин  и  Калликрат  ввели  и  элементы  ионического

ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под  руководством  Фидия.  На

рельефах фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины –  Великих

Панафиней. На длинной, около 160 метров, ленте фриза расположено  более  500

фигур  людей  и  животных,  и  не  одна  не  повторяет  другую.   Фронтонные

скульптуры  Парфенона дошли до нас в обломках. На  восточном фронтоне  Фидий

изобразил миф  о рождении богини Афины в  присутствии  других  богов  Олимпа.

Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса.  К  числу  лучших  творений

Фидия  принадлежит  группа  трех  богинь,  расположенная  в   правой   части

фронтона. Великолепно  переданы свободные и естественные позы, тонкие  одежды

богини. Для  Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12  метров,  статую

богини Афины  Парфенос из золота и слоновой кости (442 – 432  до  н.э.).  Она

не сохранилась. Не сохранилась и самая  прославленная  работа  Фидия  –  14-

метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для  храма

в Олимпии. Кроме  Парфенона на Акрополе были возведены  и другие  храмы.  Храм

Нике Аптерос (Афины-Победительницы) построен в 449 – ок.  420  гг.  до  н.э.

Калликратом в  ионическом ордере близ входа на Акрополь. В ионическом  ордере

был построен и  Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в.  до  н.э.).  Его

черты – асимметрия плана и  портик,  в  котором  колонны  заменены  фигурами

девушек – кариатидами,  поддерживающими  перекрытие.  К  высшим  достижениям

архитектуры относятся  театры.  Эти  открытые  сооружения  с  поднимающимися

ступенями –  сиденьями  для  зрителей  –  отличались  прекрасной  акустикой.

Знаменит был театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим  в  IV  в.  до

н.э. В конце V в. до  н.э.  начинается  период  кризиса  полисов.  Величаво-

возвышенное  искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает  место

произведениям,  отражающим  индивидуальные  чувства,   личные   переживания.

Скульптор первой половины IV в. до н.э. Скопас изображает раненых  воинов  с

лицами, искаженными  страданием. Славилась его статуя Менады,  спутницы  бога

вина Диониса,  несущейся  в  неистовой,  хмельной  пляске.  По-новому  стали

изображать  богов. В статуях  скульптора  IV  в.  до  н.э.  Праксителя  боги,

утратив величие  и мощь,  приобретали  черты  земной,  человеческой  красоты.

Бога Гермеса  он изобразил отдыхающим после пути. На руках  у  бога  младенец

Дионис,  которого  он  забавляет  виноградной  кистью.   Скульптор    второй

половины IV в. до н.э.   Лисипп  создал  новый  образ  юноши-атлета.  В  его

статуе  Апоксиомена  (юноши,  очищающего  тело  от  песка)  подчеркнута   не

гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.

 

д) искусство  эпохи эллинизма.

 

       Эллинистическому искусству свойствен  интерес к  личности  конкретного

человека, к  событиям повседневной  жизни.  Появляются  портреты,  передающие

индивидуальные   черты   людей:   царей,   воинов,   философов   и   поэтов.

Распространяются  жанровые  скульптуры,  украшавшие  дома  и  сады   богатых

граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора  Боэфа  (  II  в.  до

н.э.). Эллинистическое  искусство призвано  было  прославлять  победы  царей.

Характерна  для этого периода статуя богини победы  Нике  Самофракийской  (II

в. до н.э.). В  Пергаме, государстве Малой Азии, в  180  году   до  н.э.  был

сооружен алтарь Зевса – мраморный помост  для  жертвоприношений,  увенчанный

колоннадой и украшенный рельефным  фризом.  Сюжет  фриза  –  битва  богов  с

гигантами, сыновьями  богини Земли Геи. Боги атакуют и  повергают  гигантов  –

чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо  ног.  Существовали  и

другие произведения, сохранившие красоту  и  ясность  классических  образов.

Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором  Александром ок.  120

г. до н.э. Некоторые  произведения выражают  идею  неотвратимости  наказания,

посланного  богами. Прославленная скульптурная группа изображает  Лаокоона  и

двух его  сыновей, погибающих от укусов змей. Этому  наказанию  Лаокоон,  жрец

бога Аполлона, был подвергнут за  то,  что  он  осмелился  противиться  воле

богов, обрекших на гибель его родной город  Трою.  Эта  сцена  была  создана

скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I  в.  до  н.э.  Искусство

эпохи эллинизма  завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Древний  Рим.

 

1. Государство  в Древнем Риме (полисные основы  римской культуры, социальная

стратификация, от республики – к империи).

 

       Время основания Рима связывают  с именами Ромула и Рема  и  относят  к

753 г. до н.э.  Объединение путем войн трех  племен латин,  сабин  и   этрусков

привело к образованию  в  Риме  общины.  Члены  старейших  родов  назывались

патрициями.  В  родах  выделяются  аристократические  семьи,  появляется   и

обособленная  социальная группа из обедневших общинников, принятых  в  состав

родов пришельцев, отпущенных на свободу рабов.  Благоприятные  климатические

условия, выгодное  географическое  положение и войны привлекали  в   Рим

население из соседних племен. Они  не  входили  в  римскую  общину.  Пришлое

население получило название плебсы. Во главе общины стоял  выборный  вождь  –

рекс. Органом  управления был совет старейшин родов – сенат.  Общие вопросы

рассматривались  на  народном  собрании.  В  общину   входило   300   родов,

объединявшихся  в 30 курий, которые входили  в  3  трибы.  Народные  собрания

созывались  по куриям. Появляются плебеи – богатые  ремесленники  и  торговцы.

Несоответствие  между большой ролью, которую  в жизни Рима стал играть  плебс,

его бесправным положением породило борьбу плебеев  за уравнение  в  правах  с

патрициями.   Она   закончилась   победой,   разрушившей   римскую   родовую

организацию и расчистившей путь к образованию государства. На  смену  полису

как общине приходит государство. Его  связывают  с  реформами  рекса  Сервия

Туллия. Свободное  население  было  разделено  на  имущественные  разряды.  В

основу деления  был  положен  размер  земельного  надела.  Обладавшие  полным

наделом входили  в первый разряд, ? надела – во  второй  и  т.д.  Из  первого

разряда была выделена особая группа – всадники, а безземельные –  пролетарии

обособлялись  в шестой разряд. Каждый  разряд  выставлял  определенное  число

вооруженных мужчин, из которых формировались  центурии  –  сотни.  Наряду  с

куриатными  народными  собраниями  стали  созываться  народные  собрания  по

центуриям.  Было  образовано  4  городских  и  17  сельских  территориальных

округов, за которыми сохранили название «трибы».  Позднее  по  трибам  также

стали созываться собрания.

       В  509  г.  до  н.э.  установился   республиканский  строй.   Основным

социальным  делением  стало  деление  на  свободных   и   рабов.   Свободные

распадались на две группы: верхушку рабовладельцев и мелких  производителей.

Правовое положение  личности характеризовалось  тремя  статусами  –  свободы,

гражданства и  семьи. Полноправным мог  быть  только  свободный.  По  статусу

гражданства  свободное  население  делилось   на   граждан   и   иностранцев

(перегринов). Полную  правоспособность могли иметь   только  свободнорожденные

римские  граждане.  Статус  семьи  означал,  что  полной   правоспособностью

пользовались  только  главы  семей  –  домовладыки.  Существовали  три  вида

народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Важную  роль  играл

сенат. Государственные  должности именовались магистратурами.

       II –I в. до н.э. – обострение  классовых  и  социальных  противоречий.

Необходимость выйти из  политического  кризиса,  неприспособленность  старой

государственной формы к  новым  условиям  были  причинами  падения  полисно-

республиканского  строя  и  установление  военно-диктаторского  строя.  После

диктатуры Суллы, диктатуры  первого  триумвирата  (Помпей,  Красс,  Цезарь),

диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид,  Октавиан)

в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на  управление  государством  и

наименование  Август,  употреблявшееся  как  обращение  к  богам.  Эта  дата

считается началом  периода империи. Республиканские  учреждения  сохраняются.

Наименование  «империя» условно. Титул  «император»  долгое  время  оставался

военным, только со временем глава государства стал именоваться  императором.

До середины III в. императоры получали свой титул как военный по  несколько

раз. Период империи  принято делить на два этапа:

      1) принципат (I в. до н.э. –  III в. н.э.),  от  «принцепс-синатус»  –

         первый сенатор. Этот титул   впервые  получил  от  сената  Октавиан

         Август, поставленный первым в  списке сенаторов и получивший  право

         первым выступать в сенате;

      2) доминат (III – V вв.), от «доминус»  – господин.

 

2. Возникновение  и распространение христианства.

 

       Христианство появилось около 2 тысячелетий назад. В Библии нарисована

такая картина  возникновения  новой  религии.  В  дни  царя  Ирода  в  городе

Вифлееме  у  простой  девушки  Марии  родился  сын  Иисус.  Это  было  чудо,

поскольку он родился  не от земного отца,  а  от  “духа  святого”  и был не

человек, а бог. Восточные астрологи  узнали  об  этом  по  движению  звезды.

Следуя за ней  и заметив место, где она остановилась, они нашли  нужный  дом,

разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески –  Христос)

– божьего помазанника, и поднесли ему дары. Когда Иисус возмужал, он  собрал

12 учеников (в  Новом завете они  названы   апостолами)  и,  совершая  с   ними

обход городов  и деревень Палестины, проповедовал  новую,  принесенную  им  с

небес религию.  Он  творил чудеса:  ходил по  воде,  своим прикосновением

оживлял умерших  и исцелял больных, превращал  воду в вино,  пятью  хлебами  и

двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и  после  трапезы  осталось

недоеденных кусков двенадцать коробов. Никто не догадывался, что он  Мессия,

а  его  родные  сочли,  что  он  “вышел  из  себя”,   что   он   ненормален.

Проповедническая   деятельность   Иисуса    Христа    вызвала    раздражение

первосвященников  Иерусалимского храма. Они объявили его  ложным  Мессией.  В

конфликт  вмешался  римский  наместник  в  Иудее  Понтий  Пилат.  Иисус  был

схвачен, судим  и подвергнут распятию – казни  на кресте, что считалось  самой

позорной, “рабской”  формой  казни.  После  казни  снова  произошли  чудеса:

померкло солнце, начались  землетрясения,  “отверзлись гробы”  и некоторые

умершие воскресли  и вышли из них.  На  третий  день  Иисус  воскрес,  явился

своим ученикам. Спустя некоторое время он  на  облаке  вознесся  к  небесам,

обещая вернуться, воскресить умерших и, рассудив  на  Страшном  суде  деяния

каждого, грешников  низвергнуть на вечные муки в ад, а  праведников  вознести

на  вечное  жительство  в  “горний  Иерусалим”  –  небесное  божье  царство.

Христианство  возникло в Палестине в первой половине I в. н.э.  Первоначально

оно было небольшим  стихийным движением. Первые христианские общины  состояли

из рабов, вольноотпущенников,  ремесленников,  бедноты.  Углубление  кризиса

общества побуждало  все большее число людей  искать  утешение  и  спасение  в

новой религии. Во II – III вв. в христианские общины  хлынули состоятельные

люди. К IV в.  христианство  проникло  во  все  социальные  слои.  Император

Константин  в начале IV  в.  дал  христианству  права  легальной  религии.  В

последнее  десятилетие  IV   в.   оно   получило   привилегии   единственной

государственной религии.

 

 

 

 

3. Поэзия.

 

       Лучший поэт Вергилий ( 70 – 19 до  н.э.) пишет поэму «Энеиду»  6  лет.

Информация о работе Античная культура