Античная мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:10, контрольная работа

Описание

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им.

Содержание

Общее описание античности как типа культуры........................................ 3
Специфика античной мифологии.................................................................. 4
Взаимоотношение людей и богов в античной мифологии......................... 5
Почему античность называют колыбелью европейской культуры........... 7
Античные сюжеты в мировой художественной культуре.......................... 9
Список использованной литературы............................................................ 11

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 38.17 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ВАРИАНТ 1 

Выполнил  студент группы Ю-61

 Ахметчин Р.С. 

Преподаватель:

Понтюхина Татьяна леонидовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган, 2010 

Содержание: 

Общее описание античности как типа культуры........................................ 3
Специфика античной мифологии.................................................................. 4
Взаимоотношение людей и богов в античной мифологии......................... 5
Почему античность называют колыбелью европейской  культуры........... 7
Античные сюжеты в мировой художественной культуре.......................... 9
Список использованной литературы............................................................ 11

 

   1. Общее описание античности как  типа культуры 

   Античная  культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально  во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

     Всего три поколения деятелей  культуры Древней Греции создали  искусство высокой классики, заложили  основы европейской цивилизации  и образы для подражания на многие тысячелетия. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью.

   Культура  Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное  выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

   Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:

   - Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).

   - Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).

   - Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию. 

     2. Специфика античной мифологии. 

     Под античной мифологией понимается мифология  греков и римлян, поэтому в науке  часто используется термин «греко-римская  мифология», но греческая мифологическая система возникла значительно раньше и послужила основой для римской. Мифология античного мира – своего рода сложный и многоплановый симбиоз мифологий Древней Греции и Древнего Рима, первой из которых принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, второму – слава сохранившего это богатство для нас, потомков.

     Мифы  возникают в дописьменный период и передаются из поколения в поколение  певцами-аэдами и рапсодами. Первыми  записанными произведениями, основанными  на мифологических сюжетах, были поэмы  Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI–VII в. до н.э.). Созданы они значительно раньше. По мнению историка Геродота, Гомер жил за три века до этого, то есть около IX–VIII веков до н.э. В гомеровском эпосе отражены уже сложившиеся к этому времени мифологические представления античных греков об устройстве мироздания. Все сущее образовалось из Хаоса, не являющегося реальным пространством. Первыми появились Гея – земля, Тартар – бездна и Эрос – любовь. От Геи родился Уран (небо), от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и хранителем вселенского порядка.

     Миф, таким образом, основан на чувственно-конкретном восприятии мира, одушевлении природы  и бессознательных обобщениях, пропущенных  через призму привычных представлений о семейно-родственных связях. Миф призван ввести человека в пространство истории и культуры, приобщить к городу и мировой жизни. Единство мифа, мышления и образной фантазии не исключает их самостоятельности. Миф - результат духовной работы многих поколений, концентрат ассоциаций и противоречивых чувств, он питает мысль, фантазию. Мифология ощущается как первичная и древнейшая реальность, насыщенная магической силой.

     Мы  понимаем, что мифология была для античных народов не наукой и не историей, она регулировала и определяла их повседневную жизнь, связывала их с миром ушедших предков. Божества находились не только на Олимпе, их обнаруживали в живой природе. Мировосприятие античного человека отличалось пантеизмом. В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление познать явления природы, обществ, отношения и человеческую натуру. Так, эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы. Ему поклонялись в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны. Посвященные ему фаллические статуи, символы, амулеты получили всеобщее распространение, что имело целью повысить плодородие земли. Этого бога окружал целый сомн образов живой природы: кентавры, нимфы, дриады, силены, сатиры. Земледельческое население особо чтило и богиню плодородия Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл: воздействие на силы плодородия земли. В сельской местности почитали Артемиду – богиню диких зверей. Городское население более чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи, приносились жертвы.

 

3.Взаимоотношения  людей и богов в античной  мифологии 

     В основе античной мифологии лежал антропоморфизм, принцип уподобления человеку. Античные боги были созданы человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей, они были не над человеком, а с человеком. Боги общались с простыми смертными, могли вступать с ними в любовные отношения. Некоторые древнегреческие аристократы числили в своих предках богов и гордились своим божественным происхождением.

     Боги  имели человеческий облик, были красивы, сильны, а главное – бессмертны. Им присущи разнообразные человеческие качества: великодушие и щедрость, ревность и коварство, проявляющиеся  с особой силой, интенсивностью. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в “Энеиде” решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, “уровняв стрелку весов”, бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего противника.

     Древние греки и древние римляне боялись  богов, боялись всего, что касалось загробного мира. Этим страхом объясняется  повсеместное поклонение богам, приношение многочисленных жертв, стремление заслужить  покровительство и расположение богов. Древние эллины создали богов, пытаясь объяснить мир природы, рождение и смерть человека. Наблюдая течение реки, тихое озеро, водопад, могучие морские волны, греки обобщали эти образы в Посейдоне - владыке вод, приписывая ему такие качества, как богатство, самообладание, мудрость и способность гневаться. Посейдон - супруг Деметры - Матери-Земли, с которой он сотрудничает, спорит и которую оплодотворяет: без воды не появится из земли ни одно растение. Небо, с его бесконечными просторами, где вечно сияют звезды; величественно, не подчиняясь времени, возвышаются над земной суетой горные вершины; древний грек называет Зевсом. Зевс видит все. Он грозный отец-патриарх, громовержец и светодатель, источник власти. От него исходят блага и несчастья.

     Ярким примером взаимоотношений богов  с людьми является Прометей. Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести людей к свету и снабдить их всем необходимым для жизни. Но неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, дав каждому какое-то мощное приспособительное средство: клыки, когти, быстроту бега, тонкий нюх, а для людей у него ничего не осталось. Тогда Прометей выкрал огонь из кузницы Гефеста и наделил им человечество. В древности человеческий род постоянно подвергался опасности и легко мог погибнуть. Во-первых, человек, не имевший техники, культуры, был слаб, беззащитен и неразумен перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был недоволен людьми и задумал их уничтожение, дабы создать новый человеческий род, более совершенный. Этому помешал Прометей, вставший на защиту человека. (Маркс назвал Прометея самым благородным святым в религиозном календаре). Греки хорошо понимали, что именно знания, умения, техника помогли человеку выжить.

 

4. Почему  античность называют «колыбелью  европейской культуры»? 

     В разные эпохи античность оказывала  воздействие на другие культуры, поэтому  неслучайно к античности стал возникать  не только эстетический, но и научный  интерес. Это имело место и  в Средневековье, и в эпоху  Возрождения. В эпоху Просвещения, когда человечество повернулось  лицом к науке, стали появляться научные работы частных лиц, где  обобщался опыт греческих и римских  открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков  античным наследием стали заниматься уже государства (особенно европейские): разрабатывались и финансировались  целые проекты по античным исследованиям. Проводились раскопки, организовывались музеи, создавались первые научные  труды об античной культуре, особенно искусстве. Непрестанный интерес к  вопросам античности, пронесенный через XIX век, сохранился и в веке XX: и  сейчас продолжается всестороннее изучение античности. И все-таки до сих пор  многие антиноведы полагают, что история  античной культуры, в частности искусства, еще не написана.

     В системе исследований античной культуры появляется и такой аспект изучения, как исследование античных традиций и их влияния на европейскую и мировую культуру в целом. Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым европейским эпосом:

    1. в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);
    2. форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;
    3. образ героя – образ воина: победителя, героического человека;
    4. обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);
    5. язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;
    6. автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

Информация о работе Античная мифология