Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:53, реферат

Описание

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.

Содержание

I. Древняя Греция. 3
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Афины.
а) возникновение государства;
б) реформы Солона и Клисфена;
в) демократия в V в до н.э.;
г) основные черты афинского права;
д) воспитание и образование.
4. Спарта.
а) особенности общественного строя;
б) организация власти;
в) воспитание и образование.
5. Миф и религия в культурной жизни греков.
6. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
7. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим.
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Общецивилизационное значение культуры.

Работа состоит из  1 файл

античная культура.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

7. Искусство.

а) искусство Трои, Крита и Микен;

 

Наивысшего расцвета искусство достигло в V в. до н.э., но корни его уходят в далекое прошлое. Уже в период неолита (VII-III тысячелетия до н.э.) земледельцы умели изготовлять глиняные сосуды, окрашенные красной, черной и белой красками. Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н.э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь возник город Троя, укрепленный мощными каменными стенами. Троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы. Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: было найдено несколько кладов с золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы. В XIII в. до н.э. город был захвачен ахейцами – греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. В первой половине II тысячелетия до н.э. на первое место выдвигается культура Крита – острова в южной части Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов  и дворца. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков – световых колодцев, прорезавших здание сверху донизу. Помещения группировались вокруг центрального двора, вымощенного каменными плитами. На складах в глиняных бочках – пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат – общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем. В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Любимы были морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают живописностью, естественностью и достоверностью. На фрески похожи росписи глиняных ваз. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями – изображения богини или жриц. Критские города были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и землетрясения. Господство перешло к ахейцам. Ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений поражают мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти. В погребениях ахейских царей – глубоких шахтовых гробницах или каменных склепах – найдены изделия критских ремесленников – бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями микенских мастеров. Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо двора в центре находилось помещение с очагом – мегарон. Но стены украшены росписями, похожими на критские. У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать глиняные.

б) искусство геометрического орнамента;

 

Ахейцы были сильным, воинственным народом. Но их могуществу положили конец племена дорийских греков. Доряне в культурном отношении стояли ниже ахейцев. Но они умели делать оружие из железа, и это помогло им одолеть ахейцев, располагавших бронзовым оружием. Города сменились бедными селениями. Культура конца II – начала I тысячелетия до н.э. оказалась отброшенной назад по сравнению с культурой II тысячелетия. События микенского времени остались в памяти греков I тысячелетия до н.э. в виде мифов – легенд о богах и героях. Искусство гомеровского периода складывалось постепенно. Древнейшие его памятники – глиняные вазы XI-VIII вв. до н.э., украшенные геометрическими узорами и геометризированными фигурками людей, животных.

в) искусство эпохи архаики;

 

В VIII-VI вв. до н.э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой. Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены  в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех  в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н.э.) представлены в движении. Правда, скованность и застылость еще не преодолены полностью. Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья – килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре – вазе для вина – работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера – стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на большой вазе – кратере – представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).

г) искусство классики;

 

В архитектуре совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Около 460 г. до н.э. в Олимпии был построен дорический храм в честь Зевса. На главном, восточном фронтоне изображена сцена из мифа, рассказывающая о состязании на колесницах между героями Пелопсом и Эномаем. Многочисленные скульпторы работали в V в. до н.э. Среди них выделяются Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон окончательно преодолел застылость и неподвижность форм. В середине V в. до н.э. он создал статую Дискобола – юноши, бросающего диск. Бронзовая статуя Мирона не сохранилась. Поликлет изображал стоящего человека. Славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца) (ок. 440 до н.э.). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей тела. Центром культурной и художественной жизни V в. до н.э. были Афины. Вождем афинской демократии в середине V в. до н.э. был Перикл. Сохранился скульптурный портрет Перикла работы Кресилая. Греки не стремились воспроизвести в портрете индивидуальные черты. Кресилай создал идеальный образ. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы трудились над его возведением. Руководил же Фидий. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители Иктин и Калликрат ввели и элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На длинной, около 160 метров, ленте фриза расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 – 432 до н.э.). Она не сохранилась. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия – 14-метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии. Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы. Храм Нике Аптерос (Афины-Победительницы) построен в 449 – ок. 420 гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере близ входа на Акрополь. В ионическом ордере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н.э. В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное  искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в. до н.э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске. По-новому стали изображать богов. В статуях скульптора IV в. до н.э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после пути. На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Скульптор  второй половины IV в. до н.э.  Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.

д) искусство эпохи эллинизма.

 

Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: царей, воинов, философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа ( II в. до н.э.). Эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году  до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост  для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом. Сюжет фриза – битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи. Боги атакуют и повергают гигантов – чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. Существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов. Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э. Некоторые произведения выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов змей. Этому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н.э. Искусство эпохи эллинизма завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

II. Древний Рим.

1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).

 

Время основания Рима связывают с именами Ромула и Рема и относят к 753 г. до н.э. Объединение путем войн трех племен латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших родов назывались патрициями. В родах выделяются аристократические семьи, появляется и обособленная социальная группа из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, отпущенных на свободу рабов. Благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение и войны привлекали в Рим население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Пришлое население получило название плебсы. Во главе общины стоял выборный вождь – рекс. Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Народные собрания созывались по куриям. Появляются плебеи – богатые ремесленники и торговцы. Несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей римскую родовую организацию и расчистившей путь к образованию государства. На смену полису как общине приходит государство. Его связывают с реформами рекса Сервия Туллия. Свободное население было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, ? надела – во второй и т.д. Из первого разряда была выделена особая группа – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили название «трибы». Позднее по трибам также стали созываться собрания.

В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социальным делением стало деление на свободных и рабов. Свободные распадались на две группы: верхушку рабовладельцев и мелких производителей. Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Статус семьи означал, что полной правоспособностью пользовались только главы семей – домовладыки. Существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Важную роль играл сенат. Государственные должности именовались магистратурами.

II –I в. до н.э. – обострение классовых и социальных противоречий. Необходимость выйти из политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым условиям были причинами падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи. Республиканские учреждения сохраняются. Наименование «империя» условно. Титул «император» долгое время оставался военным, только со временем глава государства стал именоваться императором. До середины III в. императоры получали свой титул как военный по несколько раз. Период империи принято делить на два этапа:

1)      принципат (I в. до н.э. – III в. н.э.), от «принцепс-синатус» – первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате;

2)      доминат (III – V вв.), от «доминус» – господин.  

2. Возникновение и распространение христианства.

 

Христианство появилось около 2 тысячелетий назад. В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от “духа святого” и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом по движению звезды. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары. Когда Иисус возмужал, он собрал 12 учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую, принесенную им с небес религию. Он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось недоеденных кусков двенадцать коробов. Никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли, что он “вышел из себя”, что он ненормален. Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник в Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – казни на кресте, что считалось самой позорной, “рабской” формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, “отверзлись гробы” и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая вернуться, воскресить умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство в “горний Иерусалим” – небесное божье царство. Христианство возникло в Палестине в первой половине I в. н.э. Первоначально оно было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, бедноты. Углубление кризиса общества побуждало все большее число людей искать утешение и спасение в новой религии. Во II – III вв. в христианские общины хлынули состоятельные люди. К IV в. христианство проникло во все социальные слои. Император Константин в начале IV в. дал христианству права легальной религии. В последнее десятилетие IV в. оно получило привилегии единственной государственной религии.

Информация о работе Античная культура