Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а, в конечном счете, повысить рыночную стоимость предприятия. Основными целями привлечения заемных средств являются:

Работа состоит из  1 файл

2 часть.docx

— 395.08 Кб (Скачать документ)

- ведение  учета (бухгалтерских книг) по  причитающимся сумма;

- предъявление  к оплате денежных требований;

-защита  поставщиков от неплатежеспособности  должников.

Обычно  факторинговый платеж складывается из комиссии за использование денежных ресурсов, платы за факторинговое обслуживание  (проверка дебитора, установление лимита финансирования, ведение дебитора в дальнейшем); комиссии за покрытие кредитного риска; фиксированного сбора за обработку документов.

Средняя ставка комиссии за использование денежных ресурсов России составляет 4-5% от суммы  финансирования плюс ставка рефинансирования Банка России 7,75%, на западе 2-2,25% плюс ставка рефинансирования. Некоторые  российские факторы устанавливают  низкие ставки за использование денежных ресурсов на период отсрочки, но при  этом взимают штрафные санкции за каждый день просрочки платежа дебитором. Или рассчитывают стоимость финансирования исходя из оборачиваемости из конкретной поставки, так что клиент и не знает, сколько ему придется заплатить  за предоставленное финансирование. Средняя ставка за факторинговое обслуживание (service fee) равна 0,5-3%, а за покрытие 1-1,5%.

Размеры этих комиссий примерно одинаковы для  России и Запада. Сбор за обработку  документов - эта некая фиксированная  сумма. Причиной использования факторинга может быть желание опробовать новый  инструмент финансирования. Убедиться  на практике в его преимуществах. Факторинг не требует залога, позволяет  увеличивать отсрочки платежей клиентам, считать риск финансовый потерь неплатежа. Основной недостаток данного инструмента  высокая стоимость услуг по сравнению  с кредитованием.

Различают регрессивный и безрегрессный факторинг. При регрессивном факторинге в случае неплатежа дебитора поставщик должен вернуть фактору сумму в размере полученного финансирования и уплатить комиссию. Безрегрессный факторинг предполагает, что фактор не направляет требования по возврату финансирования поставщику, то есть полностью принимает на себя риск неоплаты. Этот вид факторинга особенно выгоден тем компаниям, которые выходят на неизвестный рынок или начинают работу с новыми покупателями. Если договор с фактором не предусматривает регресса, то фактор, скорее всего, предпочтет купить требования только к тем дебиторам, в платежах которых он уверен, либо если высока вероятность положительного решения по возможному судебному иску к должнику. Кроме того, при безрегрессном факторинге выплачивается не вся сумма задолженности, а ее часть 60-80%. Если покупатель в срок заплатит по договору поставки, то фактор вычтет свою сумму комиссии и перечислит остаток средств поставщику, если же срок платежа будет нарушен, то фактор может удерживать сумму в 2-7 раза превышающей размер первоначальной комиссии. А если дебитор не заплатит совсем или значительно задержит  платеж, то поставщик вовсе не получит остаток средств от платежа дебитора. Всех вышеперечисленных недостатков лишен регрессный факторинг, который в настоящее время часто применяется российскими компаниями.

Перед заключением  договора факторинга компания – поставщик  должна предоставить пакет документов, на основании которого он примет решение  о начале совместной работы. Пакет  документов во многом схож с тем, что  запрашивают банки при выдаче кредита, но есть отличия. Так, при факторинге не требуется информация из обслуживающих  банков, налоговых органов, но большое  внимание уделяется взаимоотношениям с дебиторами (сроки отсрочек, условия  поставок, насколько давно поставщик  работает с данным клиентом).

Договор факторинга обычно заключается  без  ограничений срока действия. Это  означает, что фактор готов финансировать  клиента в течение всего периода  его деятельности. Затем компания указывает дебиторов, с которыми предполагает работать по факторингу, предоставляет по ним анкеты и, как  правило, копии договоров поставки. Фактор проверяет платежеспособность дебиторов, законность ведения хозяйственной  деятельности и , если все в порядке, дает свое согласие на работу с ним. После этого компания (или же сам фактор) уведомляет дебиторов о смене реквизитов оплаты в связи с уступкой прав требований по договору поставки.

 В  большинстве случаев фактор не  требует изменения документооборота, сложившийся между поставщиком  и покупателями. Покупателя также  не должны подписывать какие-либо  договоры с участием фактора.

Необходимость уведомления дебитора об уступки  денежного требования вытекает из положения  статьи 830 ГК РФ, согласно которой должник  обязан произвести платеж фактору только в том случае, если он был письменно  уведомлен об уступке самим фактором или клиентом (поставщиком). Способ уведомления дебитора в законодательстве не прописан. Можно подписать у  дебитора уведомление об уступке, отправить  заказное письмо. Подпись должника «молчаливо» свидетельствует о  его согласии произвести платеж по новым реквизитам. После наступления  сроков платежа покупатель производит оплату по новым реквизитам. Из поступивших средств финансовый агент удерживает то, что причитается ему, и переводит остаток средств компании – клиенту.

При этом поставщик может начинать работу даже с одним дебитором, впоследствии включая в схему факторинга все  новых покупателей.

В процессе факторинговых услуг поставщик может столкнуться с определенными проблемами. Объем и оперативность предоставления финансирования очень важны для компании. Но нередко для принятия решения о финансировании, в особенности при появлении новых дебиторов, фактору требуется несколько недель.  Такие ситуации могут складываться даже в очень крупных банках, в частности, если они не так давно начали заниматься факторингом. Предотвращение мошенничества или иных недобросовестных  действий дебиторов одна из важнейших функций фактора. Поэтому задержки  в рассмотрении возможности работы с тем или иным дебитором, абсолютно естественны и свидетельствуют, главным образом, об опасениях финансового агента по поводу соблюдения дебитором платежной дисциплины, либо оплаты поставщиком профинансированной поставки. Иногда задержка может быть вызвана непрофессионализмом сотрудников фактора, хотя такие случаи довольно реки и наблюдаются в основном у факторов, начинающих свою деятельность на рынке.

Нормальный  срок проверки дебитора – до 5 рабочих  дней. Для ускорения процедуры  принятия решений по тому или иному  дебитору следует предоставить фактору  максимум имеющейся информации о  контрагенте: отчетность, регистрационные  даны, список владельцев и руководителей  компании. Это особенно актуально  при передаче на обслуживание дебиторов  с существенной долей задолженности  в общем объеме долгового портфеля передаваемого тех, кто имеет  негативную репутацию, замечен в  нарушении платежной дисциплины. В данном случае фактор принимает  на себя повышенный риск, поэтому и  проверяет дебиторов с «пристрастием».

Довольно  часто, особенно если услуги факторинга оказываются кредитными подразделениями  банка, клиенту могут установить  лимит финансирования, не превышающий  выручку за прошедший период (обычно квартал). В этом случае сомнительно, что компания сможет финансировать  рост продаж.

В настоящее  время услуги факторинга представляют не только банки, но и факторинговые компании, которые не имеют соответствующей лицензии. Сложилась правовая коллизия, осложняющая жизнь факторинговым компаниям и их клиентам. С одной стороны, ст. 825 ГК РФ предусматривает, что договоры финансирования под уступку права требования могут заключать «банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». С другой стороны, закон о лицензировании проведения факторинговых операций (Финансирования под уступку денежного требования) не затрагивает. Подобные неувязки в законодательстве могут привести к тому, что компании будет сложно обосновать зачет НДС и включение сумм комиссии по факторингу в себестоимость в случае разбирательств с налоговыми органами.

Среди проблем, связанных с факторингом следует  выделить налоговые риски, возникающие  при отнесении на затраты сумм факторинговых комиссий. Если с комиссий за обработку документов обычно проблем не возникает, то по остальным комиссиям, таким как страхование риска несвоевременного платежа, позиция налоговых органов сложилась не в пользу компаний. В частности, фискальные органы придерживаются мнения, что названные платежи можно отнести на затраты по тому же механизму, что и банковский кредит – ст. 269 НК РФ .  Решение суда по возникающим в связи с этим  разбирательствам выносились в пользу как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Очень важно, чтобы фактор знал обычаи делового оборота и неформальные правила, принятые в той или иной отрасли, а также учитывая взаимоотношения, сложившиеся между поставщиком и дебитором. Неумелые действия сотрудников банка или факторинговой компании могут стать причиной разрыва отношений клиента фактора с дебиторами.

Иногда  финансовый агент требует  от поставщиков  поручительства или даже обеспечения  в виде залога. Говорить о реальном факторе в таких случаях не приходится. Это не что иное как, подмена кредитных операций факторингом, и сделка, по сути, носит кредитный  характер.

Случается, что фактор готов предоставить финансирование при условии получения от клиента  финансовой отчетности дебиторов, что  не всегда выполнимо. Поставщик вынужден выбирать между дополнительным обременением своих покупателей и отсутствием  финансирования по поставкам. Как правило, такое условие выдвигают банки  или факторинговые компании, которые не располагают адекватной системой оценки рисков или не в состоянии провести анализ дебиторов.

Иногда  дебиторы не желают проводить платежи  в адрес факторинговых компаний. При этом они в основном отказываются подписывать уведомления об уступке денежных требований. Закон получения подписи дебитора на уведомлении не требуется ст. 830 ГК РФ.

К отказу подписать уведомление часто  прибегают крупные дебиторы. Они  стремятся сотрудничать с определенными  факторами, опасаясь его консолидации задолженности и, как следствие, предъявления претензий на крупные  суммы с целью совершения недружественных  действий.

При использовании  факторинга не последнюю роль играет информационное сопровождение, в том  числе и возможность получения  от фактора разного рода консультаций по текущим вопросам. 

Некоторые факторы предоставляют клиентам электронный модуль (как правило, бесплатно), в котором сотрудники фирмы смогут отслеживать все  операции, производимые фактором по поставкам, движение денежных средств между  дебитором и фактором, а также  между фактором и клиентом. Объем  уступаемых денежных требований постоянно  растет, что свидетельствует  о росте популярности факторинга. Как любой финансовый  инструмент, он имеет не только достоинства, но и недостатки: факторинговые услуги недешевы, от поставщиков требуются определенные усилия и навыки в управлении дебиторской задолженностью, в перестройке схем документооборота, да и в переговорах с факторами.

О тех  проблемах которые могут появится, при использовании факторинга, лучше знать заранее. Тогда можно принять решение, взвесив все «за» и «против».

3.2. Пути повышения эффективности  управления заемным капиталом

 

В теории финансового менеджмента принято  выделять различные стратегии финансирования оборотных активов в зависимости  от отношения менеджера к выбору источников покрытия.

Известны 4 модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор  той или иной модели стратегии  финансирования сводится к выделению  соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования.

Идеальная модель построена, основываясь на сути категорий "оборотные активы" и "краткосрочные пассивы". Модель означает, что оборотные активы по величине совпадают с краткосрочными пассивами, т.е. чистый оборотный капитал  равен нулю.

В реальной жизни такая модель практически  не встречается, т.к. предприятие всегда нуждается в некоторой сумме  денежных средств для поддержания текущих расходов. С позиции ликвидности данная модель наиболее рискована, т.к. предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности.

Суть  этой стратегии состоит в том, что долгосрочный капитал используется как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной.

Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. С позиции ликвидности данная модель также рискована, т.к. в реальной жизни ограничиться лишь минимумом оборотных активов невозможно.

Поскольку постоянных источников финансирования в этом случае хватает лишь на покрытие минимума оборотных активов. При  данной модели имеет место относительно высокая текущая прибыль (т.к. затраты  на поддержание текущей деятельности минимальны) и высок риск потерь от неполучения возможных доходов  при возрастании спроса на продукцию.

Консервативная  модель предполагает, что часть оборотных  активов покрывается долгосрочными  пассивами.

Компромиссная модель считается наиболее реальной. Оборотные активы финансируются  за счет долгосрочных источников.

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Информация о работе Управление заемным капиталом