Упралнеие ДЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 747.50 Кб (Скачать документ)
  • срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система  взаимоотношений с покупателями подразумевает:

а) качественный отбор  клиентов, которым можно предоставлять  кредит;

б) определение оптимальных условий кредитования;

в) четкую процедуру предъявления претензий;

г) контроль за тем, как  клиенты исполняют условия договора.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам[12].

  1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
  3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
  4. Формирование системы кредитных условий.
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Анализ дебиторской  задолженности организации в  предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа  оценивается уровень дебиторской  задолженности организации и  его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

 

КОАдз = ДЗ/ОА, (1)

 

где КОАдз – коэффициент  отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность;

ДЗ – общая сумма  дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА – общая сумма  оборотных активов организации.

На втором этапе анализа  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

ПИдз = ДЗср/Оо, (2)

 

где ПИдз – средний  период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср – средний  остаток дебиторской задолженности  организации (в целом или отдельных  ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

При проведении анализа  дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:

  • оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;
  • проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
  • исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;
  • охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности;
  • спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности;
  • разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям;
  • оценить изменение финансового состояния должников;
  • выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости;
  • оценить эффективность использования дебиторской задолженности;
  • составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление дебиторской задолженностью в ОАО «ЗМЗ»

2.1.Организационно-экнономическая  характеристика ОАО «ЗМЗ»

  ОАО “Заволжский  моторный завод” – один из  крупнейших центров в России  по производству двигателей внутреннего  сгорания. Предприятие выпускает свыше 80 модификаций двигателей рабочим объемом от 2,2 л . до 4,67 л ., соответствующих современным экологическим стандартам, для автомобилей и автобусов трех автомобильных компаний России – ОАО «УАЗ», ОАО «Павловский автобус», ОАО «ГАЗ».

Основные виды деятельности:

– Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей;

– Оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

На сегодняшний день на ОАО «Заволжский моторный завод» создано семь дочерних предприятий со 100- процентным капиталом ОАО «ЗМЗ». Цель реструктуризации – концентрация на основном направлении деятельности завода (производство двигателей), повышение эффективности работы выделенных предприятий, в том числе за счет  расширения портфеля заказов со стороны внешних потребителей, снижение затрат основного производства.

Структура оборотных  средств (Тыс. руб.)

 

 

Оборотные активы

31.12.2006

Запасы

1 254 430

в том числе:

сырье, материалы  и другие  аналогичные ценности

 

722 524

затраты в незавершенном производстве

103 361

готовая продукция  и товары для перепродажи

239 442

товары отгруженные

0

расходы будущих  периодов

189 103

прочие запасы и затраты

0

Налог на добавленную стоимость по приобрет. ценностям

64 726

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

28 382

в том числе:

покупатели  и заказчики

28 382

Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течении 12 месяцев  после отчетной даты)

1 327 032

в том числе: покупатели и заказчики

1 036 207

векселя к  получению

0

авансы выданные

70 587

прочие дебиторы

220 238

Краткосрочные финансовые вложения

1 972 500

в том числе: займы, предоставленные организациям на срок до 12 м.

1 951 500

прочие краткосрочные  финансовые вложения

21000

 

Продолжение табл. 2.3

Денежные  средства

428 674

в том числе:

 касса

69

расчетные счета

410 851

валютные  счета

9 255

прочие денежные средства

8 499

Прочие  оборотные активы

0

ИТОГО ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

5 075 744


 

 

Источниками финансирования оборотных средств являются собственные источники, заемные и кредитные средства.

Объемы и структура  продаж

В 2006 году реализовано продукции  на сумму 13 883,6 млн. руб., что больше уровня 2005 года на 1 637,9 млн. руб. или на 13,4%. Увеличение объема продаж произошло за счет роста на 13,2% отгрузки двигателей заводам – потребителям («ГАЗ», «УАЗ», «Павловский автобус»), в том числе ОАО «ГАЗ (+10,7%), ОАО «УАЗ» (+51,5%), и роста на 4,7% отгрузки деталей собственного производства на вторичный рынок. Всего в 2006 году реализовано двигателей 248 385 штук, что ниже уровня 2005 года на 0,6%.

Основные средства

За 2011 г.

Единица измерения: тыс. руб.

Наименование группы объектов основных средств

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма начисленной амортизации

Здания

773 486

196 046

Передаточные устройства

158 467

99 481

Машины

2 969 453

2 389 051

Транспорт

52 711

37 728

Прочие

85 185

70 142

Консервация

499 521

282 163

Земля

14 223 320

0

Незавершенные капитальные  вложения

471 891

 

ИТОГО

5 024 937

3 074 611


Сведения о способах начисления амортизационных отчислений по группам объектов основных средств: 
По всем группам основных средств применяется линейный метод начисления амортизации.

Отчетная дата: 31.12.2011

На дату окончания  отчетного квартала

Единица измерения: тыс. руб.

Наименование группы объектов основных средств

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма начисленной амортизации

Здания

847 909

234 603

Передаточные устройства

160 983

101 756

Машины

3 031 632

2 442 836

Транспорт

51 305

37 627

Прочие

85 318

71 319

Консервация

367 689

232 246

Земля

14 273

0

Незавершенные капитальные  вложения

467 385

 

ИТОГО

5 026 494

3 120 387


Показатели финансовой устойчивости предприятия.

Залогом выживаемости предприятия  в условиях рыночной экономики является его финансовая устойчивость, то есть способность предприятия осуществлять свою текущую деятельность.

Расчет показателей финансовой устойчивости должен показать наличие  или отсутствие у предприятия  возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.             

В качестве абсолютных показателей  финансовой устойчивости используют показатели, характеризующие уровень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основные показателя:

  1. Наличие собственных оборотных средств (СОС):

Величина собственных оборотных средств показывает реальную сумму средств предприятия, находящихся в обороте и характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов.

СОС = Капитал и резервы  – внеоборотные активы   Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (СД):

СД = СОС + долгосрочные кредиты  и займы     Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):

ОИ = СД + краткосрочные  кредиты и займы    

Далее показатели источников формирования сравниваются с величиной запасов (З):

  1. означает излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов:

     
характеризует излишек (недостаток) собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат:

                                            
характеризует излишек (недостаток) общих источников формирования запасов и затрат:

      

Выявление излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат позволяет определить тип финансовой ситуации на предприятии.

Выделяют 4 типа финансовой устойчивости:

    1. Абсолютная финансовая устойчивость, если:

  

,
.                 

    1. Нормальная финансовая устойчивость, если:

     < 0,  , .  

    1. Неустойчивое финансовое состояние, если:

 < 0,  < 0, .  Кризисное финансовое состояние, если:

Информация о работе Упралнеие ДЗ