Упралнеие ДЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.
Многообразие расчетных взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 747.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

Многообразие расчетных  взаимоотношений обусловило существование различных мер по управлению расчетами на предприятии. Улучшение состояния расчетов путем своевременного и точного учета обязательств контрагентов предприятия с целью улучшения финансовой устойчивости предприятия является необходимым для каждого хозяйствующего субъекта.

Ведение современного бизнеса  сопровождается необходимостью решения  задач различной сложности. Все  чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с  проблемой не возврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.

В свою очередь, дебиторская  задолженность относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит, и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

Дебиторская задолженность  является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком  высокая доля дебиторской задолженности  в общей структуре активов  снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

Современная система  управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов  анализа, контроля и оценки дебиторской  задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью – это  работа с источниками возникновения  просроченной задолженности – постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть теоретические основы управления дебиторской задолженностью;
  • провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
  • выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
  • разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Объектом исследования является ОАО "ЗМЗ".

Предметом исследования является дебиторская задолженность предприятия.

Источниками информации для проведения исследования являются:

  • годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2010-2011гг.;
  • данные аналитического и синтетического учета;
  • первичные документы и другие данные предприятия.

Теоретической и методической основой работы послужили труды  современных ученых по исследуемой  проблеме, учебные и методические пособия, инструктивный материал, законодательные акты и нормативные документы, действующие в стране в течение исследуемого периода.

 

Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью

 

1.1. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность  составляет внушительную часть активов  компаний в современной экономике. ( Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов).

 Принимая во внимание  эти факты, следует признать, что  управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.

Эффективное управление дебиторской задолженностью также  является важнейшей характеристикой  ликвидности фирмы, так как чем  меньше средств омертвляется в дебиторской  задолженности, чем меньше у нее  «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

При проведении в жизнь  политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.

Переменные второй группы также могут повлиять на объем  продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:

- контроль за образованием  и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование  клиентов (на основе кредитных  историй);

- контроль расчетов  с дебиторами по отсроченным  и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);

- определение приемов  ускорения востребования долгов  и уменьшения безнадежных долгов.

Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью

 

 

        

       

 

 

 

 

1.2. Методика управления дебиторской задолженностью

 

 Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят  в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Внешний анализ состояния  расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская  задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей  динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется  качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с  целью избежать продажи продукции  неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.

Все счета к получению  классифицируются по следующим группам:

  • срок оплаты не наступил;
  • просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
  • просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится  задолженность, срок погашения которой  не наступил или составляет менее  одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков, срок погашения которой составляет более одного месяца. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей  вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной  оплате. Существуют следующие формы  досрочного погашения дебиторской  задолженности:

  • продажа долгов банку (факторинг);
  • получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);
  • учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются  ли оправдательные документы.

В заключение анализа  состояния оборотных активов  следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов  в общей величине оборотных активов  и соотношение трудно реализуемых  и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых  оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие  должно определиться по следующим ключевым вопросам:

Информация о работе Упралнеие ДЗ