Финансовая политика в советский период 1917-1985гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание

Важнейшим показателем благосостояния государства и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансы Российского государства имеют длительную историю. Можно выделить несколько этапов становления и развития финансов: история финансов дореволюционной России, развитие финансов в советский период и положение финансов на современном этапе в рыночной экономике. На каждом из этих этапов финансы страны претерпевали существенные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Финансы России в годы Гражданской войны 3
2. Преобразование банковской системы после 1917г. и ее развитие в советский период 6
3. Таможенная система в светский период 8
4. Советский период российского налогообложения 9
5. Финансы государственных предприятий и организаций, исторический аспект их развития 15
6. Бюджетная система, распределение доходов и расходов между ее звеньями, бюджетные права в советский период 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Такой подход неизбежно  сказывался на содержании учебников, учебных пособий и другой литературы по финансам. В частности, любой учебник по финансам предприятий содержал изложение: экономической природы, состава и структуры основных фондов, характеристики экономических показателей использования основных фондов, организации нормирования и использования оборотных средств; затрат на производство и реализацию продукции и т.п. Все это приводило к дублированию материала по экономике предприятий, которая изучалась как самостоятельная дисциплина.

Рассмотрим в историческом аспекте только финансовую сторону деятельности государственных предприятий, следуя содержанию их финансов. 

6. Бюджетная  система, распределение доходов  и расходов между ее звеньями, бюджетные права в советский  период. 

В советский  период термин "государственный бюджет" употреблялся в трех значениях. Во-первых, как экономическая категория; во-вторых, как основной финансовый план страны; в-третьих, как централизованный денежный фонд государства. Это было связано с развитием науки о финансах, когда из общей совокупности объективно необходимых финансовых отношений была выделена их часть, связанная с формированием и использованием централизованного фонда государства, необходимого ему для выполнения своих функций.

Государственный бюджет как экономическая категория представлял собой совокупность денежных отношений государства с субъектами хозяйствования и населением, а также внутри государства по поводу создания, распределения и использования централизованного денежного фонда страны. Денежные отношения государства с субъектами хозяйствования представляли собой формы финансовых отношений по поводу платежей в бюджет и финансирования из бюджета.

Денежные отношения  государства с населением представляли собой формы финансовых отношений  по поводу взимания налогов и сборов, а также финансирование населения через сеть социально-культурных учреждений. Внутригосударственные денежные отношения представляли собой формы финансовых отношений по поводу распределения доходов и определения бюджетных расходов по группам на стадии планирования, рассмотрения и утверждения Государственного бюджета.

Для регулирования  этого процесса необходимо было составлять специальный финансовый план, который  ввиду его значимости (так как  в нем сосредотачивалось более 60 % национального дохода страны) являлся основным финансовым планом. Он получил тоже название Государственного бюджета.

В повседневной практике термин "государственный  бюджет" употреблялся в основном в двух значениях. Так, когда в  литературе говорилось о том, что  составлен, утвержден, исполнен Государственный бюджет, имелось в виду, что составлен, утвержден, исполнен основной финансовый план страны. Когда говорилось, что поступили средства в Государственный бюджет или выделены средства из Государственного бюджета, то имелось в виду, что они поступили или выделены из централизованного фонда государства.

На протяжении многих десятилетий финансовые отношения  советского государства с государственными предприятиями строились так, что  размеры платежей в бюджет делали многие из них планово-низкорентабельными или планово-убыточными. Вследствие этого для обеспечения возможности функционирования таких предприятий из бюджета обратным потоком выделялись огромные средства.

В целом средства централизованного фонда государства  обеспечивали 50% всех затрат на финансирование народного хозяйства, а также создание всего объема материальных и денежных ресурсов государства, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов и предупреждения диспропорций в развитии хозяйства. Бюджетные ассигнования также использовались для затрат на обеспечение функционирования учреждений просвещения и здравоохранения, что фактически представляло финансовые отношения государства с населением. Значительная часть централизованного фонда направлялась на оборону и общегосударственное управление.

  В советский  период Государственный бюджет  широко использовался для перераспределения  средств между союзными республиками  и экономическими районами, между  секторами социалистического производства. Делалось это внешне с целью  всестороннего развития экономики страны, а фактически способствовало порождению иждивенчества и бесхозяйственности, как отдельных предприятий, колхозов, так и целых отраслей хозяйства, регионов страны.

Следует отметить, что в советский период Государственный  бюджет широко использовался в политических целях. В частности, он в огромных (секретных) размерах, сокращая и так мизерные доходы своих граждан, использовался для оказания финансовой помощи другим странам. Результаты такой помощи, направляемой на поддержание правящей "дружественной" элиты, известны. Астрономические денежные средства потрачены впустую.

Государственный бюджет как основной финансовый план страны не являлся сплошным монолитом, а представлял собой бюджетную  систему, определяемую государственным  устройством. Вследствие этого каждая союзная (автономная) республика, каждая область, каждый край, округ, город, район, поселок, сельский Совет имели свой бюджет.

Под бюджетной  системой понималась совокупность этих бюджетов, связанных между собой  установленными законом взаимоотношениями. Оформление бюджетной системы произошло в 1926 г.

В основе построения бюджетной системы СССР лежали следующие  декларируемые принципы: демократического централизма; ленинской национальной политики; единства бюджетной системы  и финансовой политики государства.

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и бюджеты всех административно-территориальных  единиц — республик, краев, областей, районов, городов, поселков, сел.

Государственный бюджет каждой союзной республики включал республиканский бюджет, государственные бюджеты автономных республик и местные.

Государственный бюджет автономной республики включал  республиканский бюджет, бюджеты  городов и поселков, входящих в  состав автономной республики.

Бюджет края (области) объединял краевой (областной) бюджет и бюджеты областей, входящих в состав края.

Бюджеты городов  республиканского, областного, краевого подчинения включали городской бюджет и бюджеты районов города.

Бюджет районов  включал районный бюджет, бюджеты  городов районного подчинения, поселковые и сельские.

Поселковые и  сельские бюджеты, а также бюджеты  городов окружного и районного  подчинения делений не имели.

В Государственный  бюджет СССР включался также свободный  бюджет государственного социального  страхования.

В советский период установление налогов и доходов, поступающих в союзный, республиканские и местные бюджеты, производилось строго в централизованном порядке, т.е. высшими органами власти и управления Союза ССР (г. Москва).

Таким образом, в СССР все звенья бюджетной системы составляли единое целое. Доходная часть всех бюджетов базировалась на общих источниках. При этом основная часть доходов сосредоточивалась в союзном бюджете. Отсюда каждый бюджет, начиная с республиканского и кончая сельским, зависел от вышестоящего, поскольку он оказывал финансовую поддержку нижестоящему бюджету. Этим самым достигалась сбалансированность всех видов бюджетов.

Итак, доходы Государственного бюджета СССР складывались из доходов, закрепленных за союзным бюджетом и  из доходов, закрепленных за бюджетами союзных республик, а те в свою очередь — из доходов республиканских бюджетов союзных республик, автономных республик и местных бюджетов.

При распределении  доходов между бюджетами за основу бралась подчиненность плательщиков. Так, платежи из прибыли предприятий союзного подчинения поступали в союзный бюджет (г. Москва); предприятий республиканского подчинения — в республиканский бюджет; предприятий местного подчинения — в местный бюджет. Доходы, поступающие таким образом в бюджеты, назывались закрепленными доходами. Однако это не означало, что доходная часть бюджетов должна была опираться только на закрепленные доходные источники. Закрепление доходов между бюджетами административно-территориальных единиц производилось таким образом, чтобы собственных доходов у них не хватало для осуществления намеченных расходов. В этих случаях производились отчисления от общесоюзных налогов и доходов, суммы которых передавались постепенно от союзного бюджета в республиканские, от республиканских — в местные и тем самым достигалась сбалансированность всех бюджетов.

Поскольку основная часть доходов сосредоточивалась  в союзном бюджете, то и значительная доля расходов приходилась на него. Предприятия и хозяйственные  организации, подчиненные общесоюзным  министерствам и центральным учреждениям, финансировались из союзного бюджета. Так, из союзного бюджета финансировались железнодорожный, водный, воздушный транспорт, связь, внешняя торговля и др. Крупные суммы из союзного бюджета ассигновались и финансировались на социально-культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), имевшие общесоюзное значение.

Из союзного бюджета финансировались мероприятия, связанные с обороной страны. За счет этого бюджета создавались  государственные материальные и финансовые резервы, содержались высшие органы власти и управления.

Из республиканских  бюджетов союзных республик финансировались  предприятия, учреждения и организации, находившиеся в подчинении республиканских  органов! В частности, финансировались предприятия всех отраслей хозяйства, находящиеся в ведении республиканских министерств и ведомств, социально-культурные и другие мероприятия республиканского значения, содержались высшие органы власти и управления союзных республик.

Из местных  бюджетов финансировались предприятия и организации местной промышленности, подчиненные местным Советам, коммунальное хозяйство, мероприятия по благоустройству городов и других населенных пунктов, жилищное хозяйство, торговля, строительство, ремонт и содержание шоссейных и грунтовых дорог местного значения, школы всеобуча, рабочей и сельской молодежи, детские дома, больницы, поликлиники, здравпункты, производились выплаты пенсий и пособий инвалидам и их семьям, выплаты средств на трудовое обучение и устройство инвалидов, содержание домов инвалидов и др. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов (областными, районными, городскими, поселковыми, сельскими) производилось исполкомами Советов по территориальному и подведомственному признакам.

Функционирование бюджетной системы обеспечивалось Законом о бюджетных правах. В рамках этого закона принимались законы о бюджетных правах союзных республик и местных Советов.

Под бюджетным  правом понимались: совокупность юридических  норм, регулирующих основы бюджетного устройства, составление, рассмотрение, утверждение и исполнение Государственного бюджета во всех его звеньях, а также осуществление контроля за его исполнением. 
 
 

Заключение 

Финансы Российского  государства имеют длительную историю. Во время войны 1914 – 1918 г. финансовая система России претерпела негативные изменения: нарастающая эмиссия, прекращение обмена кредитных билетов на золото, выпуск Госбанком в обращение необеспеченных золотом бумажных денег. В целом можно считать, что денежная система России в период 1914 – 1916 г. удовлетворяла потребности воюющей армии и перевода экономики на военные рельсы. 

В годы Гражданской  войны денежное обращение было полностью  нарушено. Практически на всех территориях  формировалось смешанное обращение  разных денег, иногда десятков видов. Работа банков и других финансовых учреждений в таких условиях была невозможной, безналичного расчёта не существовало, все платежи производились наличными бумажными деньгами. Товарообмен между территориями, на которых преобладали разные деньги оказался затруднительным. Результатом Гражданской войны был переход власти к большевикам и становление советского государства. Реформы советской власти тоже не увенчались успехом: кон­фискации практически любых форм денежного капитала и сбережений, аннулирование внешних займов и частных ценных бумаг. Нарастающая инфляция стала закономерным итогом постоянной эмиссии денег. В стране назревал новый финансовый кризис. 

Реализация НЭПа стала попыткой вывести экономику  из кризиса. Была проведена денежная реформа, которая предусматривала выпуск червонцев, обменных на золото. Складывается валютный рынок, на котором курс червонного рубля к доллару постоянно повышался. Это был, кажется, единственный во всей советской истории период, когда наша валюта легально вышла на мировой рынок и оценивалась за границей близко к паритету. Реформа налогообложения унифицировала многочисленные государственные и местные налоги и сборы в два основных вида изъятий: налога с оборота, налога с прибылей. В результате кредитной реформы все расчёты и кредитные операции стали осуществляться через единый общегосударственный банк – Госбанк СССР. Важным документом для налоговых и кредитных изменений явилась Конституция 1936 г. 

Информация о работе Финансовая политика в советский период 1917-1985гг