Финансовая политика в советский период 1917-1985гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание

Важнейшим показателем благосостояния государства и всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансы Российского государства имеют длительную историю. Можно выделить несколько этапов становления и развития финансов: история финансов дореволюционной России, развитие финансов в советский период и положение финансов на современном этапе в рыночной экономике. На каждом из этих этапов финансы страны претерпевали существенные изменения.

Содержание

Введение 3
1. Финансы России в годы Гражданской войны 3
2. Преобразование банковской системы после 1917г. и ее развитие в советский период 6
3. Таможенная система в светский период 8
4. Советский период российского налогообложения 9
5. Финансы государственных предприятий и организаций, исторический аспект их развития 15
6. Бюджетная система, распределение доходов и расходов между ее звеньями, бюджетные права в советский период 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

 После окончания  гражданской войны началось восстановление народного хозяйства. Был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу). Стали развиваться товарно-денежные отношения, послужившие основой для связей между отраслями народного хозяйства. В этих условиях предстояло обеспечить поступление регулярных доходов, сократить расходы государственного бюджета и добиться стабилизации рубля.

В октябре 1921 г. был восстановлен Государственный  банк, призванный стать центром кредитования народного хозяйства и государственного регулирования денежного обращения. 16 ноября 1921 г. новый банк начал свои операции. В положении об этом банке указывалось, что он учреждается с целью способствовать кредитами и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также концентрации денежных оборотов и проведению других мер, направленных на установление правильного денежного обращения.

 При создании  Государственного банка предполагалось, что он будет единственным  кредитным институтом страны, но  скоро выяснилось, что в условиях недостаточно развитой кредитной системы одного банка мало. С 1922 по 1925 г. были образованы отраслевые и территориальные специальные банки. В 1922 г. создан Промышленный банк в качестве акционерного общества для предоставления долгосрочных ссуд на срок от одного до трех лет, срочных ссуд — до трех месяцев и совершения других операций. В 1924 г. он был переименован в Торгово-промышленный банк.

В конце 1922 г. было организовано акционерное общество «Электрокредит», реорганизованное в  конце 1924 г. в Акционерный банк электрификации — Электробанк, созданы коммунальные банки, находившиеся в ведении местных органов власти, а также Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства. Для развития потребительской кооперации сформировались Банк потребкооперации (Покобанк) и Всеукраинский потребительский кооперативный банк. По мере развития других форм кооперации (промысловой, охотничьей, рыболовецкой) Покобанк включал эти организации в число своих пайщиков и предоставлял им кредиты. В 1923 г. Покобанк был преобразован во Всекобанк (Всероссийский кооперативный банк). Территориальные банки были созданы на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

 В те годы  была предпринята попытка создания  государственно-капиталистических  банков. Так, в 1922 г. были учреждены Российский коммерческий банк (Роскомбанк) в Москве и Юго-Восточный коммерческий банк в Ростове-на-Дону с участием частного капитала. В Роскомбанке часть акций приобрели шведские капиталисты, но уже в 1924 г. правительство выкупило их у шведов, а сам банк был преобразован в Банк внешней торговли СССР.

В 1922 г. на основе декрета от 19 октября Государственному банку было предоставлено право  выпуска новых денежных знаков. Это  послужило началом денежной реформы 1922-1924 гг. С завершением денежной реформы возросла ведущая роль Государственного банка, он стал кассовым центром страны, и все кредитные учреждения обязывались хранить в нем свои кассовые резервы. Происходило усиление централизованного государственного руководства кредитной системой. 

15 июня 1927 г.  правительством было принято  постановление «О принципах построения  кредитной системы», в котором  вновь подчеркивалось доминирующее  значение Государственного банка  и его руководящая роль по  отношению к остальным кредитным  учреждениям. Важным этапом в перестройке кредитной системы явилось объединение в 1928 г. Промбанка с Электробанком и создание на их базе Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. При этом четко разграничивались функции банков: краткосрочные кредитные операции Промбанка и Электробанка перешли к Государственному банку, Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства стал заниматься долгосрочным кредитованием промышленности и предоставлением средств за счет бюджета, собственных накоплений и других источников. 

В 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в  процессе которой был ликвидирован коммерческий кредит, введены новые  формы безналичных расчетов, усилились  принципы срочности и целевого характера  банковского кредита, завершалась организация специальных банков, которые превратились в банки долгосрочных вложений. Реформа закрепляла и развивала дальше жесткое административно-централизованное управление всей кредитной системой и по существу создавала монополию всего кредитного дела государства в лице единого Государственного банка. 

3. Таможенная система в советский период 

События первой мировой войны самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 года таможенная система  страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Департамент таможенных сборов бездействовал.

 Около года таможенным делом в России руководил профсоюз таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.

      В мае 1918 года управление всеми  таможенными учреждениями страны  было передано Наркомату финансов. Местные органы советской власти  утратили контроль за деятельностью  таможен. Они могли лишь назначать  при таможнях комиссаров, осуществляющих  общий надзор.

 В отличие от других государств Советская Россия не добивалась превращения таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет, доля таможенных пошлин в бюджете была невысокой, всего 3-4%. Невысоким она оставалась и в последующие годы. И это было объяснимо. Таможенное дело практически не работало, а таможенники ограничивались лишь сборами за таможенные процедуры.

 В дальнейшем проводимая в нашей стране таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, тек как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

 С конца  20-х и в 30-е годы деятельность  таможенной службы была сведена лишь к контролю и пропуску товаров, грузов и пассажиров. Таможенный механизм регулирования внешней торговли и производства товаров не работал. Эти функции взяло на себя государство.

 В марте 1922 года Совнарком утвердил положение о местных таможенных учреждениях – был определен состав таможенных округов, все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго и третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов.

 Сложившаяся  к концу 30-х годов структура  таможенных органов с незначительными  изменениями просуществовала до  середины 80-х годов.

Середина 80-х  годов ознаменовалась началом организационно-правового  обновления таможенной системы. 

4. Советский период российского налогообложения. 

В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской  произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:

1) использование  инструментов налоговой политики  не в фискальных, а в социально-политических  целях (о чем было открыто  заявлено в Конституции РСФСР  1918 г.);

2) стремление  перевести страну на натуральное обложение;

3) постепенная  отмена существовавших ранее  налогов.

 Основным  доходом молодого советского  государства выступили эмиссия  денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги  не имели большого фискального  значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

 Одним из  элементов налоговой политики  советского государства в начальный  его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.

 Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

 В 1918 г.  для сельских хозяев был введен  натуральный налог, который строился  по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

 В 1919 г.  в общегосударственном масштабе  была введена продовольственная  разверстка. В соответствии с  ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

 Помимо этого,  советским правительством были  предприняты и другие попытки  налоготворчества. Особого внимания  заслуживает проведенная Декретом  от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого "комитета цен", прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.

 В результате  проводимой финансовой политики  к началу 1921 г. страна была почти  полностью переведена на натуральное  обложение, огромная эмиссия привела  к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.

 С переходом  весной 1921 г. к новой экономической  политике появилась необходимость  возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:

1) восстановление  денежных налогов создаст спрос  на деньги, увеличит значение  денег в хозяйстве;

2) денежные налоги  будут нести определенную социально-воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).

 В период  новой экономической политики  наиболее четко просматривается  роль налоговой политики в  общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.

 Возродив  частную торговлю и промышленность  и восстановив тем самым объекты  обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.

 Признавая  принцип концентрации обложения  как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития.

Информация о работе Финансовая политика в советский период 1917-1985гг