Факторинговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - анализ факторинговых операций, определение условий проведения факторинговых операций.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию факторинга;
- провести анализ факторинговых операций;
- рассмотреть порядок составления факторингового соглашения;
- исследовать особенности и проблемы коммерческих банков при проведении факторинговых операций;

Содержание

Введение 4
Глава 1 Факторинг 6
1.1 Факторинг-понятие, сущность, значение 6
1.2 История развития факторинга 11
Глава 2 Факторинговые операции 15
2.1 Сущность и условия проведении 15
2.2 Виды и участники факторинговых операций 17
Глава_3_Факторинговое_соглашение_(договор) 26
3.1 Подготовительный этап заключения договор 26
3.2 Типы факторинговых соглашений (договоров) 31
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

ююлляя.docx

— 63.48 Кб (Скачать документ)

Использование возможностей факторинга в России сегодня  имеет серьезные предпосылки  и обусловлено его многообразными достоинствами. Приводимая ниже схема  дает представление о широком  спектре положительного в использовании  данного управленческого инструмента.

Как видно  применение факторинга сулит много  хорошего. Факторинг полезен всем его участникам. Поставщику он повышает ликвидность, оборачиваемость капитала, банку факторинг приносит ощутимый доход, а главное - привязывает к банку клиентов, делает отношения между клиентом и банком наиболее доверительными_посредством_объединения_коммерческих_интересов. Факторинг выгоден и покупателю, позволяя последнему оплатить векселя через более длительный срок.

Не следует  также забывать, что активно способствуя  улучшению расчетов в народном хозяйстве, увеличивая накопления предприятий  и организаций (а значит и налоговые  поступления в бюджет государства), активно содействуя развитию внешнеторговых связей (особенно по экспорту) факторинг  оказывает весьма благоприятное  воздействие на платежный баланс страны и на ее денежное обращение.

Положительные стороны факторинга как инструмента  финансового менеджмента для  российских предприятий заключается  в следующем:

- факторинг  обеспечивает решение проблемы  пополнения оборотных средств;

- факторинг  активно способствует «расшивке»  неплатежей;

- факторинг  эффективно помогает расширению  экспортных операций;

--факторинг выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;

- факторинг  существенно усиливает взаимную  ответственность сторон- клиента  и финансового агента;

- факторинг  является существенным элементом  в системе страхования бизнеса,  так как в его орбиту входят  инкассирование дебиторской задолженности  поставщика, предоставление гарантий от кредитных рисков, от возникновения сомнительных долгов;

- весьма  перспективной областью использования  факторинга выступают малые и  средние предприятия, испытывающие  перманентную нехватку денежных  средств не только из-за несвоевременного  возврата долгов дебиторами, но  и проблем, обусловленных способностями  производственного цикла. К этому  же собственные ресурсы малого  бизнеса крайне ограничены;

- в условиях, когда государство за счет  бюджетных ресурсов не в состоянии  поддержать не только малый  и средний, но и крупный бизнес  из-за ограниченности денежных  средств, факторинг во многих  случаях может служить единственным  средством пополнения денежных  средств предприятий, укрепления  их финансового благосостояния.

Нетрудно  заметить, что и производители  – поставщики, и покупатели товаров  и услуг, и факторинговые компании (банки) как организаторы процесса факторинга имеют свои немаловажные выгоды. Все  это дает возможность констатировать, что при регулярном применении факторинг  может служить очень многогранным, высокоэффективным инструментом подъема  экономики, совершенствования управления денежными потоками предприятия. 
 
 
 
 
 

1.2 История развития  факторинга

Начало  операциям факторинга положил созданный  в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим  товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также  последующего инкассирования торговой выручки.

Однако  бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке  лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы  всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в  связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать  собственные системы сбыта своей  продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого  американские факторы вынуждены  были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при  продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также  своё ноу -хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт  и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу  своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки  сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы  начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в  США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему  факторинга.

В начале 60-х годов прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х годов были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.

Необходимость унификации регулирования факторинговой  деятельности в связи с частично международным характером её использования  привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции  по принятию проектов конвенций о  международном факторинге и международном  финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась  Конвенция УНИДРУА о международном  факторинге, подписанная 28 мая 1988 г.

Данная  Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически  никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для  разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг  в систему своего гражданского права.

В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения_комплекса_страховых,_информационных,_учетных_и_консалти-нговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись  с полным отсутствием цивилизованных_факторинговых_технологий_и_неудовлетворительной_платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга._Первым_российским_банком,_принятым_в_FCI,_стал_"Тверьуни-версалбанк", позже "Мост-банк". Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ "НИКойл " (с лета 2005 года ФК "УРАЛСИБ ") было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес - направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов.

Развитие  услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для  Российского рынка факторинговых  услуг уникальный проект "Кредитный  контроль факторинговых операций ", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля ", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми  Факторами России.

В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая представила_продукт_"Импортный_факторинг_"_(услуга_по_оценке_платеже-способности_российских_импортеров,_управлению_дебиторской_задолженно-стью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).

В 2003 году факторинг был выделен из общей  продуктовой линейки АБ ИБГ "НИКойл", а бизнес-направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк_-_в России появилась_первая_независимая_факторинговая компания.

В 2005 году была начата эксплуатация системы "Электронный  факторинг ", позволяющая перевести  документооборот между факторинговой  компанией и клиентом в электронную  форму.

В 2006 году компания презентовала на рынке новые  продукты - безрегрессный факторинг  и факторинг - гарант (страхование риска неплатежа).

В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела  аудит системы риск -менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых  операций ").

Немаловажным  событием в 2008 году для российского  рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила  Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории  представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.

Информация о работе Факторинговые операции