Банковские системы стран мира. Их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:40, лекция

Описание

Лекция 1.1. Зарождение банковской системы

Основные версии происхождения слова «банк».
Возникновение первых банков.
Роль ростовщичества в развитии банковского дела.

Работа состоит из  1 файл

банковское дело.docx

— 190.04 Кб (Скачать документ)

Например, в Германии в связи  с колоссальным обесценением марки  в период и после 1-й мировой  войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен производился по соотношению: 1 новая марка = 1 трлн. старых марок.

В Греции в ноябре 1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались на 1 новую драхму.

При обращении неразменных кредитных  денег девальвация и ревальвация  используются в основном для регулирования  курса национальных валют, а денежные реформы направлены на укрепление внутреннего  денежного обращения. В условиях кризиса экономики, для которого характерна почти хроническая инфляция, денежные реформы не обеспечивают длительной стабильности денежного обращения.

В период относительной стабилизации капитализма после 1-й мировой  войны были проведены денежные реформы, растянувшиеся на ряд лет: с 1922 в  Швеции по 1930 в Японии. В большинстве  стран была проведена девальвация, причем в Германии, Австрии, Венгрии, Польше близкая к нуллификации. Денежные реформы не восстановили довоенный  золотомонетный стандарт (только в  Англии в результате денежной реформы 1925 г. было восстановлено довоенное  золотое содержание фунта стерлингов). Капиталистические страны, приспосабливаясь к изменившимся условиям, ввели урезанные  формы золотого монометаллизма – золотослитковый (Великобритания, Франция) и золото-девизный стандарт (примерно в 30 странах, в т.ч. в 16 странах Западной Европы). США, позиции которых усилились в итоге 1-й мировой войны, сохраняли золотомонетный стандарт до 1933 г.

После 1-й мировой войны впервые  о практике капитализма денежные реформы были проведены в основном с помощью межгосударственных займов США. Великобритания, Франция использовали тяжелое экономическое и финансовое положение ряда стран для навязывания  им обременительных кредитов. Одним  из условий стабилизационных займов, предоставленных Германии, Австрии, Венгрии, Польше для проведения денежных реформ было назначение иностранных  экспертов, которые контролировали денежно-кредитную политику стран-должников. Денежные реформы после 1-й мировой  войны не обеспечили прочной стабилизации денежных систем. Мировой экономический  кризис 1929-33 г., который переплелся с  денежно-кредитным и валютным кризисом, привел к отмене золотого стандарта  и массовому обесценению валют. В ряде капиталистических стран  денежные реформы были проведены  после 2-й мировой войны (в Бельгии  – в 1944 г., во Франции, Дании, Голландии и Норвегии – в 1945 г., а Греции – в 1944-46 гг., в Японии – в 1946 г., в Австрии – в 1947 г.). Они свелись к обмену обесцененных старых денег на новые. Обычно обменивалось ограниченное количество денег (например, в Бельгии до 5 тыс. фр. на одно лицо), остальные суммы зачислялись на блокированный счет в кредитном учреждении.

В дальнейшем часть блокированных  счетов была разблокирована. В 1958 г. по сравнению с довоенным уровнем  греческая драхма обесценилась в 640 раз, японская иена – в 245 раз, итальянская лира – в 53 раза, французский франк – в 32 раза, турецкая лира – в 9,5 раза (исчислено по индексу оптовых цен). Новая денежная реформа была проведена во Франции в 1958-60 г. путем девальвации франка на 17,38 % и деноминации. До 1960 г. старые франки постепенно обменивались на новые по соотношению 100:1. Однако и эта денежная реформа не обеспечила стабилизации французской валюты.

Денежные реформы в зарубежных социалистических странах ставили  задачей ликвидацию инфляции и укрепление денежного обращения, приведение денежной массы в соответствие с потребностью товарооборота при соблюдении интересов  населения. Стабилизация денег должна была создать условия для успешного  восстановления и быстрого развития экономики молодых социалистических государств, развертывания товарооборота, повышения жизненного уровня трудящихся. Ликвидация последствий войны и  оккупации в сфере денежного  обращения представляла собой длительный процесс; завершился он в разное время, что было связано с особенностями  развития денежного обращения в  каждой из этих стран. Для создания устойчивого денежного обращения, твердых валют необходимо было провести денежные реформы, обеспечить развитие производительных сил нового общественного  строя, добиться сбалансирования госбюджета.

Методы проведения денежных реформ были в основном однотипны. В большинстве  европейских социалистических стран  они проводились в два этапа. Это объяснялось тем, что объективные  предпосылки для полной ликвидации последствий войны и оккупации  в сфере денежного обращения  были созданы не сразу. Во многих странах госбюджеты не имели достаточной устойчивой доходной базы. 
Первые денежные реформы были проведены в Польше, Чехословакии и Югославии в 1945 г., в Венгрии – в 1946 г., в Албании – в 1946-47 гг., в Румынии и Болгарии – в 1947 г., в Восточной Германии – в 1948 г.

Денежные реформы предусматривали  обмен старых денег на новые по определенному соотношению (в зависимости  от степени обесценения денег). Для  населения устанавливались льготные условия обмена, особенно для вкладов  в сберкассах и банках. Для госпредприятий и общественных организаций обмен  производился без ограничений или  на льготных условиях, тогда как  для частных предприятий действовали  жесткие нормы обмена. Одновременно с денежными реформами правительства  этих государств провели ряд экономических  и финансовых мероприятий, направленных на ликвидацию бюджетных дефицитов  и укрепление денежного обращения. Денежные реформы в каждой стране учитывали конкретные особенности  политического и экономического развития, однако, их основная цель заключалась  в приведении денежной массы в  соответствие с потребностями государства.

В результате денежных реформ в европейских  социалистических странах была изъята значительная часть денежной массы, главным образом за счет накоплений, что привело к резкому сокращению количества денег в обращении, содействовали  преодолению инфляции, снижению цен, росту товарооборота.

Второй этап денежных реформ осуществлялся  в условиях, когда бюджеты в  этих странах сводились с превышением  доходов над расходами. Особенности  денежных реформ на втором этапе состояли в том, что они сопровождались изменением масштаба цен, установлением  золотого содержания валют. Второй этап денежных реформ был проведен в Польше в октябре 1950 г., Румынии – в январе 1952 г., Болгарии – в мае 1952 г., Чехословакии – в июне 1953 г.; реформы предусматривали обмен старых денег без ограничения на новые по разному соотношению в каждой стране в зависимости от степени их обесценения. Переоценка вкладов в сберкассах производилась на льготных условиях. В Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии было законодательно зафиксировано золотое содержание валют (раньше золотой паритет валют этих стран определялся косвенным путем через доллар США).

Особый характер носили денежные реформы  в других социалистических странах. Денежные реформы в КНР (март-апрель 1955 г.) ставила задачей изменение  масштаба цен. Старая денежная единица, выражавшая очень малую величину стоимости, осложняла расчеты и  учет в народном хозяйстве. Деньги прежних  выпусков были обменены на деньги нового образца – юани Народного банка Китая по соотношению 10000:1 без ограничений. По этому же соотношению пересчитывались цены и денежные обязательства, а также валютные курсы. Золотое содержание юаня не было установлено. 
В КНДР в 1947 была введена новая денежная единица – вона, на которую обменивались старые деньги (иены Чосен-банка) по соотношению 1:1. Для рабочих, служащих и других горожан норма обмена устанавливалась в пределах месячной заработной платы, для крестьян – до 700 вон на одно хозяйство. Государственные учреждения и предприятия могли обменять наличные денежные средства без ограничений. Агрессия США против КНДР в 1950 г. потребовала выпуска значительной массы денег для нужд обороны, что привело к росту цен. В целях укрепления денежного обращения в феврале 1959 г. был произведен обмен без ограничения старых банкнот на новые по соотношению 100:1. По этому же соотношению были пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства.

В ДРВ денежная реформа (февраль 1959 г.) была в основном связана с изменением масштаба цен. Старые деньги обменивались на новые без ограничения по соотношению 1000 старых донгов за 1 новый донг и  соответственно пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства. В июле 1976 г. в результате объединения  ДРВ и РЮВ было образовано единое государство - СРВ. С 1978 г. в СРВ проведена  денежная реформа, ставившая целью унификацию денежного обращения в стране. В обращение выпущены новые денежные знаки. Обмен старых денег на новые производился по курсу: 1 новый донг = 1 донгу, имевшему хождение на Севере страны, и 0,8 донга, временно обращавшихся на Юге Вьетнама. Денежная реформа в СРВ явилась важной мерой реорганизации производства, перераспределения рабочей силы и укрепления экономического и финансового управления на территории всей страны. 
Денежная реформа в Лаосской Народно-Демократической Республике проведена в декабре 1979 г. В обращение выпущены новые кипы, заменившие ранее обращавшиеся «кипы освобождения», которые выпускались в освобожденной от оккупантов зоне Лаоса в начале 70-х гг. Обмен производился без ограничения по соотношению: 1 новый кип = 100 «кипам освобождения».

Денежная реформа в Республике Куба проведена в августе 1961 г. Обмен  старых денег (песо) на новые производился по соотношению 1:1. Единовременно обменивалось на семью 200 песо; остальные наличные деньги в пределах до 10000 песо зачислялись  на специальный счет по вкладам в  Национальном банке Кубы.

С крушением колониальной системы  империализма и завоеванием политической независимости развивающиеся страны периодически проводят денежные реформы  в целях создания и укрепления национальных денежных систем. В результате денежных реформ в этих странах произведен обмен старых денег на новые, право  эмиссии банкнот монополизировано в государственных центральных  банках. Страны Азии, освободившиеся от колониальной зависимости после 2-й  мировой войны, унаследовали хозяйственную  разруху и расстроенное инфляцией  денежное обращение. В ходе денежных реформ они осуществили изъятие  избыточной денежной массы из обращения  и, в частности, оккупационных денег, обмен старых денег на новые, обеспечили временную стабилизацию денежного  обращения (Бирма, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины и др.). В Африке Гвинейская Республика в числе первых провела  радикальную денежную реформу. Созданный  в 1960 г. государственный Центральный  банк Гвинейской Республики выпустил гвинейский франк вместо колониальной валюты - франка КФА. Обмен франков  КФА на новые деньги производился по соотношению 1:1 в течение двух недель. Было установлено золотое  содержание валюты, введен контроль за переводами денежных средств за границу, запрещен ввоз и вывоз новых денег. В 1963 г. в связи с наплывом в  страну фальшивых денег в короткие сроки был произведен обмен старых денег на банкноты нового образца. В 1972 г. в связи с усилением инфляции в Гвинее проведена новая денежная реформа: введена укрупненная денежная единица - сили, в течение четырех  дней произведен обмен гвинейских франков  по соотношению 10:1. При обмене сумм свыше 1 млн. требовалось удостоверение  личности.

Денежные реформы, направленные на создание национальных денежных систем, проведены в ряде стран Азии во 2-й половине 40-х годов, в Африке - в конце 50-х годов и продолжались в 70-е годы. Например, после завоевания независимости Ангола в 1975 г. осуществила  денежную реформу. Созданный в 1976 г. государственный национальный банк Анголы выпустил в 1977 г. новую денежную единицу - кванзу, равную 100 лвеям. Обмен  денег был произведен в короткий срок, чтобы нейтрализовать приток крупных сумм, вывезенных из страны иностранными монополиями, и деятельность "черного рынка". В конце 70-х - начале 80-х годов в малых, в  том числе островных, государствах проведены денежные реформы с  целью создания национальных денежных систем путем введения в оборот национальной валюты в качестве единственного  законного платежного средства. Хроническая  инфляция, порожденная трудностями  преодоления отсталости, колониальной зависимостью, объективной нехваткой  финансовых и экономических ресурсов для нужд ускоренного развития и  использованием денежной эмиссии как  источника финансирования бюджетных  дефицитов, обусловила проведение денежных реформ, направленных на сдерживание  инфляции и стабилизацию денежного  обращения. Так, в 1964 г. Революционный  совет Бирмы провел денежную реформу, аннулировав банкноты достоинством в 50 и 100 кьят, что ущемляло интересы владельцев крупных денежных накоплений. Обмен этих банкнот на банкноты меньшего достоинства был разрешен в течение недели в пределах 200 кьят на одно лицо, остальные суммы зачислялись на блокированные счета, с разблокированных сумм взимался подоходный налог. Развивающиеся страны неоднократно проводили деноминации путем обмена обесценившихся денежных единиц на новые по низкому курсу, что приближало их к нуллификации. Деноминации по соотношению 1000:1 в разные годы применяли Бразилия, Индонезия, Заир, Уругвай, Чили. С целью стабилизации валют в развивающихся странах проводятся денежные реформы путем девальвации, реже ревальвации.

Лекция 1.4. История банковского дела стран Европы

 

  1. Банковское дело во Франции.
  2. Банковское дело в Германии.
  3. Банковское дело в Италии.
  4. Банковское дело в Англии.

 

  1. Банковское дело во Франции

Уже в XIX в. во Франции сложились два  типа банков. С одной стороны, это  были депозитные банки, в частности, такие известные и сегодня  гиганты, как «Креди лионне» и  «Сосьете женераль», основной функцией которых был прием депозитов, открытие текущих счетов и обслуживание потребностей вкладчиков. Как правило, депозитные банки ограничивались лишь краткосрочными операциями со средствами массовых вкладчиков, поскольку последние  могли в любое время потребовать  свои деньги.

С другой стороны, с середины XIX и особенно в последние десятилетия XIX в. стали  быстро развиваться так называемые деловые банки, например, всемирно известный  и сейчас «Па-риба» («Банк де Пари э де Пэи-Ба») или «Компани Финансьер  де Сюэц». Они не занимались мелкими  массовыми вкладчиками. С помощью  собственных капиталов, а также  депозитов своих крупных клиентов, деловые банки вкладывали средства в развитие предприятий.

В годы после Второй мировой войны  различие между этими типами банков постепенно стиралось, развивалась  тенденция к универсализации  банковских функций. Банки все более  превращались в своеобразные «финансовые  универмаги», предоставлявшие своим  клиентам самые разнообразные услуги.

Реформы Дебре 1966-1967 гг. начали и формальную ликвидацию разграничений функций. Специальный «Банковский закон», принятый в 1984 г. завершил эволюцию, которая происходила в 50-60-е гг. Он снял все ограничения для банков в специализации на определенных видах деятельности. Универсализация функций банков резко повысила конкуренцию в финансовой сфере, способствовала росту банков, особенно крупных и крупнейших во Франции.

Процесс концентрации и централизации банковского  капитала в это время ускоряется. Об этом свидетельствует, в частности, существовавшая в течение длительного  времени тенденция сокращения количества банков. Напомним, что в конце XIX в. во Франции насчитывалось свыше 6 тыс. банков. К началу Первой мировой  войны их количество не превышало 2 тыс. Лишь за период 1929-1937 гг. обанкротилось и было ликвидировано 670 банков. В настоящее время (на 1 января 1995 г.) осталось всего 412 банков, входящих в Ассоциацию банков, и 140 кооперативных банков и банков взаимного кредитования.

Информация о работе Банковские системы стран мира. Их развитие