Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

5
1.ПОНЯТИЕ БАНКАБ ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ

6
2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫБАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ


13
3.ТИПЫ И ВИДЫ БАНКОВ

22
4.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

50

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 274.07 Кб (Скачать документ)

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и  вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция таким образом могла  иметь и действительно имела  место, вызвав формирование «мнимых» вкладов  и увеличение платежных средств  в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством  банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы.

В настоящее время практически  во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются  двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует  центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную  и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.

Однако нередко на страницах  экономической литературы встречаются  упоминания о трехуровневых (и более) системах. Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кредитных институтов небанковского типа (например, страховых  компаний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позволяет  вести речь о различиях в составе  элементов банковских систем. Последними являются лишь банки, но крупные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского  типа, обусловили необходимость их учета и анализа при рассмотрении функционирования не только банковских, но и иных финансово-кредитных организаций в рамках кредитной системы. Примером в данном случае могут служить системы Японии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран Запада [3].

Рассмотрим организационно-правовые и национальные особенности центральных  банков.

Центральные эмиссионные  банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной  системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования  центрального эмиссионного банка государством.

Рассмотрим более подробно происхождение и особенности  центральных банков ведущих промышленно  развитых стран.

  1. Великобритания

Банк Англии является одним  из старейших банков мира, он был  создан в 1694 г. как первый акционерный  коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивавшихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк.

В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено  право контроля за банками.

Высший орган банка  - Директорат, состоящий из четырех  штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.

  1. США

Первая попытка основать центральный банк  - Банк Север­ной  Америки  - была предпринята в 1781 г., но этот банк просуществовал всего несколько лет. В 1791 г. был создан Первый банк, организованный по образцу Банка Англии, который получил полномочия на 20 лет, по истечении их он прекратил свое существование. В 1816 г. был создан Второй банк, также с кон­цессией на 20 лет. Затем наступил период так называемого банковского анархизма, который продолжался до конца Гражданской войны 1861  - 1865 гг.

Конец банковской анархии положил Национальный банковский акт 1863 г., который предоставил право банкнотной эмиссии национальным банкам, т.е. банкам, подчиненным фе­деральному законодательству. Эмиссия штатных банков, т.е. подчиненных законодательству отдельных штатов, законом 1865 г. была обложена налогом в 10%, что фактически означало ее запрещение.

Особенностью системы  банкнотной эмиссии с 1863 до 1913 гг. являлось обязательное обеспечение банкнот облигациями государственных займов.

Федеральным резервным актом  от 23 декабря 1913 г. была создана новая  система эмиссионных банков  - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты  - федеральные резервные билеты  - обеспечивались на 40% золотом и на 60% векселями на срок до трех месяцев.

В организационной структуре ФРС можно выделить следующие органы управления системой:

- Совет управляющих ФРС  - высший административный орган,  состоящий из семи членов, назначаемых  президентом США (с одобрения  Сената), осуществляет руководство операциями системы на всех этапах и во всех сферах, регламентирует и контролирует деятельность резервных банков;

- Федеральный комитет  по операциям на открытом рынке,  в который входят все члены  Совета управляющих ФРС и пять  представителей, избранных федеральными  резервными банками;

- Федеральный консультативный  совет, который состоит из 12 членов, назначаемых федеральными резервными  банками. Совет представляет рекомендации  по вопросам деятельности ФРС,  особенно по вопросам кредитной  политики, операций с золотом,  эмиссии банкнот и операций  с иностранными банками;

- 12 Федеральных резервных  банков в 12 округах: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Кливленд, Ричмонд, Атланта, Чикаго, Сент-Луис, Миннеаполис, Канзас-Сити, Даллас и Сан-Франциско;

- 5,8 тыс. банков  - членов  ФРС, на долю которых приходится  около 75% всех активов коммерческих  банков США.

3. ФРГ

В Германии к началу 70-х  гг. XIX в. в результате политического объединения сложилась единая денежно-кредитная система. В марте 1875 г. был создан центральный эмиссионный банк  - Рейхсбанк, который получил монопольное право на эмиссию банкнот, хотя до 1935 г. еще существовали частные эмиссионные банки.

До 1924 г. руководство Рейхсбанком  осуществлялось рейхс­канцлером, президентом  Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. был  принят новый банковский закон, объявивший Рейхсбанк не зависимым от правительства. Кроме того, был установлен кон­троль стран-победительниц над Рейхсбанком через созданный при нем Генеральный Совет. Совет наполовину состоял из иностранных представителей, была введена также специальная должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот Рейхсбанка.

С приходом к власти фашистов в 1933 г. Генеральный Совет был  упразднен, а в 1934 г. принят Закон  о кредитной системе, который  предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе.

В 1939 г. был издан Закон  о Рейхсбанке, который полностью  подчинил его фюреру и рейхсканцлеру. Перед Рейхсбанком была поставлена задача  - мобилизация всех финансовых ресурсов для подготовки к войне. Во время Второй мировой войны Рейхсбанк представлял собой также центр финансового ограбления оккупированных и зависимых стран.

После окончания войны  в советской зоне оккупации все  от­деления Рейхсбанка были закрыты, а  в западной части Германии на базе отделений Рейхсбанка в каждой земле  был создан цен­тральный банк по типу федеральных резервных банков США.

В феврале 1948 г. был создан Банк немецких земель, слиянием которого с центральными банками земель в соответствии с Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. образовался центральный банк ФРГ  - Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).

Руководящие органы Бундесбанка:

- Совет центрального банка  - высший орган, определяет направление  деятельности правления банка. Состоит из президента, вице-президента и президентов центральных банков земель;

- Директорат  - высший  исполнительный орган, отвечает  за проведение в жизнь решений  Совета Бундесбанка и практически  осуществляет связи с другими  государственными ведомствами, выполняет  операции на открытом рынке  и валютные операции;

- центральные банки земель  - управления Бундесбанка на местах. Выполняют все операционные функции  на территории земель и ведают  сетью отделений, снабжающих коммерческие  банки наличными деньгами.

4. Франция

Первым центральным банком, учрежденным в 1716 г. во Франции шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк "пошел с мо­лотка".

В начале XIX столетия была предпринята  новая попытка создать центральный  банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.

После Второй мировой войны  в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции  он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции  стоят управляющий и два его  заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, со­стоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.

Банк контролируется казначейством  и министерством финансов.

  1. Япония

Центральный банк Японии был  создан в 1882 г. на срок 30 лет, после чего срок был продлен еще на 30 лет, а с 1979 г. цен­тральный банк получил  бессрочный статус. Банк Японии получил  монопольное право на эмиссию  банкнот, так как функционирующие  ранее "национальные банки" прекратили свое существование.

С 1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на серебряные монеты, а в 1897 г. Япония установила систему  золотого монометаллизма, что способствовало развитию внешней торговли страны.

В 1917 г. Япония прекратила обратимость  банкнот в золото, которая затем  была восстановлена в 1930—1931 гг. В  период обострения мирового экономического кризиса золотой стандарт в Японии был окончательно отменен.

Деятельность Банка Японии определена законом 1942 г., который в 1979 г. был несколько модернизирован.

Основной капитал Банка  Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45%  - частным акционерам (финансовым институтам, страховым компаниям  и частным лицам).

Возглавляет Банк Японии Политический совет, в который входят семь членов: управляющий, министр финансов, представитель  планово-экономического управления и  четыре представителя крупнейших банков, промышленных и торговых концернов.

Последние назначаются правительством на срок до четырех лет. Председателем  Политического совета является управляющий  Банка. Закон обязывает Политический совет тесно взаимодействовать с министерством финансов и консультироваться в соответствующей комиссии министерства финансов по определенным вопросам.

Оперативную работу Банка  Японии направляет специальный исполнительный орган, в который входят управляющий, заместитель управляющего, три директора и три советника.

Банк Японии, штаб-квартира которого находится в Токио, имеет  филиалы и отделения в стране, а также представительства в  Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне  и Гонконге.

Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих  промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки  можно разделить на следующие  виды:

- государственные, капитал  которых принадлежит государству.  Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

- акционерные: в США  100% капитала федеральных резервных  банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

- смешанные: в Японии (55%  - в собственности государства  и 45%  - частных лиц) и в  Швейцарии (57%  - в собственности  кантонов и 43%  - частных лиц).

Доля собственности государства  в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от на­циональных традиций и особенностей развития банковской сис­темы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США  и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в ФРГ  - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Информация о работе Банковская система