Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

5
1.ПОНЯТИЕ БАНКАБ ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ

6
2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫБАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ


13
3.ТИПЫ И ВИДЫ БАНКОВ

22
4.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

50

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 274.07 Кб (Скачать документ)

• является динамической системой;

• выступает как система «закрытого» типа;

• обладает характером саморегулирующейся системы;

• является управляемой системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с  ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой  служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система  функционирует в рамках общих  и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим  нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую  систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, строят общую систему как единое целое.

Элементы банковской системы  образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают  носителями его свойств.

Элементами банковской системы  являются банки, некоторые специальные  финансовые институты, выполняющие  банковские операции, но не имеющие  статуса банка, а также некоторые  дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

К элементам банковской системы  относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и  оперативной информации о состоянии  экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для  консультирования предприятий и  населения, управления имуществом клиента  банки нуждаются в подробной  информации.

В условиях рынка, сильной  конкуренции, а также экономического кризиса, нестабильности финансов государства  и предприятий информационное обеспечение  выступает естественным требованием, без которого банки не могут без  ущерба для своего капитала и капитала клиентов финансировать различного рода проекты. Наличие информации и  ее анализ становятся обязательным атрибутом  технологии предоставления банковских услуг.

Информация, необходимая  банкам, обычно предоставляется специальными агентствами - кредит-бюро, в ряде стран  сведения, в которых нуждаются  банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных  изданиях, а также запросить в  центральном банке, где ведется  картотека клиентов.

Необходимым компонентом  банковской инфраструктуры выступает  и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений  и методических указаний еще не укомплектован. Особенность российских коммерческих банков состоит в том, что они  зачастую не имеют унифицированных  подзаконных актов, осуществляют операции на базе своих собственных методик  и положений.

Неоформившимся блоком банковской инфраструктуры является также научное  обеспечение. Оно затрагивает как  функционирование банковской системы  в целом, так и отдельных банков. К началу 1999 г. в России пока не было создано достаточно представительных научных центров, деятельность научных работников не была скоординирована. В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.

Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой  подготавливаются кадры финансово-банковского  профиля; формируется сеть начальных  учебных заведений - финансово-банковских школ, колледжей, где преподавание общенаучных  дисциплин сочетается с преподаванием  основ специальных предметов - финансов, банковского дела, бухгалтерского учета  и др. Переподготовка кадров, повышение  их квалификации сосредоточены в  различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных  центрах, создаваемых при крупных  банках. Если учесть, что за пять-шесть  лет, начиная с 1990 г., численность  коммерческих банков возросла более  чем в 12 раз, то станет очевидным, что  подготовка кадров и особенно их переподготовка отставали от потребностей банковской системы в специалистах финансово-банковского  профиля. После обвала банковской системы  в августе-сентябре 1998 г. на рынке  труда образовался излишек банковских служащих.

Увеличение числа субъектов  рыночного хозяйства, объема выполняемых  банками операций поставило перед  банками задачи перехода на новые  каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими  высокую скорость платежей и расчетов.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время  в России действуют три закона, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном  банке РФ» (1995 г.), «О банках и банковской деятельности» (1996 г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 г.). Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. В системе банковского законодательства выделяются одновременно законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе»), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. В данной группе законов в ряде стран действуют законы о бирже, акциях и ценных бумагах, об ипотеке, трасте и трастовых операциях, о финансово-промышленных компаниях, инвестиционных фондах и др.

Банковская система не может существовать без банковского  рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы  для значительных инвестиций не представляется возможным. В первом полугодии 1998 г. около 50% российских промышленных предприятий  являлись убыточными, остатки их денежных средств на счетах, аккумулируемых банками, а также на счетах граждан  были незначительны. Все это сдерживает развитие банковской системы. На рынке  банковского продукта торговля кредитами, короткими деньгами (особенно после  кризиса межбанковских кредитов в августе 1995 г.) не занимала пока видного  удельного веса. Развитие новых видов  услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой  российских банков.

 

 

 

 

 

 

  1. ТИПЫ И ВИДЫ БАНКОВ

На практике функционирует  многообразие банков. В зависимости  от того или иного критерия их можно  классифицировать следующим образом.

По форме собственности  выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные  банки. Государственная форма собственности  чаще всего относится к центральным  банкам. Капитал Банка России принадлежит  государству. Подобная ситуация сложилась  у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит  банкам; в Швейцарии государству  принадлежат 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет  государство, другой половиной - частные  лица.

Коммерческие банки в  рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится  не только и даже не столько к  банкам, принадлежащим отдельным  лицам, сколько к акционерным  и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными.

По законодательству большинства  стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных  банков. В ряде стран (во Франции  и др.) деятельность иностранных  банков не ограничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных  банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они  могут развертывать свои операции. В России совокупный капитал иностранных  банков не должен превышать 15%.

По правовой форме организации  банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов  ограниченной ответственности. По экспертным оценкам, к концу 1995 г. в России в  режиме закрытых форм работало примерно 60 % коммерческих банков. Разрешена  также деятельность иностранных  банков, а также банков с российским и иностранным совместным капиталом. На 1 сентября 1998 г. в России функционировали 145 кредитных организаций с иностранным  участием в уставном капитале, получивших право на осуществление банковских операций.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все  центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки  составляют основное ядро второго яруса  банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых  операций банки делятся на универсальные  и специализированные. Универсальные  банки могут выполнять весь набор  банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических  лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие  от универсальных банков они специализируются на определенных видах операций.

В России чаще всего декларируется  необходимость развития универсальных  банков. Считается, что универсальность  деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять  потребности в более многообразных  видах банковского продукта. Универсальным  банкам уделяют значительное внимание в большинстве Европейских стран.

Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно  с развитием специализации банковского  хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято  считать, что специализация позволяет  банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость  банковского продукта. Идея специализации  более характерна для банков США.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что банки могут развиваться  как по линии универсальности, так  и по линии специализации. В том  и в другом случаях банки могут  получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые  и обслуживающие преимущественно  одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают  многоотраслевые банки, что более  предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем  в стране достаточно представительна  прослойка банков, созданных группой  предприятий отраслей. Они обслуживают  преимущественно потребности своих  учредителей; у таких банков существенно  возрастают риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки  можно разделить на бесфилиальные  и многофилиальные. Наибольшее число  филиалов в России имеет Сберегательный банк РФ. В целом по России на 1 января 1998 г. насчитывалось 6353 филиала, или  в среднем 3,7 филиала на каждый коммерческий банк. Наибольшее количество филиалов сконцентрировано в Москве и Московской области. Второе место после Центра занимает Урал, далее - Дальний Восток, Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом  какой-либо местный регион, относятся  и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные  банки, банковские консорциумы, межбанковские  объединения.

В ряде стран функционируют  учреждения мелкого кредита. К ним  относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная  кооперация и др.

Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с  небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы  в целом. Практика показывает, что  у банков с небольшой капитальной  базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые  банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно  работать с малыми, производственными  структурами (чего избегают крупные  банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими  товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки  с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого  и среднего бизнеса.

В банковской системе действуют  также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).

Информация о работе Банковская система