Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы рассмотрение становления банковской системы России, ее развитие, реформирование и перспективы дальнейшего преобразования.
Задачами курсовой работы является изучение проблем становления банковской системы, рассмотреть и предложить дальнейшее реформирование банковской системы России.

Содержание

Введение 3
1 Эволюция банковской системы России 5
1.1 Становление банковской системы России (до 1987 г.) 5
1.2 Особенности развития банковской системы России (до 1998 г.) 8
2 Проблемы и перспективы развития банковского сектора современной России
13
2.1 Проблемы и состояние банковской системы России на современном этапе 13
2.2 Принципы и перспективы дальнейшего преобразования банковской системы России 25
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

     И, наконец, если в развитых странах  коммерческие банки являются одной  из наиболее прибыльных отраслей и  основным "поставщиком" налогов, то в России банки завершили 1999 г. с минимальной прибылью. Лишь некоторые из них осуществили значительные налоговые платежи.

     Таким образом, к основным комплексным  недостаткам банковской системы  России можно отнести следующие:

     крайне  незначительный размер и плохое качество собственного капитала в большинстве российских банков;

     высокая централизация банковского капитала при недостаточной его (в среднем) концентрации и неразвитость региональной банковской системы,

     несбалансированная  структура активов и низкая эффективность  управления ими, а также низкое качество пассивов.

     Три причины неэффективности банковской системы

     Главные причины системного банковского  кризиса в России лежат внутри самой банковской системы. Макроэкономические факторы сыграли роль детонатора и ускорили внешнее проявление внутренних проблем.

     Первая. До 1995 г. в России фактически отсутствовал принятый в развитых странах банковский надзор. Формирование банковской системы  по существу проходило стихийно. К  началу 1996 г. в стране насчитывалось 2600 зарегистрированных кредитных организаций, что явно не соответствовало ни экономическому потенциалу страны, ни уровню профессиональной подготовки новоиспеченных банкиров.

     В течение длительного времени  не пресекались схемы взаимного  участия банков и их акционеров в  уставных капиталах друг друга, не ставились преграды на пути кредитования банками акционеров по низким ставкам в ущерб интересам вкладчиков и клиентов. Практически повсеместно наблюдается нездоровое переплетение интересов собственников и менеджеров банков. До сих пор сохраняются как легитимные схемы вывода активов через дочерние компании и бридж банки, что делает процедуру применения умышленного банкротство практически безнаказанной.

     Вторая. Форсированные темпы приватизации привели к вытеснению государства  из процесса формирования банковской системы (в настоящее время его доля в банковской системе составляет немногим больше 30%). Причем некоторое увеличение доли государства в после кризисный период произошло только за счет разовых инъекций Банка России в некоторые банки.

     Третья. Отсутствие платежеспособного спроса на кредитные ресурсы. Займы предприятиям реального сектора по-прежнему относятся к крайне рискованным вложениям. Объем "проблемных" кредитов остается недопустимо большим. В стране отсутствуют четкие процедуры возврата средств заемщиками во исполнение заключенных кредитных договоров, что приводит к концентрации банковских операций внутри самого банковского сектора. Россия наряду с Таиландом, Индонезией, Китаем и Чешской Республикой относится к группе стран с наиболее высоким уровнем невозвратных кредитов — более 1/4 всех выданных кредитов. В Скандинавских странах и большинстве восточноевропейских стран этот показатель не превышает 10%.

     Итак, три комплексных причины неэффективности  российской банковской системы таковы:

     - неоправданно либеральная (в отношении регистрации коммерческих банков) и в ряде случаев ошибочная (в области их развития) политика Банка России;

     - форсированные темпы приватизации  банковского сектора;

  • отсутствие платежеспособного спроса на кредитные ресурсы.

     Без кардинальных изменений банковская система России может стать фактором, препятствующим реализации экономической программы нового правительства. Банки, понесшие огромные (2—3% ВВП) потери в результате кризиса 1998 г., по-прежнему не способны стать надежной опорой в возрождении российской экономики и государственности. В то же время без их активной роли достижение названных целей крайне затруднительно.

     В настоящее время наиболее острые и очевидные проявления кризиса  преодолены, банковская система находится  в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план выдвигаются проблемы ее реструктуризации и рекапитализации.

     Однако  без помощи государства самостоятельное  приспосабливание банков к сложившимся  макроэкономическим условиям при недостаточных внутренних ресурсах затянется на долгие годы. По оптимистическим прогнозам при перераспределении в пользу банков 0,25-0,5% ВВП в год и при снижении ими вложений в иммобилизованные активы и затрат на текущее потребление, для восстановления капитала российской банковской системы из заработанной прибыли понадобилось бы не менее 5 лет. В соответствии с мировой практикой для поддержания работоспособной банковской системы необходим капитал в 5—6% ВВП (или свыше 50% денежной базы), что соответствует величине капитала российских банков в докризисный период. Принимая потери банковской системы равными 2,5% ВВП, для восстановления капитала российской банковской системы собственными усилиями (из заработанной прибыли) может понадобиться 5-8 лет.

     Под реструктуризацией банковской системы следует понимать формирование ее новой конфигурации путем использования средств поддержки и санирования, банкротств, слияний и поглощений. При этом основной вектор реструктуризации — это повышение концентрации банковского капитала. Интересам России отвечает стратегия, ориентированная на создание крупных многофилиальных банков. По объему активов и капитала такие банки должны входить в число крупнейших банков Европы (минимальный размер капитала — 200—250 млн. долл., активы — 1000—1200 млн. долл.). Их общее число должно сократиться до 700—800 крупных банков, работающих во всех регионах, и до 40—50 очень крупных многопрофильных банков федерального значения.

     Появление банковских институтов такого масштаба существенно изменит ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики России, ее банковской системы и мировых финансовых рынков. Только крупные банки в состоянии предоставлять значительному числу клиентов весь комплекс современных банковских услуг, аккумулировать достаточные финансовые ресурсы и перераспределять их между секторами экономики, удовлетворять спрос крупных предприятий на кредитные ресурсы, обеспечивать переток денежных средств между регионами, привлекать иностранный инвестиционный капитал.

     Повышение роли государственных банков. Как  представляется, решение этой задачи едва ли возможно без опоры на крупные  банки с государственным участием — Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк. Для фактического узаконивания их статуса  и облегчения работы целесообразно либо внести соответствующие поправки в действующее законодательство, либо принять федеральный закон "О специализированных государственных банках Российской Федерации".

     Целям дальнейшего повышения концентрации банковского капитала призвано служить инициирование слияний и объединений банковских учреждений, включая принятие мер принуждения. Целесообразно перейти от преобладающей сейчас финансовой поддержки (со стороны Минфина России, АРКО или Банка России) и их передаче в управление существующим устойчивым банком.

     Оптимизация географии банковской системы. При  формировании новой структуры банковской системы следует обратить особое внимание но недопустимость географической концентрации банков в Москве, на целесообразность укрепления региональной сети кредитных организаций. Восстановление банковского сектора невозможно без создания достаточно крупных межрегиональных банков, способных преодолевать территориальную обособленность, связывать между собой регионы в относительно самостоятельные экономические общности, обеспечивать мобильность капитала по всей России.

     Другое  важное направление политики Правительства  РФ — рекапитализация (наращивание  капитала и повышение его качества) банковской системы, потерявшей в ходе кризиса 60% своего капитала. Нынешний уровень совокупного капитала российских банков (около 111 млрд. руб.) не отвечает требованиям экономического роста и не позволяет банковской системе развернуть масштабные операции по кредитованию реального сектора. Более того, недостаточная капитализация банковской системы чревата новым, еще более тяжелым, чем нынешний, кризисом.

     Источники финансирования. В этих условиях важнейшая задача состоит в поиске источников финансирования программ реструктуризации и рекапитализации российской банковской системы. В аналогичных ситуациях большинство стран шло по пути использования средств национальных бюджетов.

     Возможности России существенно ограничены, именно поэтому использование государственных  средств должно сопровождаться жесткими требованиями к банкам, получающим помощь. Это необходимо, чтобы исключить проведение ими рискованных операций, неоправданное удовлетворение интересов акционеров и менеджеров.

     В целях привлечения средств собственников  банков в рекапитализацию банковской системы Банк России мог бы —  в рамках представленных ему инструментов принуждения — потребовать от акционеров согласия на списание убытков, исполнения уставного капитала банков, введения ограничений на выплату дивидендов в банках и т.п.

     Поскольку государственные ресурсы, направляемые на цели рекапитализации банковской системы России ограничены, следует применять их эффективно. В этих условиях приоритеты должны быть отданы поддержке уже существующих банков, и прежде всего, как уже говорилось, банков с участием государства. Кроме этого, необходимо развивать специализированные инвестиционные банки, банки поддержки национального экспорта и ипотечные финансовые институты.

     Среди других мер по рекапитализации банковской системы Российской Федерации приоритетное значение, как представляется, имеют  следующие действия:

     прямое  участие государства в капиталах  крупных (системообразующих) коммерческих банков. В последующем, продажа доли государства станет одним из источников пополнения федерального бюджета;

     обусловленная финансовая поддержка:

     предоставление  банкам кредитов под залог контрольных пакетов акций или приобретение таких пакетов;

     предоставление  кредитов под залог прав требования по кредитным договорам коммерческих банков с предприятиями или под  залог самих предприятий;

     финансирование  государственных программ развития только через банки, находящиеся под контролем государства;

     субсидирование  размера процентных ставок при кредитовании банками предприятий реального  сектора (в первую очередь предприятий, ориентированных на производство экспортной продукции) и/или предоставление государственных гарантий по таким ссудам.

     Среди косвенных внебюджетных источников восстановления жизнеспособности российских банков важное место принадлежит  использованию сбережений населения. Необходимо восстановить доверие частных и корпоративных вкладчиков к банковской системе. Структурный шаг в этом направлении — учреждение Федеральной корпорации по страхованию депозитов.

     Россия  пока не исчерпала возможности безопасного  использования ресурсов иностранного банковского капитала. Так, на 1 марта 2000 г. доля иностранного капитала в российской банковской системе составила всего 14%. Увеличение этой доли до 20-25% могло бы также способствовать решению проблемы финансирования программы реструктуризации и рекапитализации банковской системы России.

     И в заключение вернемся к вопросу  независимости Банка России. В  мировой практике среди множества  объективных факторов оценки независимости  центральных банков принято выделять следующие: 1) доля собственности государства  в капитале Центральною банка; 2) процедура назначения или выбора руководства банка; 3) степень отражения в законодательстве целей и задач Центрального) банка; 4) право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; 5) наличие законодательного ограничения кредитования правительства

     Рассмотрим  первый фактор. По существующему законодательств, уставный капитал Банка России является федеральной собственностью. Главное  — функции и задачи Центрального банка должны быть четко определены законодательно. Тогда собрание собственников  сможет решать лишь ограниченный круг вопросов, и сохранятся прямые и косвенные методы государственною контроля за деятельностью Центробанка.

     Обратимся ко второму фактору. В России руководство  банка выбирается или назначается  из предложенных правительством кандидатур. В Италии и Нидерландах выборы осуществляются из кандидатур, предложенных Центральным банком (с обязательным утверждением со стороны государственных структур).

Информация о работе Банковская система России