Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:26, реферат

Описание

Цель работы - комплексное исследование современного состояния банковской системы России на текущий момент и выявление тенденций её развития.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
-определить сущность и исследовать структуру банковской системы Российской Федерации;
-проанализировать цели, функции и операции Банка России;
-охарактеризовать коммерческий банк как элемент банковской системы России;
-оценить современное состояние банковской системы России;

Содержание

Введение………………………………………………………………....……3
1. Основы формирования банковской системы России…………………….....5
1.1 Сущность и структура банковской системы Российской Федерации …….5
1.2 Банк России: цели, функции и операции……………………………………8
2. Тенденции развития банковской системы России……………………...…14
2.1 Анализ банковской системы России……………………………………….14
3. Проблемы банковской системы России на современном этапе и пути их
решения ………………………………………………………………………….16
3.1 Актуальные проблемы российской банковской системы………………...16
3.2 Приоритетные направления совершенствования российской банковской
Системы…………………………………………………………………………..26
Заключение …………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

       Существенное внимание кредитные организации уделят формированию долгосрочной ресурсной базы, все более важным элементом, которой становятся вклады населения. Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций. Усиление конкуренции и меры по развитию банковского регулирования и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В результате кредитные организации будут в большей мере ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности, более рациональное ведение бизнеса, построение эффективных систем управления, включая управление рисками.

     В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012-2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике.

       Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям:

-идентификация принятых  банками рисков с учетом перспектив  состояния экономики и финансовой  сферы, развитие системы раннего  реагирования;

-реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;

-осуществление надзорных  мероприятий по снижению концентрации  рисков, в том числе рисков  на бизнес аффилированных с  банками лиц;

-развитие надзора  на консолидированной основе;

-развитие взаимодействия  с органами государственного  регулирования и контроля, включая  зарубежные, по вопросам обмена  информацией.

        Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях. Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.

       В рамках реализации положений Базеля II в 2012-2014 годах будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

       В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:

-по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

-по установлению требований  к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

-по введению двух  нормативов ликвидности: показателя  краткосрочной ликвидности, определяемого  как отношение ликвидных активов  к чистому оттоку денежных  средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса. В 2013-2014 годах будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

        В 2012-2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

        В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников кредитных организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

В целях снижения административной нагрузки на банки предполагается унифицировать через внесение соответствующих изменений в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.

          Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций предусматривается установление обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей. Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя. Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций.

           В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования. Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации.   Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора.

      В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона. Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности. Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

        Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию системной устойчивости банковского сектора.         Продолжится совершенствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования. В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.

         В 2012-2014 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна. В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

         В целях достижения наилучших результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Дополнительное внимание будет уделено формированию заданий на проведение проверок кредитных организаций.

         Повышению результативности проверок послужит совершенствование организационной структуры инспектирования, предусматривающей завершение к 2014 году централизации инспекционной деятельности Банка России.

       Совершенствование нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет проводиться с учетом признанных подходов, а также мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

        Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         В Российской Федерации сложилась двухуровневая банковская система, в которой первый представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных банков. Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями.

         Формирование мирового финансового центра предусматривает углубление интеграционных экономических процессов, снятие всех ограничений для свободного движения капитала. В подобных условиях российским банкам придется конкурировать на рынке с иностранными банковскими структурами. Проанализировав текущее состояние российской банковской системы, мы можем сделать вывод, что на данном этапе отечественные банки не смогут конкурировать с развитыми, высококапитализированными иностранными банками, что может привести к потере независимости национального финансового рынка, его вхождению в сферу влияния финансовых систем экономически развитых стран.

          Предотвратить подобную ситуацию можно лишь создавая условия для наращивания российскими банками собственного капитала, что в конечном итоге приведет к повышению их надежности, конкурентоспособности, уменьшению вероятности банкротств, сокращению излишних рисков для кредиторов и вкладчиков, позволит создать адекватную требованиям мирового финансового центра инфраструктуру в виде крупных, высококапитализированных банков.

         Повышению уровня капитализации отечественных банков, по нашему мнению, препятствует острая нехватка внешних кредитных ресурсов и низкая сберегательная активность населения, порожденная сравнительно высоким уровнем инфляции и сохраняющимся недоверием к банковской системе, что вызывает, во-первых, серьезную зависимость российских банков от заемного капитала, в первую очередь иностранного, а во-вторых, ухудшение качества получаемых банками доходов, основную долю в которых занимают доходы от операций с иностранной валютой (более 60%) и сокращению объема получаемой прибыли. Средства населения являются важнейшим источником пополнения банковских пассивов, однако в нашей стране депозиты выступают дорогим и краткосрочным пассивом, что значительно ограничивает возможности для банковского кредитования.

Информация о работе Банковская система России