Анализ развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание

В целях определения банками стратегии и политики в области розничного бизнеса Национальным банком была одобрена Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года. Для ее реализации банки разработали планы мероприятий, предусмотрев в них основные направления развития розничного банковского бизнеса, количественные и качественные показатели.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..2
Сущность и виды розничных банковских услуг………………………..4
1.1 Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг и понятие розничных операций………………………….……………..4
Классификация розничных услуг……………………………………..8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг…………………………………………………….. 13
2. Основные направления совершенствования рынка розничных банковских услуг………………………………………………………….16
2.1 Цели и основные направления развития сферы розничных банковских услуг……………………………………………………...16
2.2 Продвижение и перспективы розничных банковских услуг……..18
3. Анализ деятельности КБ по оказанию розничных банковских услуг на примере «Приорбанк» ОАО…………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач.docx

— 146.91 Кб (Скачать документ)

Таким образом, рост доходов  населения при сохранении допустимого  уровня их концентрации позволят в  перспективе расширить спрос  физических лиц на банковские услуги и, соответственно, повысить уровень  рентабельности розничных операций для банков.

На развитие рынка розничных  банковских услуг оказывают влияние  и факторы, определяемые состоянием банковской системы.

Позитивная динамика финансового  потенциала банковской системы (повышение  уровня капитализации банковской системы, рентабельности банковской деятельности, рост объема и оптимизация структуры  ресурсной базы банков и т.д.) является одним из важнейших условий как  увеличения объемов и расширения спектра розничных услуг, предоставляемых  банками, так и улучшения их качества.

Правовое обеспечение  банковской деятельности – один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств  во вклады, расчетному и кассовому  обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при  проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков. Основным документом, регулирующим сферу  банковских услуг, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный документ определяет систему отношений в  банковской системе в целом, устанавливает  перечень операций, относящихся к  банковским, регламентирует права и  обязанности участников банковских операций.

Кроме того, регулирование  отношений в сфере банковских услуг осуществляется рядом иных законодательных актов, постановлений  Правительства Республики Беларусь, нормативных правовых актов, принимаемых  Национальным банком совместно с  другими государственными органами. Порядок совершения отдельных банковских операций определен нормативными правовыми  актами Национального банка.

Однако определенная нестабильность, в отдельных случаях несогласованность  и несовершенство правовой базы по ряду важнейших направлений (например, по ипотечному кредитованию, доверительному управлению ценными бумагами), недостаточная  степень защищенности прав кредиторов (в частности, неэффективность механизма  залога) затрудняют развитие розничного банковского рынка.

Таким образом, можно сделать  вывод, что на текущее состояние  рынка розничных банковских услуг  оказывает воздействие ряд факторов: макроэкономических и факторов, определяемых состоянием банковской системы. Развитие рынка розничных банковских услуг  во многом зависит от уровня экономической  стабильности в стране, законодательной  базы банковской деятельности, состояния  банковской системы. При финансовой стабильности и экономическом росте  в стране, розничные банковские услуги пользуются высоким спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления  совершенствования рынка розничных  банковских услуг

 

2.1 Цели и основные направления  развития сферы розничных банковских  услуг

 

В настоящее время в  Республике Беларусь развитию розничного банковского бизнеса способствуют положительные тенденции в экономике, такие, как повышение деловой  активности во многих отраслях, рост объема ВВП, увеличение денежных доходов населения, повышение уровня доверия к банковской системе.

Аспекты развития рынка розничных  банковских услуг отражены в различных  программных документах: Концепция  развития розничных банковских услуг  в Республике Беларусь, Комплексная  программа развития сферы услуг  в Республике Беларусь и другие.

Стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг  в Республике Беларусь в настоящее  время являются достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять  потребности физических лиц в  банковских услугах и приближение  параметров розничных банковских услуг  в республике к уровню развитых стран.

Для достижения поставленных целей деятельность банков должна вестись  по следующим направлениям:

• стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг;

• внедрение современных стратегий продаж;

• развитие и оптимизация филиальной сети;

• расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества.

Увеличение масштабов  деятельности на рынке розничных  банковских услуг ставит перед банками  проблему снижения затрат, связанных  с организацией продаж. При этом розничные банковские услуги можно  разделить на две группы:

• услуги, спрос на которые носит индивидуальный характер и которые требуют специального уровня подготовки банковских работников (инвестиционные услуги, ипотечное кредитование, трастовые услуги и др.);

• базовые услуги, спрос на которые носит массовый характер (открытие счетов, осуществление платежей населения, выдача наличных денег, покупка-продажа валюты, информационные услуги и др.).

В целях увеличения объемов  оказания услуг при одновременном  повышении качества обслуживания наиболее массовые базовые услуги должны быть стандартизированы по своим технологическим  и экономическим параметрам. Стандартизация базовых услуг позволяет снизить  операционные издержки, организовать продажу услуг без индивидуальных консультаций с банковскими работниками (например, использовать автоматизированные системы консультирования). Комплекс стандартизированных базовых услуг  должен быть высокотехнологичным и  рационализированным с позиций  планируемого банком соотношения произведенных  затрат и ожидаемых доходов. На основе стандартизации технологических и  экономических параметров услуг  банк может организовать свою деятельность на рынке розничных банковских услуг  по двум основным направлениям:

• продажа индивидуальных услуг, рассчитанных на спрос определенных групп населения и требующих консультирования клиентов работниками банка. Цена индивидуальных услуг должна одновременно обеспечивать необходимый уровень спроса на эти услуги и конкурентоспособности;

• продажа стандартизированных высокотехнологичных базовых услуг, ориентированных на массовый спрос со стороны физических лиц и единых для всей системы банка. Цена этих услуг должна обеспечивать их доступность для населения и в то же время компенсировать банку основные расходы по продаже индивидуальных услуг за счет больших объемов продаж. Сбыт стандартизированных услуг в перспективе может осуществляться главным образом по удаленным каналам и в зонах самообслуживания.

Задачи увеличения объемов, расширения спектра и повышения  качества розничных банковских услуг  населению в современных условиях невозможно решить без автоматизации  банковской деятельности на основе использования  новых технологий. Информационные технологии не только увеличивают доступность  и быстроту оказания традиционных услуг, но и служат базой возникновения  новых услуг, которые невозможно оказать при использовании традиционных технологий.

 

 

 

 

 

2.2 Продвижение и перспективы розничных банковских услуг

 

9 ноября,  в седьмой раз прошла международная специализированная конференция ”Розничные банковские услуги: тенденции и перспективы“, которую ежегодно организовывает Белагропромбанк.   
            Большое внимание было уделено развитию безналичных платежей. Сегодня в Республике Беларусь эмитируются банковские пластиковые карточки внутренней платежной системы ”БелКарт“, международных платежных систем VISA и MasterСard. Кроме того, банками осуществляется эквайринг по операциям с банковскими пластиковыми карточками указанных платежных систем и международных платежных систем American Express и UnionPay. 

Для справки, на начало октября в Республике Беларусь эмиссия карточек превысила 10 млн. единиц,  из которых  5,3 млн. единиц – это карточки международных платежных систем  и 4,8 млн. единиц – это карточки внутренней платежной системы ”БелКарт“. 
               В более чем 34 тысячах организаций торговли (сервиса) установлено свыше 52 тысяч платежных терминалов для безналичных расчетов с использованием карточек, функционирует 4143 инфокиоска для безналичной оплаты услуг, 3528 банкоматов, в 97 % которых держатели карточек могут не только получать наличные деньги, но и осуществлять безналичные платежи. 
             Услуги дистанционного банковского обслуживания оказывают 24 банка, все они предоставляют услуги Интернет-банкинга, 13 банков – Мобильного банкинга, 10 – SMS-банкинга. 
             Также в программу мероприятий развития безналичных платежей входит  вопрос развития рынка электронных денег.Важными являются и вопросы конкуренции банков с почтой, ритейлом, системами переводов в связи с предоставлением последними финансовых услуг, в частности о ЕРИП. 
              Начало работы ЕРИП (Единое расчетно-информационное пространство) было положено в 2007 году. Сегодня ЕРИП охватывает 28 участников из числа белорусских банков, включает 13,5 точек приема платежей.В ноябре общее количество совершенных платежей достигло 12 млн, а объемный рост платежей составляет 3-4 раза ежегодно. 

Необходимость увеличения объемов  продаж, развитие банковских технологий, а также изменение потребностей клиентов, повышение их требований к качеству банковского обслуживания обусловливают потребность в  оптимизации каналов продаж услуг. В связи с этим важным фактором повышения эффективности продаж розничных банковских услуг является совершенствование способов их организации: использование принципов универсальности и комплексности при обслуживании населения, расширение самообслуживания клиентов, сегментация рынка.

Перспективным является использование  универсализации подходов банка  при оказании услуг физическим лицам  в рамках многоканальной стратегии  продаж. В этом случае, комбинируя традиционные и мультимедийные каналы сбыта услуг (в соответствии с существующим спросом  и экономической целесообразностью), банк может достичь значительных результатов по объемам и качеству обслуживания населения при поддержании  достаточной рентабельности этой деятельности. Внедрение новых мультимедийных каналов продаж позволит повысить имидж  банка и обеспечить динамичное развитие банка в долгосрочной перспективе.

Однако и выбор каналов  сбыта, и степень универсализации  банка во многом зависят от его  масштабов и позиции на рынке  розничных банковских услуг Республики Беларусь. Преимущества крупного банка  при использовании стратегии  универсального обслуживания заключаются  в наличии широкой базы клиентов, больших объемов оказываемых  розничных банковских услуг. Это  дает возможность стандартизировать  базовые услуги, поддерживать низкий уровень издержек, получать достаточную  и устойчивую прибыль на рынке  розничных банковских услуг (так  как низкая норма прибыли компенсируется за счет объемов продаж). В связи  с этим универсализация деятельности на рынке розничных банковских услуг, как правило, доступна крупнейшим банкам, так как требует значительных вложений средств, наличия ресурсной  базы, филиальной сети, внедрения новейших технологий, серьезных маркетинговых  исследований конъюнктуры рынка  розничных банковских услуг. Напротив, банки, не специализирующиеся на обслуживании физических лиц, при решении задач  увеличения объема и расширения спектра  розничных услуг населению могут  увеличивать объем продаж розничных  услуг только с учетом уровня рентабельности по каждому их виду.

Повышение эффективности  продаж розничных банковских услуг  предполагает развитие комплексного обслуживания. Преимущества комплексного обслуживания в направлении увеличения объемов  продаж розничных банковских услуг, исходя из мирового опыта, очевидны. Данная стратегия предполагает определение  и формирование такого набора банковских услуг, который полностью удовлетворял бы потребности клиента, гарантируя процесс наилучшего взаимодействия с ним.

Одним из направлений оптимизации  сети сбыта банковских услуг видится  переориентация банков на предоставление розничных банковских услуг через  сеть мини-отделений наряду с сокращением  числа полноценных филиалов.

Мини-отделения, требуя значительно  меньших расходов на создание, чем  филиалы, и оказывая достаточно широкий  спектр услуг (открытие или пополнение счетов, оформление вкладов и кредитов, получение консультаций и др.), позволяют  значительно повысить доступность  розничных банковских услуг физическим лицам (прежде всего в сельской местности). При этом крупные региональные филиалы  следует ориентировать на оказание населению полного спектра розничных  банковских услуг.

В дополнение к созданию сети мини-отделений перспективными направлениями являются: формирование на предприятиях торговли и сервиса  сети удаленных операционных касс, расширение спектра услуг, оказываемых  пунктами обмена валют, а также организация  оказания банковских услуг через  предприятия связи. В целях повышения  доступности розничных банковских услуг для удаленных районов  возможно использование передвижных  операционных касс.

Предлагаемый вариант  оптимизации сети сбыта розничных  банковских услуг позволит банку  снизить затраты на содержание филиальной сети.

За счет расширения спектра  услуг, освоения новых сегментов  рынка розничных банковских услуг  происходит оптимизация использования  текущих возможностей и, следовательно, повышается рентабельность деятельности банка, растет отдача от вложенного капитала. Внедрение новых розничных банковских услуг предполагает изучение передового зарубежного опыта, развитие банковских технологий, дальнейшее совершенствование  менеджмента и маркетинга в данной сфере, создание системы подготовки и переподготовки персонала (по обучению технике предоставления новых услуг).

Расширение спектра розничных  банковских услуг может осуществляться по следующим направлениям:

• модификация услуг, уже оказываемых банками населению республики;

• внедрение услуг, новых для белорусского рынка розничных банковских услуг.

Новые услуги населению, основанные на модификации уже оказываемых  услуг, могут внедряться путем изменения  условий оказания услуг с целью  повышения их привлекательности.

К таким условиям, например, относятся:

• процентные ставки по вкладным и кредитным операциям (плавающая процентная ставка в зависимости от темпов инфляции, конъюнктуры финансовых рынков, кредиты с пониженными ставками, например, для работников предприятий, обслуживающихся в данном банке, и др.);

Информация о работе Анализ развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы