Анализ формирования кредитной политики на примере БТАбанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение современного механизма предоставления и погашения банковского кредита.
Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть роль и значение кредитования в условиях перехода к рыночным отношениям
-определить принципы банковского кредитования
-проанализировать формирование кредитной политики на примере ЗЗАО «БТА-Банк» ;
-рассмотреть проблемы и основные направления развития кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитования
1.1 Роль и значение кредитования в условиях перехода к рыночным отношениям
1.2. Принципы банковского кредитования

Глава 2. Анализ формирования кредитной политикИ на примере ЗАО «БТА Банк»
2.1 Краткая характеристика коммерческого банка
2.2 Анализ формирования кредитной политике в ЗАО «БТА Банк»
2.3 Рассмотрение заявки, выдача и погашение кредита

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Проблемы организации кредитования заемщиков
3.2 Направления развития кредитной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АО БТА БАНК 16.05.2012 дипломная фарида.doc

— 5.46 Мб (Скачать документ)

     Ну и  конечно немаловажной проблемой в кредитной деятельности является сбор документации, касающийся финансового положения заемщика, а также многих других доказательных и прилагающихся документов.

     И чтобы  более конкретнее увидеть здесь  проблему, мы попытаемся рассмотреть тонкости в документации, как со стороны коммерческого банка, так и со стороны заемщиков, которые предоставляют эти документы. В особенности нужно отметить документы касающиеся залога. Банки определяют их количество так, чтобы при возможной не уплате кредита банк мог бы полностью удовлетворить свои потребности за счет залога. Но согласно практике, многие заемщики не уплатившие кредит в определенные установленные сроки, не хотят добровольно расставаться со своим имуществом и поэтому банкам приходится прибегать за помощью в судебные органы для принудительного взыскания залогового имущества. А судебные процессы в нашей стране могут длиться несколько лет, да еще и выносить решения в сторону заемщиков должников банка, и именно из-за каких-то документальных мелочей, которые на самом деле не должны серьезно влиять на суть дела.  Отсюда можно отметить негативное отношение неразвитости законодательства в нашей стране, на развитие банковской системы и системы кредитования. И по этой причине, юридические службы коммерческих банков разрабатывают к приему от заемщиков максимальное количество документов, чтобы учесть все мелочи для полной уверенности.

     Но в  свою очередь потенциальные новые  и добросовестные заемщики, действительно  нуждающиеся в заемных средствах,  сильно страдают от этих требований, так как они теряют не мало времени, для того, чтобы собрать все требуемые документы для банка. Особенно затруднительное положение здесь конечно же для индивидуальных лиц (частных предпринимателей), которые в большинстве случаев испытывают недостатки денежных средств для своего развития, и которые желали бы получить кредит в минимальные сроки. И это конечно же было бы возможно и реально, но только с теоретической точки зрения, потому что на практике стоит одна проблема, и суть этой проблемы состоит в том, что сбор основных документов осуществляется через государственные органы, такие как: Гос. регистр, государственное управление архитектуры, государственная налоговая инспекция и другие органы, которые в нашей стране страдают большим несовершенством деятельности, да еще и развитой коррумпированностью, что очень сильно снижает качество их работы.

     Например, для получения в Гос. регистре одной справки, нужно ожидать официально, как минимум 15 дней и уплачивая при этом немалую сумму денег. А еще здесь имеется очень интересный факт, что если лицо которому нужна справка, хочет получить ее в более короткие сроки, то он должен уплатить, причем официально, сумму денег в несколько раз превышающую стандартную ставку. И причем такая информация, официально вывешена  в помещении Гос. Регистра. Хотя с другой стороны, может быть Гос. Регистр более продвинулся по сравнению с другими государственными структурами, потому что в них за срочность приходится уплачивать большую сумму, но уже неофициально. И отсюда по нашему мнению можно сделать только один вывод, о негативности государственных органов по крайней мере на местном уровне, хотя высшие государственные органы и считают, что они поддерживают развитие всех направлений как, государственного устройства и управления, так и экономики страны в целом. А в реальности, согласно нашим наблюдениям получилось все наоборот. То есть неэффективное государственное управление, создает не эффективность деятельности его структур, что в нашем случае тормозит развитие, как банковской системы, так и всей предпринимательской сферы экономики, и в особенности малого и среднего бизнеса.

     Но кроме  этого, мы считаем нужным выделить  влияние низко квалифицированных  кредитных работников, особенно  в филиалах банков, находящихся в различных отдаленных районах страны.7 И это является довольно таки серьезной проблемой, так как эффективность деятельности банка будет сильно подрываться, потому что она напрямую зависит от профессиональных способностей работников банка. К конкретным возникающимся здесь проблемам можно отнести следующие:

  -  неправильная  оценка кредитоспособности заемщика (то есть будущие       кредитные убытки  для банка);

  -  неправильное  оформление документов, их неполнота  и несоответствие 

( то   есть могут  возникнуть различные недоразумения с клиентами, что

     отрицательно  влияет на имидж банка и  качество его работы);

  -  несоответствующий  мониторинг текущей деятельности  заемщика, при 

     использовании  кредитных ресурсов ( также может  привести к будущим

     потерям  банка );

  -  низкий уровень  обслуживания клиентов (то есть  отсюда тоже складывается  несоответствующий  имидж банка и снижается количество  клиентов).

     То есть  отсюда можно отметить, что низкая  квалифицированность кредитных  работников, отрицательно влияет не только на кредитную деятельность, но и на всю деятельность банка и всю ее внутреннюю политику. Кроме того, по данным исследования Всемирного банка, внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, а на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь. Более подробно, факторы влияющие на потери банка отражены в следующей таблице.

Таблица 3.1       Факторы, вызывающие потери банка при  кредитовании

          Внутренние факторы

67%

Внешние факторы

33%

Нехватка  обеспечения

22%

Банкротство компаний

12%

Неправильная  оценка

21%

Требование кредиторов

11%

Слабость  контроля

18%

Безработица и др. проблемы

6%

Плохое  качество обеспечения

5%

Кража, мошенничество

4%

Неполучение обеспечения

1%

   

 

 И основными причинами банкротства, здесь считают именно недостатки в квалифицированном управлении, в отсутствии эффективных систем управленческой информации, в неспособности реагировать на изменения условий рынков и конкуренцию, в концентрации на нереалистичных проектах с учетом размера предприятий, в преувеличении собственных возможностей, то есть в слишком быстром расширении при отсутствии адекватных ресурсов и так далее. То есть в конечном счете основной причиной банкротств и негативной деятельности, будет некачественная административная работа банкиров.

     Но в  наше время существует еще  один аспект негативности кредитной  деятельности, который в большей  степени относится к внешним  факторам. Это банкротство компаний, хотя и банкротство может быть  результатом неправильной оценки заемщика, то есть неправильной работой банкиров, и данную причину можно было бы отнести к внутренним факторам с одной стороны, но существует такая непредсказуемая внешняя причина, особенно получившая свое развитие в переходный период  почти во всех странах СНГ, и это является мошенничество предпринимателей – клиентов. Они берут кредиты предоставляя капитальные документы свидетельствующие о высокой кредитоспособности, и на реализацию самых реальных проектов, и возможно даже с первичными выплатами процентов, но в конечном счете заемщик (руководитель фирмы) обычно бесследно скрывается с огромной суммой денег, бросая при этом на произвол как банк, так и фирму. И здесь нужно сказать, что данную ситуацию практически нельзя просчитать, так как основной причиной здесь является  личная выгода руководителя фирмы – заемщика.

     То есть  существует множество проблем  связанных с кредитованием, но  мы хотели бы вывести итоговую, обобщающую проблему. И это по  нашему мнению проблемы несовместимости   банка и заемщика, а именно условий и требований по деятельности каждого из них.

Например, клиент хочет  получить кредит при минимальных  условиях и в короткие сроки, а  банк же наоборот хочет капитально изучить клиента, его кредитоспособность и обычно никогда не спешит при выдаче кредита, да еще и предъявляет для большей уверенности, максимальные требования и увеличивает условия выдачи кредита. Хотя, и у банка, и у заемщика, есть свои причины на это, которые складываются из практического опыта их деятельности. И эти причины каждого из них имеют одинаковый характер, а именно желание, как банка, так и заемщика, развиваться, идти вперед и быть уверенными в своей деятельности. А несовместимость условий и требований между ними в настоящий момент, возникает из-за уже сложившихся негативных отношений.   

        

    1. Направления развития кредитной политики

 

     В связи  с тем, что кредитная политика  коммерческих банков в нашей  стране  была разработана на  основе международного опыта,  то есть на базе уже сложившейся  и усовершенствованной формы, то мы думаем, что новые подходы для развития кредитной деятельности  наших банков должны состоять из более полного и усовершенствованного использования всех методов и принципов  реализации кредитной политики, а также введения тех видов кредитных операций, которые еще не существуют в нашей банковской практике, но получившие большое развитие в других более развитых странах мира.

     Одним из  таких видов кредитных операций, мы считаем выдачу потребительских  ссуд  населению, то есть для  покупки потребительских товаров, обычно длительного пользования. Сюда можно отнести покупку автомобиля, яхты, мебели для дома и других предметов необходимых для населения. Особое место в данном виде кредитования занимает ипотечное кредитование, то есть кредиты на покупку или на строительство недвижимости.8

  Что же  касается  улучшения и усовершенствования  кредитной политики, то мы считаем,  что в первую очередь необходимо  рассмотреть систему банковского  менеджмента. Банковский менеджмент  можно охарактеризовать как процесс управления банком путем постановки целей и разработки способов их достижения. А процесс управления ссудными операциями представляет собой составную часть процесса управления банком в целом. Мы считаем, что эффективность управления кредитными операциями, должно состоять из всеобщего охвата сторон кредитного процесса, должна быть разработана оптимальная последовательность выполнения кредитных операций и каждый шаг в кредитном процессе должен иметь научную обоснованность, например решение о выдаче кредита должно приниматься на основе финансового анализа  деятельности заемщика, и если даже при этом не удается конкретно определить кредитоспособность заемщика, то и тогда нельзя прибегать к интуитивным методам принятия решения, а лучше всего прибегнуть к более глубокому анализу,  выбрав другие способы анализа, например, сравнительные анализы, SWOT – анализ, или анализ исторической деятельности и так далее.

     Кроме того, согласно мировой практике предлагают  создание в банках двух отделов.  Кредитного отдела и отдела кредитного анализа. Считается, что работники кредитного отдела занимаются сбором и подготовкой всех документов о заемщике, а специалисты отдела кредитного анализа должны заниматься анализом кредитоспособности этого заемщика и принимать решения о выдаче кредитов. То есть считается, что принятие решений по выдаче кредитов должны осуществлять специалисты независимые от работников кредитного отдела,  занимающиеся  первичной работой с клиентами, и которые по тем или иным причинам могут быть заинтересованными  в доведении дела своего заемщика до конца и выдать ему кредит, при этом не до конца и неглубоко изучив финансовое состояние заемщика. А работники отдела кредитного анализа обладающие определенной независимостью должны были принимать более справедливые решения по выдаче кредитов.

   И в последнюю  очередь мы считаем, что на  эффективность кредитной деятельности  банка влияет подобранный персонал, который должен быть высококвалифицированным  и со знанием не только банковского  дела, но и со знаниями бухгалтерского учета, в особенности в области анализа, также экономики предприятия и экономики страны в целом для определения места предприятия заемщика в какой-либо отрасли экономики и определения ее важности в перспективном развитии страны. Кроме того специалисты  должны  иметь познания в области международных отношений, так как успешная работа коммерческого банка предполагает обязательный выход на зарубежные рынки, для проведения валютных операций и удобства обслуживания своих клиентов.

Все вышеперечисленное  в свою очередь способствует появлению дополнительных рисков кредитования в виде некачественного кредитного меморандума и другой документации, нереальному определению видов, сроков, объемов ссуды, неправильной оценке рисков конкретной сделки.

Существенным негативным моментом в деятельности кредитной организации является недостаточная разработанность стратегии и политики развития кредитования, организационной структуры управления процессом, форм и методов управления кредитованием и рисками, информационного, аналитического, технического, кадрового обеспечения процесса кредитования, распределения функций управления, полномочий и ответственности, количественные и качественные ограничения кредитных рисков, корпоративная культура кредитования.

Исходя из изложенного  можно выделить основные направления снижения рисков кредитования и как следствие улучшения качества кредитного портфеля:

- введение обязательного требования со стороны Банка России о включении государственных направлений денежно-кредитной политики в кредитную политику каждой кредитной организации;

- создание и обеспечение единой для всех банков нормативной базы;

- организация помощи со стороны Банка России и других государственных структур в разработке обязательных нормативных требований к методологическому обеспечению различных видов и форм кредитования;

- введение соответствующего обязательного коэффициента совокупного кредитного риска с разработкой предельных его значений при кредитовании отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства. Для его выведения могут быть использованы такие показатели как коэффициент внутренней рентабельности сделки и нормы прибыли, точка безубыточности и окупаемости кредитуемой сделки, дисконтирование денежного потока и расчет чистого потока денежных средств от реализации кредитуемой сделки и определение ее чистой стоимости, измерение и оценка социальных последствий кредитования, (например, в рамках потребительских кредитов и ипотечного кредитования), расчет внутренней нормы возвратности средств банка;

Информация о работе Анализ формирования кредитной политики на примере БТАбанка