Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка

Описание

За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

Работа состоит из  1 файл

ситуационный мен-т.docx

— 82.24 Кб (Скачать документ)

  Внутренние  факторы, порождающие неожиданные  ситуации, с первого взгляда не столь заметны, но их также не стоит  игнорировать как и внешние. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства – это цели, задачи, структура, технология и люди.

  Цели. Организация – это группа людей, которые объединены общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям коллективно то, чего они не могли выполнить индивидуально. Цели есть конечные состояния или желаемый результат, которых стремиться добиться  группа, работая вместе.

  Структура организации  – это логическое взаимоотношение всех уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организаии.

  Задача это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в определенные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются на работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

  Технология – это комбинация умения, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желательных преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает в себя использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе в форму, получаемую при выходе. Классификация Дж. Вудворд: единичное, массовое, непрерывное производство

Классификация Дж. Томпсона: многозвенные, посреднические и интенсивные технологии

  Люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход. Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе в управлении: поведение отдельных людей, поведение менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. 

  1. Влияние внешних факторов на организацию

  Изменения, происходящие во внешнем мире, заставили  обратить на внешнюю среду большее  внимание. Руководителям пришлось учитывать  среду, потому что организация как  открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

  Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании.

  Влияние международных факторов, то есть количество “горячих точек” в мире, где происходят какие-либо военные конфликты; численность военных и других лиц, задействованных в “горячих точках” в данное время; количество международных симпозиумов, конференций, выставок, кинофестивалей, конкурсов и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране.

  Влияние политических факторов. Политическая составляющая макроокружения изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

  Влияние экономических факторов. Экономический компонент позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию.

  Влияние социально-демографических  факторов. Под социальным компонентом понимается влияние на бизнес отношений людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, ценностей людей, демографической структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п.

  Влияние правовых факторов. Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

  Влияние экологических факторов. Сюда относится параметры экосистемы страны; затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны; количество городов и удельный вес численности их населения, которые не отвечают требованиям по экологичности.

  Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно то, что организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия и  тем самым активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему  существованию. В среде прямого воздействия главное – это рынок и законы, его регулирующие. 

  1. Понятие ситуационного анализа

  В ситуационном анализе, так же как в системном  анализе и в любой другой науке  об управлении, разработаны универсальные  технологии, методы, приемы, которые  годятся не только для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, но и для целого класса ситуаций.

  Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, мозгового штурма, с использованием случаев деловых  ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения. Однако только специально проведенный  анализ именно той ситуации, которая  сложилась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет  профессиональному менеджеру выбрать  ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели. При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значительной степени  на использовании современных методов  поучения, анализа и обработки  экспертной информации.

  Задача  установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки  анализ ситуации становится практически  невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных  выше причин не повышается, а снижается.

  Поэтому одной из основных задач ситуационного  анализа является установление не всех, а именно основных факторов, оказывающих  существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые  существенного влияния оказать  не могут.

  Сегодня известны и используются несколько  технологий установления основных влияющих факторов в результате анализа той  или иной конкретной ситуации, т.к.: "мозговая атака», двухтуровое анкетирование, многомерное шкалирование, факторный анализ. 

  1. Классификация методов анализа  деловых ситуаций

  Сбор  фактов представляет собой чрезвычайно  важный момент для всякого ситуационного  анализа. Методы сбора материала  могут быть классифицированы по признаку способа полученной информации на следующие 4 группы. Это информация, полученная путем:

  1. Личных наблюдений и экспериментов;
  2. Изучения библиографии с целью установить, какой материал по данному вопросу уже опубликован;
  3. Использование интервью и личного опроса лиц, у которых имеются конфиденциальные сведения по данному вопросу;
  4. Использование анкет, целью которых является получение по данному вопросу сведений от лиц, с которыми нет возможности контактировать другими способами.

  При анализе и предварительном обсуждении плана обследования рекомендуется  самым тщательным образом разделять  эти методы, но в процессе ситуационного  обследования редко приходиться  ограничиваться каким-либо одним из них. Названные 4 метода как бы составляют части единого целого, и анализ может быть признан полным лишь настолько, насколько им использованы все возможные  источники информации.

  В связи с этим необходимо остановится  на последовательности сбора фактического материала. В приведенной классификации  они расположены от простого метода к наиболее сложному. Преимущество такой очередности заключается в её логической обоснованности. Однако, не слудет думать, что это расположение соответствует той последовательности, в какой названные методы должны обязательно применяться в каждом отдельном случае, так как рыночная хозяйственная деятельность характеризуется неограниченным многообразием ситуаций. 

  1. Анализ  ситуации путем личного  наблюдения

Существует ряд  правил, облегчающих успешное пользование  наблюдением при анализе различных  вопросов хозяйственной деятельности. Основные правила:

  1. Ясно сформулируйте проблему. Прежде всего необходимо выяснить цель обследования и в результате предварительного анализа четко сформулировать проблему в целом, а также в применении к отдельным частям работы. Желательно выделить основные ориентиры анализа ситуации и отметить вопросы, требующие особенного внимания.
  2. Надлежащая установка сознания. Для обеспечения необходимой точности наблюдения сознание должно быть свободно от всяких предвзятых доводов. Чрезвычайно важно устранить или, по крайней мере, подвергнуть критической проверке имеющиеся предубеждения. Следует этому уделить внимание, приступая к наблюдению; но не менее существенно неотступно контролировать себя в течение всего обследования. Поэтому не следует делать суждения, на основе личной интуиции.
  3. В данное время производите наблюдение только над одним явлением. Выбирайте для начала наблюдения наиболее выгодные для анализа объекты. Вы убедитесь, насколько быстро и успешно продвигается работа. Кроме того, постарайтесь выбрать такой аспект, при котором избранное вами явлением или объект анализа находится в наиболее благоприятных условиях для всестороннего наблюдения над ним. Выбор подходящего места и времени наблюдения всегда имеет первостепенное значение. Только при обоснованном выборе можно быть уверенным в том, что главные моменты, требующие особого внимания, будут выявлены и верно обобщены.
  4. Рассматривайте явления и объекты во взаимосвязи. Очень часто, не удается произвести точные наблюдения над фактами лишь потому, что мы не учитываем их взаимосвязи и отношения к проблеме в целом.
  5. Соберите все существенные факты. Наблюдение нельзя признать полным, если оставлен без внимания хотя бы один более или менее значительный факт. Нарушение этого правила обычно бывает одной из распространенных причин неудачи всей аналитической работы.
  6. Исключите все маловажные факты. Как необходимо отмечать каждый существенный факт, также не следует останавливаться на фактах, не имеющих прямого отношения к делу.
  7. Сохраняйте энтузиазм и заинтересованность в установлении истины. Великий мыслитель Риджер Бэкон говорил: «Тот кто много спрашивает, много научится.» Развивайте в себе любознательность  - она одно из наиболее ценных качеств исследователя и ведет к открытию новых методов в аналитической работе.
  8. Фиксируйте результаты наблюдений. Хотя аналитик или эксперт должен обладать хорошей паматью, нов се же не следует всецеор на нее полагаться.
 
  1. Беседа  как источник информации для анализа деловой  ситуации. Преимущества и недостатки деловой  беседы.

  По  любому вопросу существует неизмеримое  количество данных, которые никогда  не были опубликованы или просто записаны. Если желательные сведения имеются  у лиц, с которыми возможен непосредственный контакт, то их можно получить в результате делового разговора или личной беседы.

  Беседа  является одним из самых существенных способов получения сведений и всюду  находит широкое применение. Из разговоров с потребителями, продавцами, рабочими и служащими менеджер предприятия  получает данные, оказывающие влияние  на его решение и заставляющие его порою изменить направление  работы. Причины, заставляющие его следить  за тем, что ранее было напечатано по данному вопросу, вынуждают его  с такой же тщательностью исследовать  источники незаписанных сведений.

  Поэтому деловая беседа представляет собой  один из главнейших приемов сбора  материала. Конечно, прием этот имеет  и преимущества, и слабые стороны.

  Главные преимущества деловой беседы могут быть сформулированы следующим образом:

  • она дает непосредственные сведения и обычно требует минимальных затрат;
  • является единственным способом получения некоторых сведений;
  • гибкость позиций участников позволяет ежеминутно изменять характер разговора.

  Главное преимущество беседы состоит в том, что она дает такие сведения, которые невозможно добыть никаким другим путем; в беседе выясняются такие подробности, которые, не представляя достаточного интереса для широкой публики, как раз чрезвычайно ценны для данного исследования. Кроме того, из бесед почти всегда удается познакомиться с новыми предположениями и приемами, прежде чем изложение их появляется в печати.

  Огромное  количество ценных сведений никогда  не попадает в печать. На предприятиях имеется много умных, талантливых  специалистов, но не достаточно уверенных в себе,беспечных или же не умеющих излагать свои мысли в письменном виде, а между тем они охотно делятся своим опытом с теми, кому доверяют, и часто этим путем распространяются ценные идеи, которые иначе остались бы никому неизвестными.

Информация о работе Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"