Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, шпаргалка

Описание

За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

Работа состоит из  1 файл

ситуационный мен-т.docx

— 82.24 Кб (Скачать документ)

  Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную  часть работы. Его функции:

  • формулировка и переформулировка задачи;

  • подбор участников для последующих  этапов работы;

  •решение  организационных вопросов (помещение  и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и пр.).

  Участники мозгового штурма делятся на две  группы:

  • "генераторов" — людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

  • "аналитиков" — специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

  Условия проведения мозгового штурма:

  • предпочтение отдается количеству высказанных  идей, а не их качеству;

  • идеи высказываются короткими предложениями;

  • во время выдвижения идей, как уже  было отмечено, запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические  или саркастические реплики;

  • одобряются внешне и принимаются  все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому  мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых  разных направлениях;

  • создается и поддерживается такая  обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех;

  • высказанные ранее идеи любой  участник мозгового штурма может  развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

  • между участниками мозгового  штурма поддерживаются демократические  и дружественные отношения;

  • идеи могут выдвигаться без обоснования;

  • допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. 

  1. Факторный анализ как метод  установления тенденций  развития ситуации

  Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

  В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

  1. Постановка цели анализа.
  2. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
  3. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
  4. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
  5. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
  6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  7. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

  Методы  установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

  Обычно  в практике управления разрешение той  или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается  и анализируется первое, нередко  интуитивно найденное решение, которое  далеко не всегда приводит к желаемому  результату. Поэтому в особенно сложных  ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы  альтернативных вариантов. Анализ и  оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с  наибольшей вероятностью гарантирует  в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут  возникнуть такие ситуации, когда  метод выбора лучшего варианта оказывается  ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов  просто нет: альтернатива —"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".

  Творческие  методы (эвристические) применяются  на всех этапах принятия решений и  решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

  Часто эвристические методы применяются  в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование. 
 

Методы  генерации идей

  Метод генерации идей возник в 50-е годы ХХ века и получил широкое распространение  в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода разработавшим его основы в 1957 году, является американец А. Осборн.

  Существует 10 методов генерации идей для бизнеса:

  «Мозговой штурм». Коллективная генерация идей, когда группа людей предлагает различные  идеи, участники группы пытаются их развить, выявляя недостатки и преимущества.

  «Шесть  шляп». По очереди надеваются шесть  шляп разного цвета. В белой проверяются цифры и факты, в черной – отрицательные черты, в желтой — анализируются положительные моменты, в зеленой – происходит генерация идей, в красной – позволяются активные эмоциональные реакции, в синей – подводятся итоги генерации идей для бизнеса.

  «Ментальные карты». В центр листа заносится  ключевое понятие идеи для бизнеса, а все ассоциации, которые следует  запомнить, записываются на ветвях, идущих от него. Идеи для бизнеса можно  рисовать. Создание подобной карты  способно помочь придумать новые  ассоциации.

  «Синектика». Выбирается объект и составляется таблица для его аналогий. В первом столбце — прямые аналогии, во втором — косвенные (к примеру, признаки первого столбца). В конце сопоставляются цель, объект и косвенные аналогии.

  «Метод  фокальных объектов». Здесь объединяются признаки разных объектов в одном  предмете. Пример: свеча и понятие  «Новый год». Новый год — праздник, искры бенгальских огней. К свече  это также относится. Если бенгальскую  свечу стереть в порошок и  добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

  «Морфологический  анализ». Исследуемый объект раскладывается на компоненты, из которых отбираются самые значимые характеристики. Затем  их следует изменить и попытаться снова собрать вместе. В результате получаем новый объект.

  «Непрямые стратегии». Для этого метода генерации  идей для бизнеса требуются карточки с командами («дай волю злости», «укради  решение» и др.). Участвующие вытаскивают  карты и выполняют их указания.

  «Автобус, кровать, ванна». Суть метода генерирования  идей в том, что новые идеи не только таятся в глубинах подсознания, но и  пытаются вырваться наружу. Требуется  время на их появление и новая  идея может прийти в голову в самом  необычном месте.

  «Расшифровка». Берется любая надпись на иностранном  языке, например иероглифы. У разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые различные ассоциации.

  «Ловушка  для идей». Фиксируются абсолютно  все идеи для бизнеса, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним. 

  1. Имитационное  моделирование в  ситуационном менеджменте

  Имитационное  моделирование представляет собой  серию численных экспериментов  призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных факторов (исходных величин) на некоторые зависящие  от них результаты (показатели). Одним  из самых наглядных примеров использования  ситуационного анализа и прогнозирования  служит табличная реализация жестко детерминированной факторной модели связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых  ставок и др.).

  Описанная модель может быть реализована на персональном компьютере в среде  электронных таблиц в два этапа.

  1-й  этап. Аналитик (финансовый менеджер, экономист, бухгалтер) в рамках  выбранной версии и сценариев  по годам готовит количественные  данные для заполнения исходной  таблицы и производит различные  расчеты путем изменения параметров  и переменных (скидки, ставки налога, проценты за кредит и др.). При  этом в имитационной модели  предусмотрены не только расчеты  показателей прибыли, но возможно  решение обратной задачи - по заданному  значению прибыли определяются  значения основных параметров  и переменных (темп роста товарооборота,  уровень торговой наценки, уровень  издержек обращения и др.).

  2-й  этап. Предложенный аналитиком вариант  (или варианты) финансовой политики  обсуждается с участием администрации  и руководства субъекта хозяйствования  путем проведения многократных  расчетов с помощью имитационной  модели на компьютере. Полученные  в ходе моделирования результаты  используются для составления  среднесрочного прогноза (допустим, на первые два-три года), а более  длительный прогноз служит непосредственно  для целей стратегического управления  и постоянной корректировки данных  по годам.

  Одним из ключевых моментов для разработки прогнозных оценок является учет:

  а) уровня и динамики инфляции;

  б) состава и структуры товарооборота. Для этого в модели целесообразно  предусмотреть использование различных  относительных величин. Имитационное моделирование финансово-хозяйственной  деятельности основано на сочетании  формализованных (математических) методов  и экспертных оценок специалистов и  руководства хозяйствующего субъекта, но с превалированием последних. Поэтому для разработки долгосрочного  прогноза со стороны администрации  необходимо включить двух-трех специалистов от различных служб и подразделений  предприятия (коммерческой службы, планового  отдела, финансового отдела и бухгалтерии).

  Результаты  имитационного эксперимента могут  быть дополнены статистическим анализом, а также использоваться для построения прогнозных моделей и сценариев.

29.Метод сценариев в ситуационном менеджменте

  Метод сценариев – это еще один вариант  использования ситуационного анализа  для прогнозирования возможных  действий, и имеет более общее  применение. Сценарный метод - метод  реализации ситуационного подхода  к принятию решений. Базируется на итеративной  последовательности построения сценариев  с целью выбора подходящей альтернативы управления.

  Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой  ситуации позволяют с тем или  иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи  между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к  которым может прийти ситуация под  влиянием тех или иных воздействий.

  С одной стороны, профессионально  разработанные сценарии позволяют  более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. Сопоставление и оценка возможных сценариев развития ситуации под влиянием как различных управляющих воздействий, так и фоновых факторов, не зависящих от действий ЛПР, способствуют принятию подчас единственно верных решений.

  Назначение  сценарного метода — предвидение  и предварительный анализ качественных изменений, скачков, возможных в  результате тех или иных экономических, технических или организационных  мероприятий в условиях неопределенности их проведения; определение условий  достижения желаемой цели развития объекта; установление набора проблем, которые  могут возникнуть на пути достижения этой цели. Вместе с тем практической целью ставится и выявление конкурентных преимуществ каждого из созданных  сценариев, то есть определение степени  приближения каждого из них к  предполагаемому развитию событий. Составив заключение в плане того, какому из сценариев (или группе сценариев) отдается предпочтение, можно образовать некий «коридор» в отношении  наиболее возможных направлений  развития фирмы.

Информация о работе Шпаргалка по "Ситуационный менеджмент"