Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы ГОС экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

ГОСЫ.docx

— 452.27 Кб (Скачать документ)

1. Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

Мен-т  как наука является самостоятельной областью знаний, предметом изучения которой является история развития, сущность, содержание и формы упр-ой деятельности.   Базируется на десятках других наук (математика, логика, психология и социология). Возникла на базе практического опыта упр-я, опирается на всю сумму знаний об упр-ии, содержит концепции, теории, принципы, и формы упр-я.

Суть мен-та как профессии состоит в применении мен-та как науки к реальностям ситуации, а Þ к практике. Предполагает наличие в качестве субъекта специалиста - менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу. Процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата. Это вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования ее ресурсов с применением принципов и методов, разработанных наукой управления.

Менеджмент сформировался в  конце XIX века в США. Менеджмент возник, как профессия и уже потом  как наука, т.е. создавался практиками.

Управление в организации, его особенности и структура.

Питер Друкер определяет упр-е как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Мескон  считает, что упр-е – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения целей организации через других людей.

Особенности управления:

1. Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов.

2. Социально-психологические - организация и руководство усилиями персонала фирмы.

3. Правовой  аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику.

4. Организационно-технический аспект - оценка ситуации, отбор целей и задач, разработка стратегии, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, мотивацию и вознаграждение.

Виды  менеджмента, специфика.

По признаку объекта:

    • Общий управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных звеньев;
    • Функциональный управление определенными сферами деятельности организации (персоналом, маркетингом, финансами, экологический, инвестиционный).

По содержанию:

  • Нормативный разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции в конкурентной нише рынка
  • Стратегический выработка стратегий, формирование потенциала, страт. контроль
  • Оперативный разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий.

Общие функции менеджеров

Планирование– функция, определяющая цели организации, средства их достижения, сроки и последовательность их реализации, и распределение ресурсов.  

Мотивация – побуждение человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил.

Организация - установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определение порядка и условий функционирования.

Координация –обеспечение согласованности и взаимосвязи между элементами системы управления, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Контроль  – получение информации о текущем состоянии дел, о ходе решения поставленных задач. Корректировка действий в случае различия между результатами и установленными параметрами.

Специфические функции менеджера: экономическое и социальное планирование; учет и отчетность;  экономический анализ; техническая подготовка производства; управление технологическими процессами; технологический контроль; сбыт продукции; кадровая работа; организация труда и зп; материально-техническое снабжение.

Основные  модели управления в организации.

по собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

по степени рыночного влияния  на экономику: рыночная, рыночная с  элементами гос. регулирования, модель гос управления с развитыми рыночными отношениями, плановая;

по характеру власти: авторитарная, демократическая;

по принадлежности к школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа  административная школа, "классическая школа", школа НОТ, "человеческих отношений";

по отношению  к изменениям в среде: статическая (традиционная, консервативная), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная).

Взаимосвязь элементов социальной ответственности. Социальная ответственность – это уровень отклика на соц. проблемы общества со стороны организации. Благотворительность - высшее проявление.

Элементы реализации социально ответственного менеджмента: поиск новых видов деятельности, обеспечивающих стабильность функционирования предприятия; уважительное отношение к деловым партнерам; внимание к запросам и нуждам персонала; содействие формированию стабильной в экономическом, социальном, экологическом плане внешней среды; формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми.

Социальный  контроль. На Западе чаще всего его задача упрощается до «процесса обеспечения достижения организацией своих целей». В отечественной науке под социальным контролем понимают воздействие на работника в процессе труда с целью обеспечения соответствия его поведения общепринятым в организации ценностям и нормам.  Позволяет обеспечить слаженную работу организации по достижению цели.

Этика управления – это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Менеджмент и управление: общее и особенное. Термин "мен-т" по сути является аналогом термина "упр-е", однако не в полной мере. Термин "упр-е" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к разным органам управления (подразделениям в государственных, общественных организациях, на предприятиях и в объединениях).

Термин "мен-т" применяется  лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях.

Условия формирования менеджмента.

1. Экономические условия: индустриализация производства, развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена, емкий потребительский рынок, свободная конкуренция, быстрый процесс формирования корпораций, процесс отделения власти от собственности.

2. Культурные: интенсивное развитие науки об управлении, представляет синтез теоретических разработок и осмысление практической деятельности, генерирование и систематизация управленческой мысли, ее актуализация для применения в деятельности.

3. Другое: нестабильность полит. ситуации; повышение значения страт. мышления

Факторы становления мен-та: появление современных организаций, профессионализация управленческой деятельности, разделение труда

Одним из принципов менеджмента  является разделение труда. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. Результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции.

Качественные изменения в самих  организациях  - их структуре, масштабах, развитие взаимосвязей с внешней средой – оказали влияние на формирование менеджмента. Для экономики того времени было характерно функционирование большого числа крупных организаций: транснациональные корпорации, которые по своим характеристикам (обороту, ресурсам, инвестициям в научные исследования) сопоставимы с целыми государствами. Сформировался огромный корпус профессионалов-управленцев. Произошло не только четкое выделение управленческой деятельности и профессиональных управленцев, но и дифференциация этой деятельности и самих управленцев.

Роль мирового рынка, промышленной революции и развитие научного знания.

Развитие в условиях промышленной революции потребовало теоретического обобщения накопленного управлением опыта. Механизация производства способствовала росту размеров предприятия, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию. Внедрение любых новшеств не приносило желаемого эффекта, а огромный потенциал предприятий оставался до конца не реализованным. В этих условиях стало необходимо коренное изменение модели управления производством, внедрение иных организационных структур, схем подчиненности, строгое соблюдение технологий, координация выполнения заданий, обоснованное стимулирование. Предприятия- гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами.

 

 

 

 

3. Основные этапы эволюции организационно-управленческой мысли.

I период (с IX тысячелетия до нашей эры до XVIII в.)  - возникновение исторических предпосылок формирования основ управления. На стадии первобытно-общинного строя старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. В Древнем Египте был сформирован  развитый государственный управленческий аппарат. Сократ (5-4 в. до н.э.) проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм государственного управления. Аристотель (4 в. до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве.

II период - индустриальный период (1776-1890). кон 18 -кон 19вв. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда. Р. Оуэн: идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда.  Создание в 1833 г проекта «аналитической машины», с помощью которой управленческие решения принимались более оперативно.

III период  – сер 19 – сер 20 вв. период систематизации научно-практических знаний (1856-1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения:

Первый  взрыв интереса к управлению был  отмечен в 1911 г., когда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) (Тейлор, Гилбреты, Гант.) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач; отбора работников, их обучения; обеспечения ресурсами, использования материального стимулирования; отделение организационной работы от производственной. Обоснование дневной нормы рабочего Идея интенсификации труда. Ленточные графики Г. Ганта для планирования и контроля. Супруги Ф. и Л. Гилбрет выделили 17 основных микродвижений рабочих.

Классическая  школа (1920-1950 гг.) (Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни) развитие принципов управления, описаны функции управления, системно подошли к управлению всей организацией. Принципы управления Файоля: Разделения труда. Полномочия и ответственность. Дисциплина. Единоначалие. Единство направления. Подчинённость личных интересов общим. Вознаграждения персонала. Централизация. Порядок. Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива. Корпоративный дух. 

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и школа поведенческих наук (1950 г. - по наст, вр.) (Мэйо,  Маслоу, Фоллет) стали применять приемы управления к межличностным отношениям. Положения науки о человеческом поведении использовались для формирования организации таким образом, чтобы каждый ее работник мог быть полностью использован в соответствии с его потребностями. Важность согласования целей фирмы и ее работников. Научное изучение поведения на рабочем месте. Изучали различные аспекты социального взаимодействия мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Школа науки управления (1950 г. - по наст, вр.) (С. Черчмен, Д. Марч) дает углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также развивает количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Эти методы - «исследование операций». После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. После создания модели, переменные задаются количественными значениями. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношение между ними. Ключевым моментом является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Толчок к применению дало развитие ЭВМ.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"