Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.
Задачи:
– изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;
– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Теоретические подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………
1.3. Методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…
2.1. Методы исследования………………………………………….….….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….

Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управ. персон конечный рез-т (Автосохраненный).docx

— 109.46 Кб (Скачать документ)

15. 44.Физиологические и психические основы труда.–М.: Политиздат, 1974.– 98с.

16. 48.Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Владос,2001.– 432с.

17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 399с.

 

14. Водопьянова Н.Е. Синдром  психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.– СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – 463с.

19. Ильин Е.П. Эмоции  и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

25. Лешукова Е. Синдром  сгорания. Защитные механизмы. Меры  профилактки/Е.Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#

36. Сергеева А. Синдром  эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет:

http:www.tsale.ru/index.htm

38. Трунов Д. Синдром  сгорания: позитивный подход к  проблеме / Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.

 

 

Приложение 1

Анкета работника.

Уважаемые друзья!

Просим Вас принять  участие в исследовании, направленном на изучение некоторых сторон деятельности работников.

Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов анкеты. Это ответственная  работа, требующая искренности и  доброжелательного отношения с  Вашей стороны.

Вся информация, касающаяся Вас лично не подлежит разглашению.

При ответах на вопросы  будьте внимательны, сначала прочитайте сам вопрос, затем варианты ответов, выберите подходящий знаком «+».

1. Ф.И.О.__________________________________2. Возраст _____ лет.

3. Ваш пол  ______4. Семейное  положение_________

5.Образование:   а) среднее   б) среднетехническое

в) незаконченное высшее  г) высшее   д) второе высшее 

7. Место работы _____________________________________________

8. Стаж профессиональной деятельности:    а) от 0 до 5 лет.

                                                                        г) свыше  5 до 10 лет.

                                                                        д) свыше 10 лет.

9. Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены различными условиями работы.

Условия

Полностью удовлетво-ряет

Пожалуй, удовлетво-ряет

Трудно сказать

Пожалуй, не  удовлетворяет

Полностью неудовлетворен

Размер заработной платы

         

Возможность повышения квалификации

         

Разнообразие выполняемой  работы

         

Престижность работы

         

Отношения с непосредственным руководителем

         

Отношения в коллективе

         

Организация работы

         

 

 

 

Приложение2

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко)

Шкалы: напряжение - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога; резистенция - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; истощение - эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения

Назначение теста

Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно  увидеть, в какой степени у  вас сформировалась психологическая  защита в форме эмоционального выгорания.

Инструкция.

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника  идет речь о партнерах, то имеются  в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и  другие люди, с которыми вы ежедневно  работаете.

Стимульный материал

1. Организационные недостатки на  работе постоянно заставляют  нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей  профессией не меньше, чем в  начале карьеры.  
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).  
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения  – хорошего или плохого. 

6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнеров.  
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.  
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально  я не могу дать партнерам  того, что требует профессиональный  долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих  проблем, с которыми приходится  иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных  с работой.  
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.  
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.  
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.  
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить  влияние плохого настроения на  деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если  что-то не ладится в отношениях  с деловым партнером.  
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.  
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации  общения на работе вызывают  раздражение.  
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.  
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.  
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия  с коллегами отнимают много  сил и эмоций.  
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.  
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.  
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен,  я стараюсь ограничить время  общения с ним или меньше  уделять ему внимания.

30. В общении на работе я  придерживаюсь принципа: «Не делай  людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним  о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное  состояние плохо сказывается  на результатах работы (меньше  делаю, снижается качество, случаются  конфликты).  
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою  работу.

35. Партнерам по работе отдаешь  внимания и заботы больше, чем  получаешь от них признательности. 

36. При мысли о работе мне  обычно становится не по себе: начинает колоть в области  сердца, повышается давление, появляется  головная боль.  
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что  моя работа приносит пользу  людям.  
39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.  
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты  с партнерами складываются хуже, чем обычно.  
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».  
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес  к личности партнера помимо  того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу  отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на  том, что работаю с партнерами  автоматически, без души.

47. На работе встречаются настолько  неприятные люди, что невольно  желаешь им чего-нибудь плохого. 

48. После общения с неприятными  партнерами у меня бывает ухудшение  физического или психического  самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные  физические или психологические  перегрузки.  
50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой  я оказался, кажется безысходной  (почти безысходной).  
52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего  года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы  благодаря тому, что многое из  происходящего с партнерами я  не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу  домой отрицательные эмоции.  
56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым  и внимательным к партнерам,  чем теперь.  
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».  
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего  дня я чувствую недомогание.  
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.  
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с  работой, я был бы более счастлив.  
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.  
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые  рассчитывают на особое снисхождение, внимание.  
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними-делами.  
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.  
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.  
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.  
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.  
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.  
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за  всего, что связано с работой.  
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.  
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе  обычно мало сказывается (никак  не сказывается) на общении  с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не  заметил. 

81. Меня часто подводят нервы  в общении с людьми на работе.  
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла  на меня как профессионала  – обозлила, сделала нервным,  притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает  мое здоровье.

Обработка и интерпретация  результатов теста

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем  или иным количеством баллов (указывается  в ключе рядом с номером  суждения в скобках). Это сделано  потому, что признаки, включенные в  симптом, имеют разное значение в  определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей  признак, наиболее показательный для  симптома.  
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

• определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,  
• подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

• находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания»  – сумма показателей всех 12 симптомов.

Напряжение 
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),  
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)  
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)  
Резистенция 
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии  эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Истощение 
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)  
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

Информация о работе Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем