Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.
Задачи:
– изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;
– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Теоретические подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………
1.3. Методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…
2.1. Методы исследования………………………………………….….….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….

Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управ. персон конечный рез-т (Автосохраненный).docx

— 109.46 Кб (Скачать документ)

Следующим неблагоприятным  фактором, связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в труде работника, являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения «эмоционального выгорания» личности специалиста увеличивается в таких случаях:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности  признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее  исполнения;

— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,

— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная  поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,

— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не  поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,

— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального  совершенствования;

  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

 В некоторых работах  отмечается, что обобщенным показателем  отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда [48].

Если человеку не удается  преодолеть кризисное состояние, синдром  «выгорания» - могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим.

Деформация личности - это  изменения, нарушающие целостность  личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование. Деформация является следствием «выгорания», когда защитные механизмы ослабевают на столько, что социальный работник не может противостоять губительным  факторам и начинается процесс разрушения.

Освоение личностью профессии  неизбежно сопровождается изменениями  в структуре ее личности, когда, с  одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному  осуществлению деятельности, а, с  другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих  в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как  негативные, то есть нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Имеют значение и производственные факторы. «выгорание» развивается  раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности  считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей  работой (трудоголик);

л) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает  чувство своей ненужности) [32].

Профессиональная деятельность человека во многом как бы задает направление  развития его личности. Приверженцы  структурных концепций считают, что профессиональное развитие - в значительной степени необратимый процесс. Многолетнее участие людей в сходной деятельности, часто сопровождающееся сходством условий труда, быта, общения, приводит к тому, что формируются сходные особенности личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения, традиции. Отрицательным моментом становится возможность профессиональных деформаций личности.

Таким образом, анализ литературы по проблеме изучения факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания и, деформацию личности специалиста, позволяет сделать следующие  выводы:

На развитие «эмоционального  выгорания» и деформацию личности специалиста  влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют  в такой сложной взаимосвязи  и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное  возникновение эмоционального выгорания  практически невозможно. Обычно причина  «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

 

1.3. Методы профилактики  синдрома «эмоционального выгорания».

Необходимой и базовой  частью профилактики возникновения  синдрома эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры [14,459].

К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный стресс  без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку [16]. На практике это означает уважение и  принятие человеческой природы медицинского работника и такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись собственные потребности наряду с потребностями пациентов. Создание материальной заинтересованности в результатах труда.

Основным психологическим  качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всём его разнообразии. Так, исследование, проведённое П. В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля специалиста, то есть склонности принимать на себя ответственность за своё поведение в эмоционально значимых ситуациях, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания [5,34]. В этой связи интересным представляется экзистенциально-гуманистический подход к преодолению эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности понимания феномена «сгорания» как разновидности профессионального стресса. По мнению Н. В. Гришиной, состояние эмоционального  выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния эмоционального выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя [5,34].

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное выгорание, как правило,  следствие неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации –  это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. М. Эвелин подчёpкивает, что pyководители, принимая на pаботy   сотpyдников, должны  pассматpивать  персонал  как  свой наиболее  ценный  pесypс  и заботиться  о  том, чтобы его сохранить. Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически  и адекватно ввести в курс дела, можно организовать систему     наставничества для обеспечения качественной, количественной сторон работы, а также содействовать закреплению индивидуального наставника [16].

Существует немало конкретных способов преградить путь синдрому «сгорания»: культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение техникой медитации; удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обдуманные обязательства; чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться  с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие [16].

Первый шаг к преодолению  эмоционального выгорания – разобраться  с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чём смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Самый распространённый способ – попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение и работу с более глобальной точки зрения. Другой способ –  уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение, человек делает так называемую горизонтальную карьеру. Третий способ – не оставляя данного рода занятия, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей. Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой. Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек пребывает в иллюзии, что он всё познал и всего уже достиг, то стоит начать проводить ревизию рамок (оценить адекватность набора стереотипов, устоявшихся мнений по одному и тому же вопросу). В ходе её надо попытаться установить разницу между миром, в котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его профессиональной деятельности. [25].

Выводы по главе 1.: В  психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности [19,514].

Трудности исследования синдрома эмоционального выгорания до 1980-х  годов связаны с неопределённостью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с  эмоциональным выгоранием. В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтверждённый эмпирическими исследованиями [16].

Исследователями отмечается тот факт, что организационные  и стилевые факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания, чем индивидуально-личностные факторы [14,458].

Следует отметить, что генезис  синдрома эмоционального выгорания  носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Под синдромом эмоционального выгорания скрываются разные состояния  и внутренние процессы, которые необходимо различать и разграничивать в каждом конкретном случае, поскольку они имеют разные причины и требуют в своем решении различных подходов:

1)Синдром эмоционального  выгорания как проявление защитных  механизмов, направленных на ослабление неблагоприятных профессиональных факторов.

2)Синдром эмоционального  выгорания как следствие изменений  в мотивационной сфере специалиста.

3)Синдром эмоционального  выгорания как свидетельство  некоторых особенностей взаимодействия  медицинского работника и пациента [38, 86].

5.Деформация является  следствием  эмоционального выгорания,  когда защитные механизмы ослабевают на столько, что работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности.

 

2.1. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: анкетирование,  тестирование с использованием методики, позволяющей определить наличие синдрома «эмоционального выгорания».

Для исследования уровня эмоционального выгорания была использована методика «диагностика уровня эмоционального выгорания  Бойко В.В. Тест содержит 84 вопроса (см. Приложение 1.) [29].

Информация о работе Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем