Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.
Задачи:
– изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;
– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Теоретические подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………
1.3. Методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…
2.1. Методы исследования………………………………………….….….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….

Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управ. персон конечный рез-т (Автосохраненный).docx

— 109.46 Кб (Скачать документ)

Методика позволяет оценить  наличие эмоционального выгорания  по трем шкалам: «напряжение», «резистенция», «истощение», которые включают в  себя по четыре симптома.

«Напряжение»:

- переживание психотравмирующих обстоятельств,

- неудовлетворенность собой

«Загнанность в клетку»

- тревога и депрессия

«Резистенция»

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

- эмоционально-нравственная дезориентация

- расширение сферы экономии эмоций

- редукция профессиональных обязанностей

«Истощение»

- эмоциональный дефицит

- эмоциональная отстраненность

- личная отстраненность

- психосоматические и психовегетативные нарушения

По количеству полученных баллов по каждому симптому можно  говорить о его степени выраженности: не сложившийся симптом, складывающийся симптом или уже сложившийся  симптом.

Находится общий итоговый показатель по сумме баллов по всем двенадцати симптомам. Этот показатель может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании» либо о имеющемся «выгорании». Эта методика дает подробную картину синдрома.

 

2.2. Анализ результатов исследования.

Исследование проводилось  на базе Городской больницы №4 г. Копейска. Общий объем испытуемых составил 8 человек - женщины в возрасте от 21 до 49 лет.

Результаты, полученные с  помощью анкетного опроса, позволили  описать социально-демографические  характеристики респондентов, а также  другие параметры, оценивающие степень  удовлетворенности работников условиями  труда, заработной платой, отношениями  с непосредственным руководителем, отношениями в коллективе.

Одним из важных социально-демографических  показателей является возраст опрошенных, средний возраст опрошенных составил 42,3 года, из них в возрасте от 18 до 36 лет – 25%, от 36 до 55 лет – 75%.

Принявшие участие в исследовании работники имеют разный  профессиональный стаж, который мы разделили на три  группы.  Стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет имеет 25% респондентов, стаж от 5 до 10 лет – 25%, свыше 10 лет стаж у 50% работников.


 

Рис 1. Показатели профессионального  стажа.

 

Результаты анкетного  опроса показали, что – 12,5% опрошенных имеют среднее образование, среднетехническое образование имеется у 2 работников - что составляет 25% от числа участников исследования,  незаконченное высшее образование у 12,5 %, высшее образование имеют 4 работника- 50% респондентов.

В исследовании приняли участие  работники, отличающиеся по должности, которых мы разделили на группы: работники бухгалтерии–37,5% специалисты по кадровой работе –25%, специалисты экономических расчетов– 37,5% опрошенных.

При ответе на вопрос анкеты относительно удовлетворенности  условиями  труда, получены следующие результаты: полностью условиями труда удовлетворены 25% опрошенных, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены – 37,5%, затруднились ответить 12,5% опрошенных, скорее неудовлетворенны, чем не удовлетворены условиями труда – 25%.

Исходя из данных анкеты, мы можем сделать выводы, что большинство  работников удовлетворены условиями  труда (62,5%). Но существует низкая удовлетворенность размером оплаты труда (25%-неудовлетворены).

Для выявления уровня эмоционального «выгорания» у работников «Городской больницы №4», нами была использована методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.» Результаты, полученные при помощи этой методики представлены в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1.Результаты исследования диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.

фаза

напряжение

резистентность

истощение

Итого по симптому

Симптом

испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

А. З.

30

17

22

18

15

17

38

3

3

17

25

30

235

87

73

75

Т. П.

17

16

12

18

8

18

25

22

11

15

4

14

180

63

73

44

Н. Г.

12

15

8

14

9

11

7

20

9

11

8

19

139

49

47

37

И. О.

8

9

6

8

3

5

9

12

4

5

7

3

79

31

29

19

О. Ф.

15

8

4

12

9

11

12

19

10

7

12

9

118

39

41

38

Н. К.

12

9

11

1

14

12

9

17

11

10

8

12

126

33

52

41

Ю. Б.

20

11

9

18

8

11

9

19

0

0

3

1

109

58

47

4

Н. В.

8

14

11

12

9

8

10

7

11

7

12

9

118

45

34

39



 


 

Анализ результатов позволяет  сделать следующие выводы. Сложившийся  синдром «эмоционального выгорания» выявился у 37,5% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» у 50% опрошенных, у 12,5% опрошенных  отсутствует синдром «выгорания».

Рис.2 Степень выраженности синдрома «эмоционального выгорания»

Бойко выделяет три фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистентность и истощение. По результатам исследования  (см. таблица 1) мы можем сделать вывод, что в коллективе «Городской больницы №4» у респондентов со сложившимся и формирующимся эмоциональным выгоранием более выражены фаза  резистентности (75%) -выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. И фаза напряжения (67,5%) - тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.

 

Такой симптом, как переживание  психотравмирующих обстоятельств  в доминирующей фазе у 50% принявших участие в исследовании работников. Симптом – «неудовлетворенность собой» сформирован у 25% опрошенных, «загнанность в клетку» у 12,5%.

В стадии формирования наиболее выражены такие симптомы «выгорания», как «тревога и депрессия» – 50%, «эмоциональный дефицит» – 50%. Наименее выражен, у работников принявших участие в исследовании, такой симптом, как «редукция профессиональных обязанностей»- 12,5%.

Исходя из полученных данных мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» работников актуальна, только у 12,5% опрошенных не выявлен синдром «выгорания», но у 87,5% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 37,5% работников, принявших участие в исследовании, «выгорание» находится в сформированной стадии, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.

 

Заключение

Синдром «выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении  работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.

Существуют различные  мнения относительно факторов возникновения  выгорания и самих симптомов  эмоционального «выгорания». Исследователи  сходятся во мнении о том, что главный  источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Эмоциональному «выгоранию» подвержены те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах и выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.

Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания», описанные  в трудах различных исследователей, можно разделить на  две группы

Объективные факторы (организационные  и ролевые) – порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией.

Субъективные факторы  – особенности личности. Обе группы связаны между собой. С одной  стороны, длительное психотравмирующее  воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии  объективных факторов.

По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать  разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены социального работника необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим работникам.

Психогигиена работника  обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.

На развитие «эмоционального  выгорания» и деформацию личности специалиста  в социальной сфере влияет  группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Главной профилактической мерой  профессиональных деформаций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая  ее эффективность. Основными способами  защиты от деформации являются.

а) рост осознания - через  увеличение информации о собственной  личности и стоящих перед ней  профессиональных проблемах;

б) переоценка собственной  личности и своего профессионального  статуса - через оценку того, что  социальный работник думает о себе и своей профессии применительно  к данной проблемной ситуации;

в) трансформация когнитивных  компонентов коммуникативных установок - через информационно-мотивационное  осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной работе;

г) самоосвобождение от когнитивных  стереотипов - через презентацию  смысла коммуникативной активности;

д) освоение новых навыков  коммуникативного действия в роли обучающегося через специальный коммуникативно-игровой  тренинг

 

Список литературы

1. 4.Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.– стр.54-58.

2. 5.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.–М.:Наука,1996.–154с.

3. 15.Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.– Саратов,1984.–220с.

4. 19.Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.

5. 21.Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися//Психология учителя.–М, 1989.– стр. 45-67.

6. 25.Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.

7. 28.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.16-21.

8. 29.Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.

9. 32.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.–СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991.–151стр.

10. 33.Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.–М.: Политиздат, 1990.– 494стр.

11. 34.Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы

12. 37.Синдром сгорания. Защитные механизмы.–Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.– 1995. –№1.

13. 38.Словарь-справочник по социальной работе/ Холостова Е.И..– М.:Юрист, 2000г.– 424с.

14. 43.Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.–М ,1997.

Информация о работе Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем