Экономические аспекты в управлении предприятием и организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

В данном реферате рассматрены экономические аспекты в управлении строительным педприятием, причем особое внимание уделено вопросам экономической работы строительных организаций в уловиях рынка. Прежде всего это новые методы планирования производства, методы определения цены строительной продукции, методы поддержания на необходимом уровне рентабельности и финансовой устойчивости строительных организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………....…..3
1 Экономические методы управления предприятием……………………….....4
2 Планирование деятельности предприятия………………………………….…5
3 Издержки строительного производства……………………………………8
4 Прибыль и рентабельность предприятия…………………………………12
5 Цена, ценообразование на предприятии
1) Ценовая политика предприятия ………………………………………16
2) Ценообразующие факторы…………………………………………….17
3) Определения цены строительной продукции…………………….…..18
6 Финансовые результаты деятельности предприятия
1) Финансовый капитал предприяти ……………………………………..……22
2) Анализ финансового состояния предприятия……………….…….26
Заключение……………………………………………………....……34
Библиография…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономические аспекты в управлении....doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

      на основе данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объ­ектов-аналогов.

Ресурсный метод определения — это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реа­лизации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, дан­ных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расходы энер­гоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсный метод, который в условиях рынка приобретает приоритетное значе­ние, используется всеми участниками инвестиционного процесса — заказчиками (инвесторами) строительства, проектными и строительными организациями неза­висимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве. И большего количества раз­новидностей данного метода рекомендуется к применению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ.

Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стои­мости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Приведение уровней текущих (прогнозных) цен производится путем пере­множения базисной стоимости по строкам сметы и по каждому из элементов тех­нологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по от­раслям (подотрасли), виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.

Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости исчислен­ной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и т.д.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Метод расчета по ценам на единицу рабочего времени может применяться в основном для определения стоимости ремонтных, пуско-наладочных и других незначительных по объему работ.

Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроек­тированных объектов — это использование стоимости данных по зданиям и соору­жениям, аналогичным проектируемому в данный момент.

Ключевым моментом в строительстве является договорная цена на строитель­ство объекта, согласованная между заказчиком и подрядчиком, которая и является основой договоров подряда и расчетов между заказчиком и подрядчиком. В состав договорной цены включаются:

а) инвесторская сметная стоимость СМР;

б) часть прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика;

в) часть общего резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

г) затраты на содержание и формирование инфраструктуры подрядчика.

К затратам, связанным с инфраструктурой строительных организаций, неучиты­ваемых в составе нормативной сметной! прибыли и не относящихся к себестоимости СМР — это содержание находящихся на балансе строительной организации объек­тов и учреждений культурно-бытового назначения; строительство жилья и объектов непроизводственного назначения; строительство новых объектов производственно­го назначения.

Решение о размере затрат, связанных с инфраструктурой строительной органи­зации, принимаются подрядчиком и заказчиком на основе расчета представляемого подрядчиком.

Таким образом, договорная цена является основой заключения договоров под­ряда и расчетов между инвестором и подрядчиком.

Договорная цена может быть: твердой и открытой.

Открытая договорная цена на строительную продукцию — есть сумма смет­ной стоимости СМР, в объеме договора, сформированная на момент окончания строительства объекта в текущем уровне цен на использованные ресурсы и затра­ты на инфраструктуру

Открытая договорная цена на строительную продукцию формируется подрядчи­ком совместно с инвестором в текущем уровне цен.

Твердая договорная цена на строительную продукцию есть сумма сметной стоимости СМР подрядчика, в объеме договора, сформированная в цене на ресур­сы, сложившихся на начало строительства объекта и принятая постоянной на весь период строительства и затраты на содержание инфраструктуры подрядчика. [4]

 

Финансовые результаты деятельности предприятия

Финансовый капитал предприятия             

Каждое предприятие является элементом экономической системы, взаимодействует с другими предприятиями, бюджетами различных уровней и другими субъектами. Финансовые отношения с предприятием возникают в про­цессе формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и осуществления социальной политики.

Управление финансами предприятия представляет собой систему принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактичес­ких и стратегических целей предприятия. Объектом управ­ления являются денежные ресурсы, в том числе их разме­ры, источники формирования, отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования. Результаты управления проявляются в денежных потоках, то есть в величине и сроках, протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала и другими субъектами. [8]

Основными источниками, обеспечивающими финансовое управление предприятием, являются:             

• бухгалтерская отчетность;             

• оперативная отчетность финансовых служб предприятия;

• сообщения финансовых органов;

• информация банковской системы и др.

Условием функционирования предприятия является ограниченность финансовых ресурсов по отношению к возможности их использования. Поэтому задача обеспечения финансовых потребностей предприятия рассматривается и как стратегическая, и как тактическая.             

Состав финансового капитала предприятия представлен на рис. 4 Собственный капитал предприятия состоит из взносов учредителей (уставный или складочный капитал), накопленных предприятием собственных средств, в том числе резервного фонда, и средств целевого финанси­рования, поступивших в виде ассигнований, дотаций, взно­сов, пожертвований. Формирование уставного капитала может сопровождаться получением дополнительного дохо­да при первичном размещении акций по ценам, превыша­ющим номинал (эмиссионного дохода).

Накапливаемый предприятием собственный капитал име­ет три источника. Основной — прибыль от производствен­ной и финансовой деятельности. Она накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли прошед­шего и отчетного периодов и фондов накопления. Второй источник амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления являются одним из источников формирования фондов накопления. Третий источник - увеличение стоимости основного капитала фирмы при переоценке основных фондов. Причина возникновения — инфляция.

 

Рис. 4. Состав финансового капитала предприятия

 

Резервный фонд создается предприятием за счет прибыли для покрытия убытков предприятия, а также для погашения облигаций и выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств.  Для иных целей резервный фонд не может быть использован. Его образование обязательно для акционерных обществ и предприятий с иностранным капиталом (не менее 15% уставного капитала). Фонд накопления образуется за счет прибыли, амортизационных отчислений и поступлений средств от реализации основных фондов. Его цель – приобретение нового основного и оборотного капитала. Добавочный капитал формируется при переоценке основных фондов. Заемный капитал предприятия образуется за счет долгосрочных кредитов банков и эмиссии облигаций.

Итак, как видно на рис. 4,   финансовый капитал предприятия является единственным источником покрытия потребностей предприятия в финансовых ресурсах. Другие источники порывают краткосрочные потребности предприятия. Они также могут быть как собственными, так и заемными. Собственные средства предприятия для покрытия краткосрочных потребностей составляют выручка от реализации и внереализованные доходы, устойчивые пассивы, выручка от реализации имущества. В составе выручки наибольшее значение в отношении направления использования имеют прибыль и амортизационные отчисления.

Помимо средств от производственной деятельности, источниками собственных финансовых ресурсов являются также средства  от финансовой деятельности. Часть этих средств (поступления от размещения акций на первичном рынке) образует финансовый капитал. Другая часть  (дивиденды и проценты по ценным бумагам других предприятий и государства, страховое вознаграждение, поступления с валютных счетов при падении курса рубля) может использоваться как источник средств краткосрочного назначения.

Основными видами заемных средств краткосрочного назначения для предприятий РФ являются краткосрочные кредиты банков и иных кредитных организаций и коммерческие кредиты, оформленные в виде простых векселей. Создание любого хозяйствующего субъекта предполагает формирование ресурсов, необходимых для начала экономической деятельности. Величина создаваемых ресурсов отражается в уставе предприятия и называется уставным капиталом.

Уставный  капитал представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия. В качестве вкладов в уставный капитал могут использоваться денежные средства, элементы основных фондов, материальные ценности, ценные бумаги, интеллектуальная собственность учредителей. Стоимость всех вкладов оценивается учредителями в рублях по курсу на дату, согласованную учредителями. Аналогично учитываются валютные вклады. Государство устанавливает минимальный размер уставного  фонда для предприятий различных организационно-правовых форм. Следует отметить, что государство не только нормирует минимальный размер уставного фонда, но и порядок его формирования  принципы изменения. [1]

 

Анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности строительной организации. В условиях рынка знание финансового состояния превращается из формального момента в определяющий деятельность строительных организаций. [5]

Финансовый анализ призван дать ответы на следующие вопросы:

      Каков риск финансовых отношений с партнерами и ожидаемая доходность?

      Как риск и доходность будут изменяться в перспективе?

      Каковы основные направления улучшения финансового состояния предприятия?

Необходимая информация для анализа финансового состояния предприятия содержится в финансовой отчетности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учете и других источниках.

              Основными формами финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий РФ являются:

      “Баланс предприятия”

      “Отчет о прибылях и убытках”

      “Отчет о движении денежных средств”

      “Приложение к балансу предприятия”

Баланс – это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые активно “заняты” в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса – пассивы; они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.

В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия, отчет о прибылях и убытках показывает динамику его финансовых операций.

В отчете о прибылях и убытках предприятие сравнивает затраты результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.

Отчет о движении наличности – финансовый документ, получающий все большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен содержать ответы на три ключевых вопроса.

1.      Какое количество наличности предприятие генерировало за истекший год?

2.      Каковы источники наличности

3.      Как предприятие использовало свою наличность?

Другими словами, документ о движении наличности исследует денежные  потоки предприятия.

Движение наличности в общем виде представлено на схеме (рис.5.)

На схеме можно определить начало движения наличности – получение займов и продажу акций формирующих нужную наличность под будущие прибыли, и его завершение – получение денежных доходов от продаж и использование наличности для выплат по обязательствам предприятия. В реальности цикл не имеет ярко выраженного конца и начала – наличность движется непрерывно и находится единовременно в нескольких точках цикла.

В документальном виде денежные потоки фиксируются в отчете о движении наличности.

 

Рис. 5. Движение потоков предприятия

 

Анализ и оценка результативности финансовой деятельности предприятия позволяет выявить критические точки в его деятельности, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решения. Финансовый анализ складывается из следующих основных этапов:

      выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

      расчет этих показателей;

      сравнение полученных величин с аналогичными показателями данного предприятия за предыдущие годы, среднеотраслевыми и конкурентными величинами;

Информация о работе Экономические аспекты в управлении предприятием и организацией