Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие эффективности, ее цели 5
1.2. Критерии оценки эффективности управленческих решений 9
1.3. Методы оценки эффективности управленческих решений 11
1.4. Влияние факторов на эффективность решений 13
Глава 2. Методы оценки и ее главные элементы 18
2.1. Методы измерения эффективности 18
2.2. Качество управленческого решения 21
2.3. Эффективность как главный элемент оценки 27
Глава 3. Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций 34
3.1. Оценка организациооно-управленческих инноваций 34
3.2. Методология оценки эффективности 36
3.3 Факторы результативности организационно-управленческих инноваций 39
3.4. Анализ эффективности затрат в сравнении с оценкой экономической эффективности 44
Заключение 49
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 279.96 Кб (Скачать документ)

     Оценка  эффективности  системы  управленческих  решений    предусматривает  анализ  и  расчет  ее  внутренней  и  внешней  эффективности.  Показатели  внутренней  эффективности  позволяют  оценить системы управленческих решений  как инструмент управления, системы  деятельности  персонала  управления.  Показатели  внешней  эффективности системы  управленческих  решений  отражают  ее  влияние на организацию конечного результата, цели управления. Однако эффективность  системы  управленческих  решений  должна  оцениваться  по  совокупности  показателей  внутренней  и  внешней  эффективности при приоритете последних. При оценке системы управленческих решений необходимо, чтобы изложенным ранее требованиям отвечали не только частные оценки ее эффективности, но и общие критерии. Это предусматривает определенную унификацию всей системы критериев эффективности, что обусловливает необходимость наличия методов обобщения множества  частных  критериев  различной  природы,  размерности в общие (интегральные) критерии.

1.2. Критерии  оценки  эффективности  управленческих  решений

 

     Критериями  эффективности, принимаемыми для расчетов, являются показатели, по числовому  значению которых при реализации принятого решения можно сделать  выводы о степени достижения поставленных целей и решения задач. Эти  критерии служат единицами измерения  степени  достижения  цели  управления  и результата  деятельности  организации.  Для использования критериев необходимо иметь разработанную методику измерения. Знания числового значения критерия еще недостаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении  цели  (частной или общей).  Требуется определить  нормы (заранее установленного значения критерия), позволяющие сделать такой вывод.

     К  критериям  эффективности  относятся  показатели,  отражающие объективную  сторону результатов управления и субъективное отношение  людей  (имеющих  вполне  определенные  цели)  к  управлению, способствующие принятию правильных решений. Следовательно,  для  объективной  оценки  эффективности  принятого  решения необходимо выявить совокупность показателей, характеризующих  основные  грани  (ребра  “скелета”)  системной  управленческой деятельности. В этом случае можно сделать определенные количественно качественные выводы о целесообразности функционирования системы управленческих решений  и принятого решения. При этом  система  критериев  должна  быть  унифицирована,  т.  е.  входящие  в  нее  показатели  по  содержанию  и  математическому  выражению  не  должны  противоречить  друг  другу.  Показатели  должны быть  связаны  между  собой  таким  образом,  чтобы  они  могли  служить исходными по отношению к более общим критериям. Общая цель компании обусловливает цели ее структурных частей, которые образуют своеобразное “дерево целей”.

     Учитывая  особенности  функционирования  на  стратегическом, оперативном  (функциональном)  и  тактическом  уровнях,  каждый иерархический уровень  системы управления должен при принятии решения иметь подсистему критериев. Критерии различных иерархических уровней взаимосвязаны,  они образуют  “дерево критериев”. Критерии нижних уровней следуют из критериев эффективности более высоких уровней. При принятии управленческого решения на  стратегическом  уровне  образуется  “дерево решений”  в данной организации. Каждое решение нижнего уровня соответствует целями задачам высшего.  
 
 

1.3. Методы оценки  эффективности управленческих решений

 

     Эффективность принятого решения можно оценивать:

• ретроспективно (исследование полученных результатов и функционирование системы управленческих решений);

•  прогнозированием  (заблаговременное  определение  необходимого  результата  принятия  решения  и  системы  управленческих  решений,  исследование  объекта  управления,  условий,  обстановки, определение наиболее приемлемого  варианта системной деятельности персонала  организации).

     Наиболее  эффективными  методами  решения  этой  задачи  в  данном случае являются моделирование и комплексные  расчеты. В результате  могут  быть  получены  показатели  внутренней  и  внешней эффективности системы  управленческих решений, а также  сравнительные оценки различных  вариантов решения выбранной  альтернативы. В настоящее время  наиболее распространено математическое моделирование.

     Расчетные методы оценки. Эти методы служат для  получения числовых  значений  показателей  результативности  принятия  решения или функционирования  системы управленческих  решений.  Например,  наиболее  распространенным  методом получения показателей, характеризующих взаимосвязь между располагаемым и необходимым временем решения различных задач лицом, принимающим решение, является метод построения и расчета сетевых графиков работ.

     Сравнительные  методы  оценки. Для  сравнительной  оценки  деятельности  системы  управленческих  решений    и  принятия  решения используются экспертные методы.

     Эффективность работы лиц, принимающих решения  и персонала управления в системе  управленческих решений может быть рассчитана  по  различным  методикам,  апробированным  на  практике.  Анализ научных концепций оценки эффективности принятия решения и управления в целом позволяет выделить следующие методические подходы:

1)  персонал  управления и лица, принимающие  решения, являются совокупным  общественным работником, непосредственно  воздействующим  на  производство,  поэтому  конечные  результаты  его  деятельности должны служить  критериальным показателем эффективности. В качестве таких показателей принимают числовые значения конечных результатов деятельности: прибыль, затраты, объем товарной продукции, объем реализованной продукции, срок окупаемости;

2)  критериальные  показатели  должны  отражать  результативность,  качество  и сложность “живого”  труда.  Такими  показателями оценки  персонала являются:  производительность  труда,  удельный вес заработной платы, потери рабочего времени, качество труда рабочих, фондообеспеченность труда, трудоемкость и т. п.;

3)  эффективность  труда персонала в значительной  степени определяется  его   организацией,  мотивацией,  социально-психологическим  климатом в коллективе. Критериальными показателями эффективности труда служат текучесть персонала, уровень его квалификации, дисциплина и т. п.

     Состав  показателей всесторонне отражает эффективность работы персонала  организации. В зависимости от предмета оценки существующие  методики  подразделяют  на  две  группы:  оценки  качества труда и оценки результатов труда. 
 
 

1.4. Влияние факторов на эффективность решений

 

     Факторы, влияющие на эффективность управленческого  решения. Один из основных вопросов при  решении проблемы эффективности  управленческого решения — выявление  факторов, влияющих на их принятие. Под  фактором понимают причину (движущую силу), проявляющуюся при принятии решения  и влияющую на их эффективность. В  литературе приводят разные определения  факторов, различные  их  классификации,  но  чаще  всего  факторы  разделяют  на внутренние и внешние. Для системного анализа влияния факторов на эффективность управленческих решений их необходимо классифицировать.

     Анализ  влияния факторов на деятельность лица, принимающего решение, при принятии управленческих решений позволяет  представить их в виде взаимосвязанной  системы (схема 1.).

     Предложенная  классификация базируется на положениях теории систем,  поскольку  все  факторы  взаимозависимы,  взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Основываясь  на результатах практических наблюдений,  следует  отметить,  что  любой  из  факторов  может  способствовать или препятствовать повышению эффективности  принятия решения. 

Схема 1. Классификация факторов, отражающая их влияние на эффективность принимаемых управленческих решений.

ПР — принятие решений/управленческих решений еще и непосредственно через воздействия на социальные, психологические факторы. 

     Влияние  человеческого  фактора.  К  составляющим  человеческого фактора относятся  компоненты:

•  профессиональный  (уровень  образования,  профессиональная квалификация, опыт работы, организаторские  способности, дисциплинированность, творческая активность);

•  духовный (внутренняя культура, правовая и экологическая культура, свобода личности);

•  социально-психологический  (индивидуально личностные  характеристики,  потребностно-мотивационная сфера личности, интеллектуально-познавательный,  эмоционально-волевой компоненты);

•  социально-психологические  качества  коллектива,  связанные  с организационной культурой.

     Эти компоненты взаимосвязаны и в  комплексе проявляются при принятии управленческих решений через систему  ценностей, установок и т.д. Влияние человеческого фактора сказывается на принятии

     Влияние информационного фактора. К составным информационного фактора относятся структура информации и система информационного обеспечения (уровень обеспечения информацией). Как свидетельствует практика,  воздействия информационного фактора проявляются через организацию циркуляции информации в каналах системы управления, что может привести к несоответствию качественных  и количественных  характеристик информации  в процессе принятия решения. При принятии управленческих решений необходимо учитывать риск, характеризующий уровень определенности, с которой можно прогнозировать результаты.

     Оценивая  альтернативы  при  принятии  решения,  менеджеры должны прогнозировать возможные  результаты с учетом разных ситуаций.  По  сути,  решения  принимают  при  различных обстоятельствах  и  дифференцируют  относительно  риска.  Такие  обстоятельства  традиционно  классифицируют  как  условия  определенности, риска или  неопределенности.

       Как  показывают  исследования,  информационные  потоки (определенные  на  основе  анализа документопотоков  между функциональными подразделениями организаций и вышестоящими инстанциями)  не  соответствуют целевому  предназначению  предприятий. Некоторые службы оказывались перегруженными и даже изменяли структуру.

     Влияние средств труда. Под факторным воздействием средств труда понимают причины, приводящие к оптимизации управленческой  деятельности  лиц,  принимающих  решения,  при  внедрении  новой  техники,  механизации  и  автоматизации  процесса  управления.

     Результаты  исследований  свидетельствуют  об  изменениях  компонентов (в  первую очередь, профессионального) человеческого  фактора, функциональной структуры  системы управления и форм организации  труда при изменении средств  управленческого труда.

     Влияние системных факторов. К составным  частям системных факторов относятся  фактор соответствия системы, механизм управления и научная организация  управленческого труда (НОУТ). Сущность системного воздействия факторов определяется положениями теории  систем:  как  отдельные  элементы,  объединенные  в  систему, придают  ей  новые  качества,  так  и  система  факторов  воздействует на работу персонала управления, привносит новые характеристики в эффективность принятых решений.

     Фактор  соответствия управляющей системы  управляемой и цели организации. Этот фактор является следствием выполнения требований закона гармонии и необходимого разнообразия в системе управления.

     Механизм  управления — совокупность цели, организационных  форм структуры управления, методов, рычагов и стимулов управления. Понятие  “механизм управления” охватывает методы управления и методы принятия решения. Исследования и анализ практики  показывают,  что  в  рамках  того  или  иного  механизма  можно применить  соответствующие  методы  и  средства. Принимающий решение всегда находится в поле отношений. Он вынужден соблюдать писаные и неписаные законы организации, управляемой механизмом управления, соответствующим определенным целям. Этим объясняется то,  что менеджеры,  владея  современными  методами управления и принятия решений, далеко не всегда могут их применять на практике.

     Научная организация управленческого труда. К составным частям НОУТ как фактора  можно отнести такие компоненты: разделение и кооперация труда, организация рабочих мест, условия труда, нормирование труда, стимулирование труда. НОУТ непосредственно влияет на оптимизацию выработки управленческого мышления, доведение его до исполнителей и реализацию.

     Учет  влияния факторов на эффективность  управленческих решений требует  комплексных исследований, на основании  которых могут  быть  разработаны  научно  обоснованные  рекомендации  для  использования результатов  этих исследований на практике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций