Особенности и эффективность управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:54, реферат

Описание

Целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Президент РФ
1.1 Становление института Президента Российской Федерации……….4
1.2 Правовой статус Президента России ………………………………...4
1.3 Функции Президента РФ………………………………………………6
2. Порядок избрания, полномочия
2.1 Избрание Президента РФ……………………………………………..7
2.2 Полномочия Президента РФ………………………………………….9
2.3 Прекращение полномочий Президента РФ…………………………13
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Проскурникова(курс.).docx

— 29.05 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 Введение…………………………………………………………………….3

1.         Президент РФ 

1.1 Становление  института Президента Российской  Федерации……….4

1.2 Правовой  статус Президента России ………………………………...4

1.3 Функции  Президента РФ………………………………………………6

2.         Порядок избрания, полномочия

2.1 Избрание  Президента РФ……………………………………………..7

2.2 Полномочия  Президента РФ………………………………………….9

2.3 Прекращение  полномочий Президента РФ…………………………13

Заключение…………………………………………………………………15

Список  использованной литературы…………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современных  условиях типичным главой государства  с республиканской формой правления  является президент. Институт президентства  представляет собой неотъемлемый элемент  политической системы в 150 странах  мира. Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

Институт  президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и  нашей страны. Президент как высшее должностное лицо Российской Федерации  наделен большими полномочиями.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность  и обязан обеспечить гражданский  мир, национальное согласие, демократический  режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая  своей деятельностью весь широкий  круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и  в структуре Конституции, в которой  описание системы государственных  органов начинается с главы о  Президенте.

Целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России. 
 
 
 
 
 
 

1.         Президент Российской  Федерации

1.1 Становление института  Президента Российской  Федерации

Институт  Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время  – это принципиально новый  институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались  за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и  главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал  модель функций  американского президента. Однако с самого начала в отличие  от США российский Президент непосредственно  не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально  меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент  США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его  деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность  Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем  не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым  главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял  функции  по представительству государства.

«24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление  функций Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал  деятельность этих органов. А после  того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ – палату нового Парламента».

1.2 Правовой статус  Президента России

Согласно  ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.  Глава государства – это должностное  лицо, занимающее высшее место в  системе органов государства.1

Вообще  же в мире существует три вида правового  положения президента в системе  высших государственных органов  государства:

1 Конституция Российской Федерации. От 12 декабря 1993 года. – М., 2005. – 44 с.

 

- президент  лишь номинально является главой  государства и выходит на политическую  арену только во время политических  кризисов.

 

- президент  является главой исполнительной  власти, выполняет и функции главы  государства

 

- президент  не входит непосредственно ни  в одну ветвь власти, а, сконцентрировав  в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе  органов государственной власти

 

Правовой  статус Президента России  подпадает  под статус третьео лица: «Президент в России, обладая реальными и  сильными полномочиями, не возглавляет  исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.»

При последовательном проведении принципы разделения властей  все равно необходима  координация  деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент РФ. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным  органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении  исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных  членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в  своих руках важнейшие полномочия, является какбы арбитром в государственном  аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви  власти.

Такому  положению Президента в России есть вполне логическое обоснование. Дело в  том, что усиление правового статуса  Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно такой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако  было бы неправильно думать, что  Президент руководит деятельностью  ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

-   Ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

-   Всенародные прямые выборы;

-   Альтернативный характер выборов;

-   Недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

-   Возможность отрешения его от должности;

-   Возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

 

1.3 Функции Президента  России

Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества.1

 

1.         Президент – гарант Конституции  Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет  персональную ответственность за  бесперебойную работу защиты  Конституции РФ  и прав человека. Он обязан принимать все необходимые  меры в случаях сбоев в их  реализации по тем или иным  причинам.

 

2.         Президент – гарант суверенитета  Российской Федерации. Он

1 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. – М., 2007. – 1124 с.

 принимает  меры к охране суверенитета  России, ее независимости и госудорственной  целостности. Для этой цели  он наделяется особыми полномочиями  на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного  положения и т.п.).

 

3.         Президент – гарант согласованного  функцианирования и взаимодействия  органов государственной власти. Он осуществляет  координацию  деятельности ветвей власти и  для этого наделяется соответствующими  полномочиями.

 

4.         Президент определяет основные  направления внутренней и внешней  политики государства. Она формируется  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами  и не может им противоречить.  О том, какую политику он  будет проводить, в определенной  мере можно узнать из программы,  с которой Президент идет на  выборы. Разумеется, жизнь корректирует  действия Президента. Вот почему  Конституция обязывает его направлять  ежегодные послания Федеральному  Собранию, в которых формируются  основные направления внутренней  и внешней политики государства.

 

Президент представляет Россию внутри страны и  в международных отношениях.

 
 

2. Порядок избрания, полномочия Президента  РФ

 

2.1 Избрание Президента  РФ

Порядок выборов Президента РФ определен  Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным  законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.1

 

Избранным считается кандидат, получивший в  первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие  менее половины избирателей, внесенных  в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том  случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее  чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное  голосование по двум кандидатам, набравшим  наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто  наберет относительное большинство  голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число  голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Информация о работе Особенности и эффективность управленческих решений