Эффективное управленческое общение в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Описание

Управленческое общение — это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач.

Содержание

Введение.
1. Общение как социальный феномен
2. Особенности управленческого общения
3. Условия эффективного общения в управленческом общении
4. Понятия управленческого общения в организации и основные подходы к его рассмотрению
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по управлению.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

    Введение.

    1. Общение как социальный феномен
    2. Особенности управленческого общения
    3. Условия эффективного общения в управленческом общении
    4. Понятия управленческого общения в организации и основные подходы к его рассмотрению

    Заключение

    Список  литературы.

 

      Введение

    Управленческое  общение — это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач. [4; стр. 187]

     Управленческое  общение, как и любое другое, имеет  три стороны:

     1) коммуникативную (обмен информацией);

     2) перцептивную (восприятие друг друга  в процессе общения);

     3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).

     В реальном процессе общения все они  переплетены и взаимно обусловливают  друг друга. «Управленческое общение  имеет специфическую структуру  и как бы вплетено в ткань любого управленческого действия: от 2/3 до 3/4 рабочего времени менеджер тратит на различные виды общения».

     Правильно организованное управленческое общение  является катализатором управленческой деятельности. Наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.

     Практически все проблемы управления так или  иначе связаны с общением. Что  же такое общение? Какова роль такого его вида, как управленческое общение? Об этом и пойдет речь в данной работе. 
 

    1. Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения

    Общение — основная форма человеческого  бытия. Отсутствие или недостаток общения  может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной целью установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

    Человеческое  общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В  процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и  вместе с этим переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого.

    Таким образом, общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

    - восприятие, познание и понимание  партнеров по общению (перцептивная сторона общения);

    - обмен информацией (коммуникативная  сторона общения);

    - выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения). [1; стр. 61]

    В самом общем виде общение выступает  как форма жизнедеятельности, как  способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.

    Общаясь с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

    По  характеру связи общающихся общение делится на:

    - непосредственное, как контакт «с глазу на глаз»;

    - опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.

    По  количеству участвующих в общении людей различают:

    - межперсональное общение, то есть непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

    - массовое общение, то есть множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    По  включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:

    - межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);

    - ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.

    Однако  сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли. Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, а и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они носят по отношению к социальной роли подчиненный характер.

    2. Особенности управленческого общения.

    Разновидностью  ролевого общения является управленческое общение, то есть общение между собеседниками, занимающими социальные позиции соподчиненности или относительной зависимости исходя из выполняемых социальных ролей, направленное на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в организации. [1; стр. 65]

    Основные  функции управленческого общения:

    - выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);

    - получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;

    - выдача оценочной информации  об итогах реализации задания.

    Первая  функция в управленческом общении  присутствует всегда, она главная  и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.

    Почему  первая функция главная? Потому что  от ее качества зависит качество исполнительной деятельности. Кроме того, первая функция  еще и наиболее сложная. На этой стадии чаще всего возникают проблемы и конфликты, так как руководитель изменяет взгляды, отношения, установки, вид деятельности, действия, поведение другого человека, других людей.

    Управленческое  общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его  мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.

    Изучение  общения показывает сложность этого  социального феномена. Эта сложность требует выделения отдельных составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения как социального феномена. Одним из удачных является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

    - перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);

    - коммуникативную (то есть взаимообмен информацией);

    - интерактивную (то есть взаимодействие партнеров по общению).

    3. Условия эффективного воздействия в управленческом общении. Позиции в общении

      Психологическая сущность взаимодействия. В ходе общения его участники не только воспринимают и понимают друг друга, не только обмениваются информацией, но и осуществляют взаимодействие, то есть планируют общую деятельность, обмениваются действиями, вырабатывают формы и нормы совместных действий. Таким образом, действие — главное содержание интерактивной стороны общения. [1; стр. 79]

      Взаимодействие в общении — это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии.

      В процессе взаимодействия каждый стремится  ориентироваться на свои цели и цели партнера. В зависимости от степени  учета во взаимодействии этих целей различают следующие стратегии поведения:

      1) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

      2) противодействие, предполагающее ориентацию лишь на свои цели без учета целей партнера;

      3)  компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую, временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

      4)  уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

      5) избегание (уклонение), предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.

      Дистанция в общении.

      Личное  пространство человека имеет ряд зон, в которых и осуществляется общение в зависимости от характера данного акта общения:

      а) интимная зона (от 15 до 45 см от тела человека). Из всех зон эта самая главная. Разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте;

      б) личная зона (от 45 до 120 см). В пределах этой зоны осуществляется общение между приятелями и знакомыми в условиях каждого дня;

      в) социальная зона (от 120 до 360 см). Это общение людей в строгом соответствии с их социальной ролью, когда в общении желают подчеркнуть социальный статус общающихся;

      г)  публичная зона (более 360 см). Как правило, в этой зоне ведется общение с большой группой людей, когда мы хотим к ней обратиться.

      Сделаем ряд практических выводов для  ситуаций управленческого общения:

      - во-первых, если вы хотите, чтобы подчиненные чувствовали себя при общении с вами комфортно, то держите дистанцию;

      - во-вторых, при выборе дистанции  в разговоре учитывайте национальные  и социальные особенности собеседника,  обсуждаемую проблему, актуальное  эмоциональное состояние собеседника  и др.

      Позиция в общении. Эффективность взаимодействия в процессе управленческого общения связана с теми позициями, которые занимают общающиеся. Удачной попыткой оказания помощи в выборе рациональных позиций в общении является теория трансактного анализа, предложенного американским психиатром Э. Берном (трансакция — это единица общения, это действие (акция), направленное на другого человека).[3; стр. 51]

      Основные  характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка

Информация о работе Эффективное управленческое общение в организации