Cистема мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:14, реферат

Описание

Задача мотивации персонала в организации состоит в определенном манипулировании трудовыми ресурсами предприятия. Это означает, что с помощью мотивации и стимулирования персонала руководство компании может добиваться эффективной организации рабочего процесса, трудовой дисциплины и других факторов, от которых зависит деятельность предприятия. Кроме того, четко сформированная система мотивации персонала способна значительно оптимизировать производственный процесс.

Работа состоит из  1 файл

Многие кто управляет персоналом значительное время.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

В менеджменте значение уделяется также учету уровней  мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин - 4 - е изд. - Мн.: Новое издание, 2007. - 336 с..

Мотивацию, анализируемую  как процесс, можно представить  в виде ряда последовательных этапов (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Последовательные этапы процесса мотивации

 
Этапы Характеристика  
1 2  
1 этап Возникновение потребностей - человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия  
2 этап Поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность  
3 этап Определение целей  действия. В соответствии с направленностью  и силой проявления мотивов человек  фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что  получить, для того чтобы удовлетворить потребность  
4 этап Осуществление действия, т.е. затрата усилий для осуществления  действия, позволяющего осуществить  потребность. При этом может происходить  корректировка целей, поскольку  цели и потребности могут претерпеть изменение  
5 этап Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для  удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к деятельности.  
6 этап Устранение потребности -человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.  
     

 

Заметим, что даже знание логики процесса мотивации сполна не обеспечивает решающих преимуществ  в управлении данным процессом.

Значительным фактором является то, что мотивационный процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности его инициируют. При всем том, сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 524 с..

Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс  каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.

Одной из основных задач  управления является определение мотивов  деятельности каждого сотрудника и  согласование этих мотивов с целями предприятия Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 213 с..

Благоприятные оценки проделанной работы (положительное  подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями. Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса Барков С. А. Управление персоналом. - М.: ЮристЪ, 2009, - 451 с..

1.2 ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Теория мотивации  подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации  тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, К. Альдерфера и др.

Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут  себя люди с учетом их восприятия и  познания. Основные процессуальные теории - это теории ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 800 с..

Содержательные теории мотивации. Теории потребности Маслоу. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выжидания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; социальные потребности. К ним относятся необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; потребности в уважении. К ним относятся самоуважение, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; потребности самовыражении. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Ученое пособие для вузов / Науч. Редактор А.А. Радугин. М.: центр, 2005. - 432 с..

Согласно Маслоу ( рис. 1.), среди физиологических потребностей на первый план выходит потребность  в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 800 с..

Рис. 1.1. Пирамида потребностей Маслоу

По мере того как  частично удовлетворяются потребности  на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При  этом важно иметь в виду, что  мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 800 с..

Теория «У» Д.Мак-Грегора(управление по принципу сотрудничества).

Д. Мак-Грегор впервые  усомнился в правоте господствующего  взгляда на природу человека, теории «Х» которая имела глубокие исторические корни, исходила из утверждения, что человек в природе ленив, не любит и не умеет думать, требует обращения по типу манипулирования поощрением и наказанием.

Мак-Грегор дополнил идеи этой концепции идеей «У», которая  доказывала, что люди стремятся к  результатам труда.

Основные положения теории «У», которая наиболее распространена в трудовом поведении руководителей.

Детальное сопоставление  теорий «Х» и «У» с позиций  традиционного и современного взглядов на трудовое поведение индивида показано в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Сопоставление теорий «Х» и «У»

 
Теория «Х» Теория «У»  
1 2  
Отражает  традиционный ранний взгляд на поведение  людей и их отношение к труду Отражает более  современный взгляд на

поведение людей и  их отношение к труду

 
1)Средний  человек в силу своей природы

не любит работать и при возможности

стремиться избежать труда.

1)Затраты физических  и умственных усилий в процессе  труда столь же естественны,  как и в играх или отдыхе  
2)Вследствие  природной неприязни к труду  большую часть люде необходимо

принуждать.

2)Внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами

воздействия.

 
3)Прилагаемые  работником усилия не

могут быть вознаграждены  достаточным

образом (вознаграждение ниже затрат

труда).

3)Прилагаемые работником  усилия,

пропорциональны ожидаемому

вознаграждению.

 
4)Средний  человек предпочитает, чтобы

им руководили, стремится  избежать

ответственности, сравнительно не

честолюбив, более  всего предпочитает

собственную безопасность.

4)Средний человек  при соответствующей подготовке  и условиях не только принимает

на себя ответственность, но и стремиться к

ней.

 
5)Способности  проявлять творческий

подход к работе не свойственны большей

части людей.

5)Способности проявлять  творческий подход скорее свойственны  широкому, чем узкому кругу людей.  
6)Средний  человек в силу своей природы не стремится к полному использованию

своих возможностей

6)В условиях современного  производства

интеллектуальные  возможности человека

используются далеко не полностью, но

средний человек стремится  к их более

полному использованию.

 
7)Средний  человек проповедует мораль без  единения, «я» в качестве

эрзацмотивации.

7)Средний человек  правильно оценивает

необходимость включения  своего «я» в

общий процесс групповой  мотивации.

 
     

Кроме того, проведено  краткое сопоставление двух основополагающих теорий «Х» и «У» с позиций научного управления по 4 основным направлениям:

Таблица 1.5 Сопоставление  теорий «Х» и «У» (общие выводы)

 
Теория «Х» Теория»У»  
1 2  
1)Статическая  стратегия управления 1)Динамическая стратегия  управления  
2)Дальнейшее самосовершенствование

человека невозможно

2)Дальнейшее совершенствование  человека возможно  
3)Единоличный  полный контроль 3)Признается наличие  у человека потребности в коллективной  адаптации решений  
4)Активность  работника ограничена в

силу природы человека

4)Активность работника  ограничена

способностями руководителя

управлять, плохим руководством

 
     

Сам Мак-Грегор представлял  свою теорию «У» как комплекс гипотез, а не абсолютных истин и признавал  возможность и целесообразность применения и других теорий мотивации Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004. - 800 с..

Теория ERG Альдерфера. Так же как и Маслоу, Клейтон  Альдерфер (1972г.) исходит в своей  теории из того, что потребности  человека могут быть объединены в  отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу он считает, что таких групп потребностей существует три:

1. Потребности существования.

2. Потребности связи.

3. Потребности роста.

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 343 с..

Потребности существования  включают как бы две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, начальников и подчиненных. Поэтому в данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, связанных со стремление человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремление к развитию уверенности, самосовершенствованию и т.д. Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень, т.е. если, например, человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. -

Информация о работе Cистема мотивации персонала