Человеческий фактор в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание

Управление персоналом - функциональная сфера деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, цели, задачи и принципы управления персоналом
Организации………………………………………………………………..3
2. Основные этапы процесса управления персоналом……………………13
3. Характеристика конкретной организации (предприятия,
учрения)…………………………………………………………………...22
4. Анализ кадрового состава организации и основных этапов процесса
управления персоналом………………………………………………….24
5. Предложения по совершенствованию процесса управления персона-лом
(их планированию, отбору, оценке, мотивации персонала, форми-рованию
лидерства на выдвижении, программ адаптации и обучения персона лом)………………………………………………………………………….28
6. Задача……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)
Содержание
 
1. Сущность, цели, задачи и принципы управления  персоналом

    Организации………………………………………………………………..3

2. Основные  этапы процесса управления персоналом……………………13
3. Характеристика  конкретной организации (предприятия,

    учрения)…………………………………………………………………...22

4. Анализ  кадрового состава организации  и основных этапов процесса

    управления персоналом………………………………………………….24

5. Предложения  по совершенствованию процесса  управления персоналом

(их планированию, отбору, оценке, мотивации персонала, формированию

лидерства на выдвижении, программ адаптации и обучения персона  лом)………………………………………………………………………….28

6. Задача……………………………………………………………………..30
Список  использованных источников……………………………………...33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Сущность, цели, задачи  и принципы управления персоналом организации 

       Управление  персоналом - это процесс обеспечения  предприятия (организации, фирмы) кадрами, их эффективное и рациональное использование, а также

       Управление  персоналом - функциональная сфера  деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.

       Персонал  предприятия в одно и то же время  может выступать как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия выступают объектом потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами производства.

       Система целей для управления персоналом, с одной стороны, должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности  работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации, а с другой стороны - какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Успех управления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.

       Управление  персоналом преследует цели:

       1)  помощь фирме в достижении  общих целей;

       2) эффективное использование мастерства  и возможностей работников;

       3) обеспечение фирмы высококвалифицированными  и заинтересованными служащими;

       4) стремление к наиболее полному  удовлетворению работников своей  работой, к их наиболее полному  самовыражению, что делает желанной работу в данной фирме.

       Главная цель – прибыль предприятия в  системе управления персоналом достигается  через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве.

       Успех работы организации обеспечивают занятые  в ней работники. Поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с кадровой составляющей – персоналом.

       Цели  и задачи управления персоналом реализуются  через кадровую политику, выбор которой связан с конкретизацией стратегии и тактики реализации кадровой работы по всем ее направлениям.

       В последние годы в научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, человеческими ресурсами, кадровая политика и др., но все они относятся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением в организации.

       Содержание  управления персоналом составляют:

  • определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации, объема производства продукции, услуг;
  • формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка кадров);
  • кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
  • система общей и профессиональной подготовки кадров;
  • адаптация работников в организации;
  • оплата и стимулирование труда;
  • система развития кадров (подготовка и переподготовка, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование трудовой карьеры).

       Основными целями управления персоналом являются:

  • обеспечение потребности организации в кадрах в условиях рынка;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

       Управление  персоналом является основным критерием  экономического успеха организации  и имеет свою идеологию (рис. 1).

      

       Рисунок 1 - Идеологическая основа управления персоналом 

       Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников.

       Управление  персоналом должно рассматриваться, не как изолированный вид управленческой деятельности, а как явление, встроенное в производственную систему (рис. 2).

Внешние окружения

(факторы  внешней среды прямого и косвенного  воздействия)

   
Внутренняя  среда

(культура, структуры, официальная политика  бизнеса)

       
Политика  бизнеса:
  • цели
  • стратегия
  • тактика
  • рынок
    Место управления персоналом:
  • организация управления
  • роль управления
  • мощность управления человеческими ресурсами
           
Содержание  управления персоналом (система вознаграждения, текучесть кадров, отношения между  работниками и руководителями)
 

       Рисунок 2 - Система управления персоналом в системе производства 

       Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале и т.д. (рис. 3).

       При этом технология управления персоналом организации, охватывая широкий  спектр функций от приема до увольнения кадров, предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение управления персоналом.

       Исходя  из выше изложенного, можно сказать, что руководителям организаций необходимо с особой остротой ставить вопросы о координации деятельности всех структур, проведении единой кадровой политики, о подборе персонала, способного возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации. 
 

       Рисунок 3 - Схема взаимосвязей основных функций управления персоналом 

       Принципы - это фундаментальные истины, объясняющие  связи между двумя или более комплексами переменных величин. В своем наиболее чистом виде любой принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную. Принципы и теория представляют собой структурную основу.

       Для науки об управлении персоналом более  удачным выглядит следующее определение: принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

       Принципы  часто характеризуют как «описательные» (если они просто описывают связь между переменными), «предписывающие», или «нормативные» (если они сформулированы таким образом, что указывают какому-либо лицу, как ему следует действовать).

       В управлении персоналом необходимо различать  принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.

       Принципы  управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Они отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.

       Принципы  управления персоналом - множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др.

       Универсальные принципы управления были разработаны  в рамках классической или административной школы в управлении (1920 - 1950) А. Файолем (табл. 1).

       Принципы  построения системы управления персоналом  - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны так же, как объективны экономические законы.

       Принципы  построения системы управления персоналом следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов, и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет воздействия на принцип, так как последний объективен.

       Различают две группы принципов построения системы управления персоналом: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации (табл. 2). Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования персонала в организации.

       Из  таблицы видно, что эти принципы, используемые в управлении персоналом, отражают теоретический идеал управления человеческими ресурсами, к достижению которого необходимо стремиться. А их реализация является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях. Они выступают в качестве ограничителей условий, ими следует руководствоваться при оценке качества управления персоналом.

       Таблица 1 – Классические принципы управления по А. Файолю

Принцип Характеристика
Разделение  труда Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которых должны быть направлены внимание и усилие
Полномочия  и ответственность Полномочия  есть право отдавать приказ, а ответственность  есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, – там возникает ответственность
Дисциплина Предполагает  послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции
Единоначалие Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника
Единство  направления Каждая группа, действующая в рамках одной цепи, должна быть объединена единым планом и иметь одного начальника
Подчиненность личных интересов общим Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба
Вознаграждение  персонала Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу
Централизация Будет варьироваться  в зависимости от конкретных условий
Сканерная цепь Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена
Порядок Место – для  всего и все на  своем месте
Справедливость Это сочетание  доброты и правосудия
Стабильность  рабочего места для персонала Высокая текучесть  кадров снижает эффективность организации
Инициатива Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации  силу и энергию
Корпоративный дух Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала

Информация о работе Человеческий фактор в системе управления