Анри Файоль основатель административной школы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:09, доклад

Описание

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компаниюCompagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри-ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

· знать в совершенстве подчиненных ему работников;

· увольнять неспособных  работников;

· хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

· подавать положительный  пример;

· производить периодическое  инспектирование социального организма  предприятия;

· проводить совещания  с ведущими работниками предприятия  с целью согласования единства направлений  и усилий;

· стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия  господствовали активность и преданность;

· не уделять мелочам  много внимания в ущерб решению  важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различны-ми частями предприятия путем установления рациональ-ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз-нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку -- связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от-носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем -- с другой.

Управление предприятием через функцию координи-рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка ис-полнения в соответствии с принятой программой. Кон-троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле-дующим требованиям: компетентность, чувство долга, , независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный  вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ-ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо-рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва-ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст-во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас-порядительства в перечень основных функций управле-ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов  управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство  тесно взаимосвязаны.

На основе выделения  основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть -- учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать -- строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться -- заставлять персонал надлежаще работать; ко-ординировать -- связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать -- заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую -- административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз-действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Фойоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут-ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенст-вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под-вижны, и их применение зависит от меняющихся об-стоятельств, от состава работников и т. д.

*д-ны быть принципы..

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии -- администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Наруше-ние этого принципа приводит к неправильному разгра-ничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными пра-вами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению про-гноза и плана. Он указал на необходимость краткосроч-ного и долгосрочного планирования в каждой организа-ции, а также на необходимость планирования в нацио-нальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или мень-шей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения  административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руково-дящих кадров, решительно выступая против существую-щей системы, опирающейся на инженерные дисципли-ны. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управлен-ческих работников может быть достигнуто по мере про-движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу -- научить промышленных ад-министраторов такому управлению занятыми на пред-приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь-шую индивидуальную и коллективную производитель-ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри-нимателем. Последнее требует создания науки об управ-лении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Особое внимание школа  Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следую-щие:

· здоровье и физические качества;

· ум и интеллектуальные способности;

· моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность  в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);

· хорошее общее  образование;

· способность управлять  людьми (предвидение, уме-ние разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство обще-ния, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);

· знание всех наиболее важных функций и направлений  деятельности предприятия;

· подлинная компетентность в деятельности кон-кретного предприятия.

Информация о работе Анри Файоль основатель административной школы управления