Анализ механизма и эффективности аттестации персонала на примере ЗАО "Челны-хлеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Анализ действующей схемы аттестации персонала в ЗАО "Челны-Хлеб", мероприятия по внедрению на предприятии инновационных методов аттестации и оценки персонала.

Содержание

Введение
1.Сущность и особенности аттестации персонала предприятия
1.1.Понятие системы аттестации персонала предприятия
1.2.Методы и критерии оценки при аттестации персонала.
1.3.Подготовка и проведение аттестации
2.Анализ аттестации сотрудников ЗАО «Челны-Хлеб»
2.1.Краткая характеристика ЗАО «Челны-Хлеб»
2.2.Характеристика современного состояния аттестации персонала на ОАО «Челны-Хлеб»
3.Совершенствование системы аттестации сотрудников ЗАО «Челны-Хлеб»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

аттестация персонала.docx

— 77.38 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Сущность и особенности аттестации персонала предприятия

1.1.Понятие системы аттестации персонала предприятия

1.2.Методы и критерии оценки при аттестации персонала.

1.3.Подготовка и проведение аттестации

2.Анализ аттестации сотрудников ЗАО «Челны-Хлеб»

2.1.Краткая характеристика ЗАО «Челны-Хлеб»

2.2.Характеристика современного состояния аттестации персонала на ОАО «Челны-Хлеб»

3.Совершенствование системы аттестации сотрудников ЗАО «Челны-Хлеб»

Заключение

Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  В связи с происходящими в нашей  стране глубокими экономическими преобразованиями, когда в условиях развивающегося рынка наметились существенные изменения  во взаимоотношениях между работодателями и работниками наемного труда, перед  менеджерами, занимающимися управлением  кадрами встали качественно новые задачи. Сегодня любая государственная или частная организация, фирма, компания все надежды на свое успешное развитие связывает, прежде всего с высококвалифицированными специалистами. Успешное функционирование и конкурентоспособность предприятия зависят, прежде всего, от заинтересованности работников в активной, эффективной деятельности. Именно человек является центральным и главным элементом любой производственной системы. Это обуславливает необходимость раскрытия его потенциала в процессе трудовой деятельности, в создании условий, поддерживающих у работника желание совершенствоваться, стимулирующих его не только к продуктивной работе, но и к саморазвитию как личности. Именно всем вышесказанным и обусловлена актуальность данной темы.

  Целью работы является Анализ механизма и  эффективности аттестации персонала  на примере ЗАО «Челны-хлеб». Для достижения данной цели в данной работе предполагается решить следующие задачи: 1. изучение методов кретериев и этапов проведения аттестации; 2. Анализ существующей системы аттестации на ЗАО «Челны-Хлеб». 3. Разработка мероприятий направленных на повышение эффективности аттестации на ЗАО «Челны-Хлеб»

  Предметом исследования является процесс аттестации работников. Объектом исследования выступает ЗАО «Челны-Хлеб». Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Сущность  и особенности аттестации персонала  предприятия 

  1.1 Понятие системы аттестации персонала  предприятия 

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется, усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала.

Любой работник должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему должностными обязанностями, содержанием и характером труда, а также требованиям, обусловленным  эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств  и т.д.

Аттестация  является методом изучения кадров, включающим оценку результатов деятельности работника за определенный период времени  с целью выявления его соответствия занимаемой должности и дальнейшего служебного продвижения.

Аттестация  работников является одной из форм определения их квалификации должностными лицами предприятия в соответствии со специально разработанной процедурой, утвержденной как локальный нормативный  документ в области регулирования  трудовых отношений.

В трудовом праве под аттестацией понимают проверку деловой квалификации работника  в целях определения уровня его  профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности. Выявленный уровень  профессиональной подготовки работника  позволяет работодателю определиться с установлением квалификационного  разряда и заработной платой, а  также выявить соответствие работника  занимаемой должности с последующим: переводом на более квалифицированную  работу; оставлением на прежней работе; переводом на менее квалифицированную  работу; в случае отказа от перевода – увольнением.

Аттестация - одна из наиболее эффективных и  действенных систем оценки персонала  организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая  произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его  способностей, деловых и нравственных качеств.

Аттестация - некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного  человека к определенной социальной роли.

Помимо  этого, аттестация должна являться эффективной  формой контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией  специалиста. Признание служащего  несоответствующим занимаемой должности  влечет постановку вопроса о его  переподготовке и переводе на нижестоящую  должность.

Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему должностными обязанностями, содержанием и характером труда, а также требованиям, обусловленным  эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств  и т. д. Оценке подвергаются не просто потенциальные возможности работника, его профессиональная компетентность, но и реализация этих возможностей в ходе выполнения порученных обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы некой идеальной модели, конкретным условиям производства, а результатов  труда – нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

Аттестация  касается всех категорий работников, хотя значимость ее для отдельных  категорий не одинакова. Поэтому  аттестация персонала как важный вид работ в составе управления персоналом, прежде всего, касается руководителей, специалистов и служащих.

Регулярная  и систематическая аттестация персонала  положительно сказывается на мотивации  сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты аттестации являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку  предоставляют возможность принимать  обоснованные решения в отношении  вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников.

В самом  общем смысле аттестация работника  представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени  соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов  его деятельности определенным требованиям. Подобного определения придерживаются А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня и ряд других авторов. Но это определение рассматривает аттестацию персонала несколько однобоко, лишь как оценку соответствия работника занимаемой или желаемой должности. В более широком смысле аттестация персонала подразумевает не только оценку сотрудника для данной конкретной должности, но и оценку с целью выявления потенциала развития сотрудника для того, чтобы возможно было в дальнейшем использовать его способности на других, более высоких должностях или в смежных профессиях. Проводя аттестацию именно с такой целью возможно сформировать резерв управленческих кадров, спланировать карьеру сотрудника и принять ряд других управленческих решений.

Аттестация  персонала имеет непосредственное отношение к повышению эффективности  производства, поскольку по ее результатам появляется возможность: совершенствовать расстановку кадров путем подбора наиболее подходящих кандидатур на ту или иную должность; улучшать использование кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение; выявлять направленность повышения квалификации работников; стимулировать их трудовую деятельность за счет обеспечения более тесной увязки оплаты труда с результатами труда; совершенствовать формы и методы работы руководителей; формировать положительное отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность работой и др.

На результатах  оценки кадров базируется решение следующих  управленческих проблем.

1.Подбор кадров: оценка личных качеств претендентов; оценка квалификации претендентов.

2. Определение  степени соответствия занимаемой  должности: переаттестация работников; анализ рациональности расстановки  работников; оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей; оценка работника после завершения испытательного срока, после завершения стажировки.

3. Улучшение  использования кадров: определение степени загрузки работников, использование по квалификации; совершенствование организации управленческого труда.

4. Выяснение  вклада работников в результаты  работы: организация поощрения работников (усиление материальных и моральных стимулов, обеспечение взаимосвязи оплаты и результатов труда, организация премирования);  установление меры взыскания.

5. Продвижение  работников, необходимость повышения  квалификации: прогнозирование продвижения по службе работников; формирование резерва на выдвижение; отбор для выполнения ответственных заданий, направление на стажировку как поощрение; необходимость повышения квалификации и ее направленность; разработка программ повышения квалификации работников управления; оценка эффективности учебы на курсах и в институтах повышения квалификации.

6. Улучшение  структуры аппарата управления: обоснование численности аппарата  управления, специалистов и служащих  в подразделении; проверка нормативов численности; обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации; разработка и уточнение должностных инструкций.

7. Совершенствование  управления: совершенствование стиля и методов управления (усиление демократических начал, борьба с бюрократизмом и т.п.); повышение ответственности работников; укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных.

1.2.       Методы и критерии оценки при аттестации персонала.

 

Таблица 1.2.1.

Методы  оценки персонала

Название  метода Краткое описание метода Результат
Источниковедческий (биографический) Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика. Логические  заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера.
Интервьюирование (собеседование) Беседа с  работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке. Вопросник с  ответами.
Анкетирование (самооценка) Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант. Анкета «вакансия»
Социологический опрос Анкетный опрос  работников разных категорий, хорошо знающих  оцениваемого работника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности Анкета социологической оценки, диаграмма качеств
Наблюдение  Наблюдение  за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня Отчет о наблюдении
Тестирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тестирование 

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей». Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

- квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника;

- психологические,  дающие возможность оценить личностные качества работника;

- физиологические,  выявляющие физиологические особенности человека. Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

Психологический портрет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологический портрет

 
 
Экспертные  оценки
Формирование  группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника  
 
Модель  рабочего места
 
Критический инцидент
Создание критической  ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения и т.д.) Отчет об инциденте  и поведении человека
 
Деловая игра 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деловая игра

Проведение  организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе. Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.  
 
 
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей 
 
 
 
 
 

Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей

Анализ  конкретных ситуаций Передача работнику  конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада Доклад с  альтернативами решения ситуации
Ранжирование  Сравнение оцениваемых  работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) Ранжированный список работников (кандидатов)
Программированный контроль Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов Карта программированного контроля, оценка знаний и умений

Информация о работе Анализ механизма и эффективности аттестации персонала на примере ЗАО "Челны-хлеб"