Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, 3 глав, 1 глава – теоретические аспекты темы «Конкурентоспособность предприятия», 2 глава – практический анализ конкурентоспособности ОАО НПО «Электротерм», 3 глава – рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности и выбору стратегии для предприятия ОАО НПО «Электротерм», заключения, списка использованных источников. Работа содержит 43 страницы, включает 9 таблиц и 5 рисунков.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности 6
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия и факторы, ее определяющие 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия. 16
1.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 25
2. Анализ конкурентоспособности компании ОАО НПО «Электротерм» 27
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО НПО «Электротерм» 27
2.2 Общая характеристика предприятий – конкурентов. 28
2.3 Характеристика отрасли 30
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм» 35
3. Рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО НПО «Электротерм») 38
3.1 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности на предприятии ОАО НПО «Электротерм» 38
3.2 Рекомендации по выбору стратегии предприятию ОАО НПО «Электротерм» для укрепления позиции на рынке 39
Заключение 41
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент1.docx

— 331.53 Кб (Скачать документ)

 

При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование  следующих критериев, которые целесообразно  сгруппировать по отдельным элементам  комплекса маркетинга.

В процессе анализа очень  важно дать развернутое смысловое  объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 3 присвоена данная оценка. Только в  этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению  к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с  общим итогом таблицы позволяет  руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.

Оценка возможностей фирмы  позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Многоугольник конкурентоспособности

По каждой оси для отображения  уровня значений каждого из исследуемых  факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень  часто в виде балльных оценок). Изображая  на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.

Недостатком такого подхода  является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в  состоянии улучшить свою деятельность.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов  используются для определения, с  кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться  в конкурентную борьбу, служат целям  выбора эффективных стратегий рыночной деятельности. [15, с.51-53]

К критериям оценки конкурентоспособности  предприятия относятся:

1) на оперативном уровне - показатель конкурентоспособности  продукции. Методами оценки являются: эвристический (экспертный), квалиметрический, комплексный (интегральный).

2) на тактическом уровне  – комплексный показатель состояния  предприятия. К методам оценки  относятся: методики комплексных  оценок финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

3) на стратегическом уровне  – рост стоимости предприятия.  Подходами к оценке являются: сравнительный, затратный, доходный, опционный.

4. Сравнительная  оценка по КФУ.

Для проведения оценки по данному  методу необходимо:

1. Выделить около 10 КФУ  для выбранного типа предприятий.

2. Каждому из факторов  экспертным путём присваивается  коэффициент значимости. В сумме  коэффициенты составляют единицу.

3. Далее эксперты оценивают  каждый КФУ по 10-бальной шкале,  присваивая оценки каждому предприятию.  Вес получается путём умножения  коэффициента значимость КФУ  на выставленный балл.

4. Затем для каждого  из рассматриваемых предприятий  веса характеристик суммируются  по вертикали, и получается  суммарная оценка предприятия.

Анализируемое предприятие  – Z, конкурирующие предприятия – К1, К2.

Таблица 8 – Метод сравнительной оценки конкурентных преимуществ по КФУ.

КФУ

К значимости

Z

K1

K2

Балл

(1-10)

Вес

Балл

(1-10)

Вес

Балл 

(1-10)

Вес

Качество

0,1

           

Имидж

0,1

           

Производственные возможности

0,1

           

Технологические навыки

0,05

           

Сбытовая сеть

0,05

           

Маркетинг, реклама

0,1

           

 

Продолжение таблицы 8 – Метод сравнительной оценки конкурентных преимуществ по КФУ.

Издержки

0,35

           

Финансовое положение

0,1

           

Обслуживание

0,05

           

Общая оценка

1

           

Чем больше общая оценка у компании относительно конкурентов, тем  лучше её положение, тем более  выигрышное положение она занимает на рынке [4, с.13].

1.3 Мероприятия по повышению  конкурентоспособности предприятия

Достичь конкурентных преимуществ  и укрепить свои позиции предприятие  может за счет:

Обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность  предприятия разрабатывать, производить  и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты.

Предпосылки: большая доля рынка, наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешевому сырью, низкие расходы  на доставку и продажу товаров  и др.), строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис.

Преимущества: предприятия  рентабельны даже в условиях сильной  конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки; низкие затраты  создают высокие входные барьеры; при появлении продуктов-заменителей  лидер по экономии на издержках имеет  большую свободу действий, чем  конкуренты; низкие затраты снижают  влияние поставщиков.

Риски: конкуренты могут  перенять методы снижения затрат; серьезные  технологические новшества могут  устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным  накопленный опыт; концентрация на затратах затруднит своевременное  обнаружение изменении требований рынка; непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, могут привести к уменьшению разрыва в ценах  в сравнении с конкурентами [11, с.30].

Концентрация на сегменте. Предприятия все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При  этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию  продукта, либо к совмещению того или  иного.

Предпосылки: предприятие  должно удовлетворять требования потребителей эффективнее, чем конкуренты.

Преимущества: указаны ранее.

Риски: различия в ценах  на продукты специализированных предприятий  и предприятий, обслуживающих весь рынок, могут в глазах потребителей не соответствовать преимуществам  специфических для данного сегмента товарам. По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством  получения прибыли и тем самым  основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Организационные  меры, направленные на улучшение работы предприятия, через повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции представлены [7, с.109].

Итак, проведя частичный  анализ некоторых направлений повышения  конкурентоспособности предприятия, приходим к выводу, что в настоящее  время отсутствует общепринятая методика разрешения данного вопроса. В конечном счёте, таких вариантов  множество. И в сложившейся ситуации остаётся только помнить и придерживаться основного принципа: проведя комплексную  диагностику фирмы, и, ориентируясь на те или иные пробелы в её работе, выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям собственного предприятия, и органично вписать его в общую систему управления для создания крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ конкурентоспособности  компании ОАО НПО «Электротерм»


2.1 Общая характеристика предприятия ОАО НПО «Электротерм»

Полное наименование компании: Открытое акционерное общество Научно-производственное Объединение "Электротерм"

Юридический адрес: 630033, Россия, г. Новосибирск, ул. Мира, 62

Дата государственной  регистрации: 25.09.2000 [18].

НПО «Электротерм» - Научно-техническая инжиниринговая компания, успешно работающая в области проектирования, изготовления и внедрения такого электротермического оборудования, как рудно-термические печи для производства черных и цветных металлов и сплавов. 
         Благодаря ряду факторов, связанному в первую очередь с подбором специалистов, компании удалось занять лидирующие позиции среди ведущих инжиниринговых компаний России подобного профиля. 
         Специалисты, работающие в НПО «Электротерм» на протяжении многих лет являются ведущими специалистами в проектировании, изготовлении и внедрении разнообразного электротермического оборудования.

Научно-производственное Объединение  «Электротерм» создано в 2000 году. Основной задачей деятельности является продвижение на рынок металлургического оборудования современных, конкурентоспособных электротермических агрегатов, в первую очередь рудно-термических печей для различных технологических переделов производства ферросплавов, черных и цветных металлов.

Сотрудники НПО «Электротерм» являются ведущими специалистами отрасли, принимавшими непосредственное участие в разработке, монтаже и запуске рудно-термических печей, имеющими большой опыт и необходимые знания для эффективного применения в своих разработках самых современных научно-технических достижений.

За время деятельности организацией разработано большое  количество новых конструкций узлов  и агрегатов. На некоторые из них  оформлены патенты [19].

 

 

2.2 Общая характеристика предприятий – конкурентов.


ОАО «Сибэлектротерм»

Полное наименование компании: Открытое акционерное общество «Сибирский завод электротермического оборудования»

Юридический адрес: 630088, г.Новосибирск, ул.Петухова 51

Дата государственной регистрации: 15.12.1992 [18].

ОАО «Сибэлектротерм»  - крупнейший в России и СНГ разработчик и изготовитель электрометаллургического  оборудования.

За 65-лет своей истории  завод внес большой вклад в  развитие отечественной  и мировой  электрометаллургии. За период своей  работы он выполнил поставку более 400 комплектов дуговых и  более 250 комплектов руднотермических электропечей, более 80 комплектов печей электрошлакового и 70 электропечей вакуумно-дугового переплава, более 5000 единиц электропечей сопротивления различного назначения и многое другое. Только для крупнейшего в мире производителя титана ОАО "ВСМПО-АВИСМА" заводом изготовлено 52 электропечи вакуумного-дугового переплава, на них производится лучший в мире титан авиакосмического качества, на один только Челябинский электрометаллургический комбинат (ОАО "ЧЭМК")  поставлено более 30 руднотермических печей с маркой СИБЭЛЕКТРОТЕРМ. Около трети всего оборудования поставлена заводом на экспорт в 32 страны мира, география этих  поставок простирается от Бразилии до Австралии.

В настоящее время ОАО «Сибэлектротерм» успешно работает на российском и зарубежном рынках, вводит в строй  современные электропечи, машины и агрегаты, выполняет комплексные поставки оборудования для создания новых, реконструкции и модернизации существующих металлургических производств, успешно конкурирует с ведущими мировыми компаниями - поставщиками электрометаллургического оборудования.

Продукция ОАО «Сибэлектротерм» соответствует мировому техническому уровню, требованиям промышленной безопасности и стандартам Международной Электротехнической Комиссии IEC, компания аттестована по Системе Менеджмента Качества ISO 9001 [21].

 

НПО ОАО «ЭЛСИБ»


Полное наименование компании: Научно-производственное объединение «ЭЛСИБ» открытое акционерное общество

Юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 56

Дата государственной  регистрации: 11.05.1994 [18].

НПО «ЭЛСИБ» ОАО  является самостоятельной инженерной компанией–специалистом. Производство продукции в трех основных сегментах сосредоточено на одной  промплощадке с практически полным циклом производства (минимальное использование кооперации и субподряда).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм»