Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, 3 глав, 1 глава – теоретические аспекты темы «Конкурентоспособность предприятия», 2 глава – практический анализ конкурентоспособности ОАО НПО «Электротерм», 3 глава – рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности и выбору стратегии для предприятия ОАО НПО «Электротерм», заключения, списка использованных источников. Работа содержит 43 страницы, включает 9 таблиц и 5 рисунков.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности 6
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия и факторы, ее определяющие 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия. 16
1.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 25
2. Анализ конкурентоспособности компании ОАО НПО «Электротерм» 27
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО НПО «Электротерм» 27
2.2 Общая характеристика предприятий – конкурентов. 28
2.3 Характеристика отрасли 30
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм» 35
3. Рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО НПО «Электротерм») 38
3.1 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности на предприятии ОАО НПО «Электротерм» 38
3.2 Рекомендации по выбору стратегии предприятию ОАО НПО «Электротерм» для укрепления позиции на рынке 39
Заключение 41
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент1.docx

— 331.53 Кб (Скачать документ)

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра экономики предприятий

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ОАО НПО «Электротерм»

 

Студентки: Распутиной Юлии Владимировны

Факультет: Механико-технологический

 

Специальности: 080502                      курса:5                 группы: МЭ-801

 

Научный руководитель: Стародубцева Ольга Анатольевна

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск,

2012 год

Реферат

Данная курсовая работа  состоит из содержания, введения, 3 глав, 1 глава – теоретические аспекты  темы «Конкурентоспособность предприятия», 2 глава – практический анализ  конкурентоспособности ОАО НПО «Электротерм», 3 глава – рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности и выбору стратегии для предприятия ОАО НПО «Электротерм», заключения, списка использованных источников.  Работа содержит 43 страницы, включает 9 таблиц и 5 рисунков.

 

Оглавление

Введение 4

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности 6

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия и факторы, ее определяющие 6

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия. 16

1.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 25

2. Анализ конкурентоспособности компании ОАО НПО «Электротерм» 27

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО НПО «Электротерм» 27

2.2 Общая характеристика предприятий – конкурентов. 28

2.3 Характеристика отрасли 30

2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм» 35

3. Рекомендации по совершенствованию формирования конкурентоспособности предприятия (на примере ОАО НПО «Электротерм») 38

3.1 Предложения по совершенствованию конкурентоспособности на предприятии ОАО НПО «Электротерм» 38

3.2 Рекомендации по выбору стратегии предприятию ОАО НПО «Электротерм» для укрепления позиции на рынке 39

Заключение 41

Список использованных источников 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функционирование предприятий  невозможно само по себе без учёта  деятельности конкурентов, которые  являются звеньями одной цепи –  экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той  или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества  организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной  жизни товары и услуги, которые  будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать  конкурентов и, исходя из этого, принимать  обоснованные решения в пользу повышения  конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция одновременно имеет  и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на  капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого распределения; 

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

Лишь выявив слабые и сильные  стороны конкурентов, можно правильно  оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически  точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент  слабее. И это будет верным путём  к расширению своих собственных  преимуществ в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность –  сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия  обуславливается соответствием  производимых организацией товаров  и услуг требованиям рынка  и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий  реализации, таких, как цена, сроки  поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

Успешность компании обуславливается  способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка  и потребителей. Поэтому так важно  пристальное внимание уделять такому много значимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что все  предприятия и организации в  большей или меньшей степени  сталкиваются с такой проблемой  как конкуренция, поэтому чтобы  выжить в таких условиях, а так  же развиваться, необходимо анализировать  сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Цель курсовой работы – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО НПО «Электротерм», на основании анализа конкурентоспособности предприятия разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты данной темы;

- проанализировать факторы, влияющие на эффективность и конкурентоспособность предприятия;

- проанализировать конкурентную стратегию предприятия;

- изучить роль конкурентных преимуществ обеспечивающих эффективность предприятия;

- выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия.

Объект исследования –  предприятие ОАО НПО «Электротерм»

Предмет исследования –  совокупность критериев для оценки конкурентоспособности предприятия.

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Сущность конкурентоспособности  предприятия и факторы, ее определяющие

Новое время диктует новые  правила. Осознанное стремление России динамично интегрироваться в  мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей  эффективности участия той или  иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития, и  в первую очередь конкурентоспособности. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной  движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

В последние десятилетия  в условиях глобализации экономики  отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Следует отметить, что сам  термин «конкурентоспособность» незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов [17].

Конкуренция  - в переводе с латинского (concurrence) означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей [13, с.10].

Конкуренция обязывает фирмы  создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку [1, с.37].

В настоящее время существует множество определений конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений [2, с.56]. 

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно [14, с.13].

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере  экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три  уровня:

- микроуровень (конкретные виды продукции,  предприятия);

- мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий);

- макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны).

Их можно представить  на рисунке 1.

Рисунок 1 - Уровни конкурентоспособности

Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на:

-микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции);

-мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей);

-макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.) [2, с.59].

Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а  также факторов и характеристик  конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.

Распределение по уровню конкурентных отношений можно рассматривать  как признак для классификации  конкурентоспособности.

Виды конкурентоспособности  представлены в таблице 1 [14, с.11].

Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.

Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, что сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны.

Создание и использование  конкурентных преимуществ предприятия — тесно связанные процессы, которые в принципе могут вступать в противоречие между собой. Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных условий внешней среды и при заданном качестве их выполнения.

Динамический  характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в стратегических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед.

  Таблица 1 – Виды  конкурентоспособности

 

Признак классификации

 

Виды конкурентоспособности

По уровню конкурентных отношений

- конкурентоспособность продукции (микроконкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом;

- конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов;

- макроконкурентоспособность.

Конкурентоспособность региона (города) — это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения.

Конкурентоспособность государства — это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения.

В отношении рынка

- на глобальном рынке (мировом);

- национальном рынке;

- региональном рынке;

- местном рынке;

По подходу к управлению предприятием

- стратегическая конкурентоспособность.  Она  определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке.

- фактическая конкурентоспособность – сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.

По объекту 

- конкурентоспособность нормативных  актов;

- научно-методических документов;

- проектно-конструкторской документации

- технологии;

- производства;

- выпускаемой продукции (выполняемой  услуги),

- рабочего;

- специалиста;

- менеджера;

- ценных бумаг;

- инфраструктуры (внешней среды);

- информации; 

- фирмы (организации, учреждения).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО НПО «Электротерм»