Анализ конфликтных ситуаций на предприятии и пути их разрешения (на примере ОАО «Копыльский маслосырзавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель данной курсовой работы анализ социально-психологического климата в коллективе, совершенствование процесса разрешения конфликтов на основании выявленных характерных черт и основных проблем управления персоналом на ОАО «Копыльский маслосырзавод» для повышения эффективности деятельности организации.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические положения, касающиеся конфликтов и способы их разрешения;
2) проанализировать деятельность, систему управления процессом разрешения конфликтных ситуаций на ОАО «Копыльский маслосырзавод»;
3) разработать рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов на ОАО «Копыльский маслосырзавод».
4

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы конфликтных ситуаций………………………………...5
1.1 Конфликт: сущность, причины, виды, уровни и функции………….....…...5
1.2 Методологические подходы к разрешению конфликтных ситуаций…....11
2 Анализ конфликтных ситуаций на ОАО «Копыльский маслосырзавод»…...17
2.1 Характеристика ОАО «Копыльский маслосырзавод» как субъекта
хозяйствования…………………………………………………………………..17
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на ОАО «Копыльский маслосырзавод».........................................................................................................22
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов на ОАО «Копыльский маслосырзавод»……………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….....35
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  14 файлов

1 Теоретические основы конфликтных ситуаций.doc

— 98.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Анализ конфликтных ситуаций на ОАО.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

В-третьих, возникающие в ходе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождены несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям.

Допустим, стремление человека больше заработать обусловлено более интенсивным трудом, который может войти в противоречие с групповым стандартом производственной выработки. Другая похожая конфликтная причина: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства – подчинения», когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности («играющих роли»), с их реальными действиями.

Существует также группа межличностных конфликтов, вызванных психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей – взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.

Фактор «симпатия – антипатия» может касаться не только двух или несколько большего числа людей, но и иметь более серьезные последствия для всего коллектива. Нередко разного рода кадровые назначения в ОАО «Копыльский маслосырзавод» имеют своей основой именно этот принцип («свой – не свой»). В свою очередь, несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений (иногда скрытое, порой явное).

В январе 2010 г. руководство предприятия приняло решение об оптимизации внутренних ресурсов. В частности, планировались увольнение большого числа сотрудников (до15 человек) и упразднение 2-х мастерских. Необходимость подобных шагов была продиктована установкой автоматизированных линий производства в одном из цехов. Это явилось причиной того, что к определенному моменту ОАО «Копыльский маслосырзавод» перестал нуждаться в услугах значительного числа рабочих.

Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае было в первую очередь то, что речь шла о сокращении штата более чем на 15 человек. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников на предприятии вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание, пользование автотранспортом и многие другие. Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о предприятии через неправильное толкование информации. Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно и люди реагируют на них не как на недостойную внимания простую информацию. Работники готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких новостей боятся. А это - симптом стрессов и конфликта в организации.

Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива.

Именно осознание этих фактов должно являться основополагающим в действиях руководства по достижению поставленной цели. Кроме того, представляется важным отметить, что существует ряд общих принципов любой кампании, направленной на решение подобных проблем:

- абсолютное совпадение  официальной позиции руководства, предназначенной для внутреннего  и внешнего распространения;

- закрытие всех возможных каналов распространения информации о предприятии, прежде всего, в прессу;

- назначение одного сотрудника, ответственного за связи с  прессой;

- создание внутри организации  атмосферы максимальной публичности  действий руководства;

- пресечение создания внутри коллектива неформальных групп;

- выявление в коллективе  неформальных лидеров и активная  работа с ними.

В случае ОАО «Копыльский маслосырзавод» конфликт не получил большого распространения, т.к. в течение 3-х месяцев часть сотрудников (8 человек) смогли найти новое место работы и уволились «по собственному желанию». Кроме того, после объединения двух цехов на предприятии освободились дополнительные площади, которые были тут же сданы в аренду, что благоприятно повлияло на финансовое состояние ОАО «Копыльский маслосырзавод» (появился дополнительный источник финансирования) и необходимость в сокращении финансовых расходов отпала сама собой.

В течении весны 2010 г. на предприятии назревал конфликт между взаимозависимыми подразделениями – складом и мастерскими по поводу некорректности и составления и выполнения заявок на запчасти. Руководство ОАО «Копыльский маслосырзавод» сумело разрешить проблему, введя новую должность менеджера по снабжению, координирующего нормы запасов, сроки подачи и выполнения заявок. Этот работник осуществлял связь между отделом складом и производством. Установление общеорганизационных комплексных целей – структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов.

Между отдельной личностью и группой также может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, при обсуждении на ежеквартальном собрании возможности увеличения объема продаж, большинство сотрудников считало, что этого можно добиться путем снижения цены. А главный бухгалтер убеждал, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что выпускаемая продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя мнение главного бухгалтера, отличное от мнения группы, говорит о том, что она принимает к сердцу интересы предприятия, ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. Организация состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним не справедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

На ОАО ««Копыльский маслосырзавод» проводилось исследование социально-психологического климата подразделений.

В обследование были включены работник трёх подразделений: мастерской (А), упаковщиков (Б), бригады водителей (С). Выборка проведённой диагностики составила: 41 работник. В их числе 3 (7,3 %) женщины. Все изученные сотрудники работают не меньше 3 лет на предприятии. Основными задачами проводимого экспресс - обследования стали: выявление основных компонентов, характеризующих социально-психологический климат (СПК) коллектива; определение стадии развития, на которой находится данный коллектив; анализ расстановки сотрудников и микрогрупп в данном коллективе; анализ уровня конфликтности групп и эмпатии в отношениях между их членами.

В проведённом исследовании были использованы следующие методы и методики: наблюдение, анкетирование, тестирование: методика Б. Такмена «Психологический климатический круг (ПКК)», экспресс-социометрия «Социум - коллектива» (стандартизация Г.Л. Гурова) и тест «Самооценка по методу Дембо - Рубинштейна». Опрос носил анонимный характер.

Методика Б. Такмена «Психологический климатический круг состоит из 10 противоположенных утверждений об основных характеристиках коллектива, которые ранжируются по 7 бальной системе. По итогам определяются уровни развития СПК, характер межличностных отношений и деловой активности. После анализа результатов диагностики, полученных с помощью методики Б. Такмена «ПКК» была построена гистограмма.

 


ç  Стадии СПК

I



II


 

III


 

82 %

18 %

 

7 74 %

1 13 %

   

100 %

мастерские

 

упаковщиков

 

водители

Характер ответов личного состава (в %)




 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Стадии развития коллективов на ОАО «Копыльский маслосырзавод».

Примечание – Источник: собственная разработка.

Из гистограммы следует, что большинство сотрудников А – 14 (82 %) полагают, что их подразделение отвечает характеристикам 1 стадии, то есть по Б. Такмену находится на стадии: «Группа-коллектив». Однако каждый шестой мастерских или 18 % опровергают мнение большинства, обоснованно относя его ко 2 стадии: «Группа-конкуренция». Более дифференцирована оценка коллектива у упаковщиков. Большинство – 6 (74 %) посчитали, что упаковщики - это: «Группа-коллектив», то есть 1 стадия развития. Однако по 1 человеку (13 %) не согласились с ними, считая что их коллектив отвечает характеристикам 2 стадии: «Группы-конкуренции» или даже 3- «Группа-конгламерат». Личный состав бригады водителей не сомневается, что их коллектив находится на 1 - самой высшей стадии развития. В приложениях приводится характеристика 3-х вышеназванных стадий коллектива и соответствующий им СПК.

Результаты методики «Самооценка по методу: Дембо - Рубинштейна». Испытуемым был предложен бланк с 8 группами качеств и свойств личности, которые необходимо было оценить у себя по 9-бальной системе. Вычисляемые по тесту уровни самооценки характеризовалась как «завышенная», «нормальная» и «сниженная». Итоговые результаты методики представлены в виде гистограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                    ç Количество сотрудников (в %)


76% 


64%


50%

 

36%


 

24%

 



Зав.

Нор.

 

Зав.

Нор.

 

Зав.

Нор.

А

 

С

 

Б



 

 

 

 

Рисунок 3 - Характер ответов работников ОАО «Копыльский маслосырзавод» по показателям самооценки в подразделениях .

Примечание – Источник: собственная разработка.

Из гистограммы видно, что показатели заниженной самооценки отсутствуют. Сотрудники подразделений А,Б,С в большинстве своём имеют нормальную самооценку – 64 %, 50 %, 76 % соответственно. Завышенная самооценка наблюдается у 36 % механиков, 24 % упаковщиков. Тот факт, что 50 % водителей имеют завышенную самооценку, может означать как их здоровые честолюбивые устремления, так и некоторую самопереоценку своего «Я», что в данной профессии просто недопустимо.

Результаты анкеты удовлетворённости работой на исследуемом предприятии. Работникам изучаемых подразделений в небольшой экспресс-анкете были заданы два вопроса, касающиеся удовлетворённости работой в ОАО «Копыльский маслосырзавод» и в занимаемой должности. Полученные результаты отражены на схеме. Учитывая то обстоятельство, что ответы во всех 3-х подразделениях были похожими, результаты приводятся по всей изученной выборке работников предприятия.

Рисунок 4 - Вопрос: как Вас привлекает работа на предприятии?

Примечание – Источник: собственная разработка.

Рисунок 5 - Вопрос: как Вас привлекает работа в этой должности?

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Полученные данные, не столь благоприятны, так как до трети работников (это достаточно большое количество) указывают на то, что они неудовлетворённые как работой на предприятии, так и занимаемой должностью.

Данные по экспресс - тесту «Социум коллектива». Методика предназначена для выявления социально – психологического климата в коллективе, а также для определения желаемых и нежелательных личностных контактов среди сотрудников. Всех испытуемых просили оценить состояние основных социально-психологических показателей в коллективе подразделения и на предприятии по следующей 4-х бальной системе: 5 - отличные; 4 - хорошие; 3 - удовлетворительные; 2 - неудовлетворительные. Обработанные и сгруппированные результаты опроса всей выборки сведены в табличную схему (Приложение Б). Полученные данные по большинству показателей говорят о наличии в целом хороших оценок членов коллектива по важнейшим характеристикам социально-психологического климата своих служебных подразделений и предприятия. Вместе с тем до трети опрошенных не удовлетворены в полной мере состоянием межличностного общения в коллективах и оценкой авторитета коллектива в глазах клиентов.

В процессе диагностики подразделений был применён метод наблюдения. Анализируя поведение испытуемых, их фразы, обращённые друг к другу, можно сказать, что данные о стадиях развития коллектива достоверны и сомнения не вызывают. Известно, что конфликтные ситуации имеют место в неразвитых коллективах и с интенсивным размахом могут усугубляться, не находя разрешения и не допуская компромиссов. Огромную роль в разрешении конфликтов, конечно же, играют лидеры, как формальные, так и неформальные, пользующиеся авторитетом у своих сослуживцев. Лидеры коллектива ОАО «Копыльский маслосырзавод»» придерживаются демократического стиля руководства, а это значит, что здесь компромиссные решения находятся быстрее и охотнее, ведь демократы – это люди, которые рассматривают все разумные и неразумные доводы, предлагают обсуждать все спорные вопросы, высказывают идеи, которые помогают оппонентам решать споры без ущерба для какой-либо стороны. Имея нормальную самооценку, такие люди обычно не застревают в конфликтах и не живут ими.

Подразделения оценивали СПК в коллективе. Эти оценки показывают, что атмосфера здесь хорошая и стабильная, хотя и не отличная. Но ни один трудовой коллектив не может похвастаться отличным СПК – такая ситуация может быть только в идеале. Проведённое исследование доказало, что в хорошо развитом коллективе число конфликтных ситуаций снижается до минимума, а если таковые всё таки возникают, то группа обладает достаточно большим потенциалом для возможности быстрого и эффективного урегулирования конфликтных ситуаций. Уровень конфликтности и жизнеспособности в коллективе во многом зависит от стадии его развития, баланса межличностных отношений и деловой активности, стиля руководства им и степени удовлетворённости занимаемой деятельностью и служебными обязанностями каждого члена группы.

3 Разработка рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов на ОАО.doc

— 41.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

почти всё.doc

— 247.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

приложение A.doc

— 52.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 45.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций на предприятии и пути их разрешения (на примере ОАО «Копыльский маслосырзавод»)