Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы конфликта в организации
1.1 Сущность и природа конфликта
1.2 Стадии развития конфликта
1.3 Формы работы с конфликтами и методы их управления с целью улучшения организационного климата
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»
2.1. Общая характеристика ОАО «Урмарское АТП»
2.2. Анализ причин возникновения и работы по управлению организационными конфликтами в ОАО «Урмарское АТП»
2.3. Исследование ОАО «Урмарское АТП» в целях создания эффективного взаимодействия сотрудников
2.4. Предложения по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ОАО «Урмарское АТП»
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая по конфликтологии.doc

— 531.50 Кб (Скачать документ)

• смещение эмоциональной  окраски конфликта в сторону  темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть  и т.п.;

• возрастание степени  психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Даже после инцидента  сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством  переговоров прийти к компромиссу  между субъектами конфликта. И эту  возможность следует использовать в полной мере.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется термином эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, путём воздействия на участников, либо путём изменения характеристики объекта конфликта, или иными способами.

Применение различных  методов разрешения конфликтов может  привести к полному или частичному решению конфликта.

Частичное разрешение конфликта  достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившая конфликтное поведение. Так конфликт разрешается не полностью, а лишь на поведенческом уровне.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях.

На стадии разрешения конфликтов Козырев Г.И. выделяет следующие  варианты развития конфликтов:

1) очевидный перевес  одной из сторон позволяет навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идёт до  полного поражения одной из  сторон;

3) борьба принимает  затяжной, вялотекущий характер  из-за недостатка ресурсов;

4) стороны идут на  взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

5) конфликт может быть  остановлен под давлением третьей  силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его  прекращения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведётся

до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Следует постоянно иметь  в виду, что наиболее сложной задачей  управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного  образа, идеальной картины конфликтной ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихся ценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.

По своему характеру  завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения  реализации целей противоборства: победоносным, компромиссным, пораженческим;

2) с точки зрения  формы разрешения конфликта: мирным, насильственным;

3) с точки зрения  функций конфликта: конструктивным, деструктивным;

4) с точки зрения  эффективности и полноты разрешения: полностью и коренным образом  завершенным, отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Следует отметить, что  понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

• затухание (угасание) конфликта,

• устранение конфликта,

• перерастание конфликта  в другой конфликт.

Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все  указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных причин они тотчас же устраняются.

Последней стадией в  динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между  сторонами окончательно нормализуются  и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей.

За завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет  двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют  чёткие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщённую оценку результатов конфликта.


Для объяснения функций  социального конфликта следует  обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта.

1. Явные функции конфликта  характеризуются тем, что его  последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали  оппоненты конфликта. 

2. Скрытые (латентные)  функции конфликта — такие,  когда его последствия обнаруживаются  лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

Все функции конфликтов по значению и их роли можно разделить  на две группы:

1) конструктивные (положительные)  функции конфликта;

2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Как конструктивные, так  и отрицательные функции конфликта  В.П.Ратников разделяет на:

а) общие функции конфликта (которые имеют место на различных  уровнях социальной системы);

б) функции конфликта  на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственного на личность.

Общие конструктивные функции  конфликта выражаются в следующих  последствиях: обнаружении и фиксации противоречий, снятии социальной напряженности, стимулировании группового творчества, выяснении соотношения сил, стабилизации социальной системы.

Конструктивные функции  конфликта, оказывают влияние на индивидуальные характеристики личности: познавательную функцию, самопознание и самооценку, степень социализации, адаптации, психической напряженности  и т.д.

Общие деструктивные  функции конфликта проявляются  на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих  последствиях: использовании насильственных методов его разрешения, в состоянии  дестабилизации, дезинтеграции общества, замедлении темпов его развития, нарастании в обществе настроений пессимизма, появлении новых, более деструктивных конфликтов, снижении уровня организации системы.

Деструктивные функции  конфликта на личностном уровне выражаются в следующих последствиях: негативном изменении социально-психологический климата в группе, разочаровании в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности, появлении чувства неуверенности в себе, отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности и т.д.

Необходимо учитывать то, что степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивный, а для кого – деструктивный.

Учитывая специфику  темы данной курсовой работы, необходимо рассмотреть особенности межличностных конфликтов.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

Во всяком межличностном  конфликте большое значение имеют  личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто  говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру  и элементы. Элементами в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причины конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Также выделяют конфликты между личностью и группой. Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Подобно другим типам  конфликтов, конфликт между личностью  и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Всякий межличностный  конфликт в конце концов имеет  свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов  в процессе развития конфликта. Эту  часть конфликта называют эмоциональной  стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в  межличностном конфликте:

1. Противоборство —  характеризуется активной борьбой  индивида за свои интересы, отсутствием  сотрудничества при поиске решения,  нацеленностью только на свои интересы за счёт интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, использование различных средств давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него.

2. Уклонение — наименее продуктивно для скорейшего разрешения конфликтной ситуации. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности (возможно из-за недостатка условий для его разрешения).

3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

Информация о работе Анализ конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по управлению конфликтами в организации