Анализ эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов функционирования системы управления персонала в современной организации и разработка рекомендаций по повышению эффективности действующей системы управления персоналом на предприятии МУП «Спецавтохозяйство».

Задача работы:
Рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом.
Проанализировать особенности этой системы на предприятии МУП «Спецавтохозяйство».
Разработать рекомендации, которые повлияют на эффективность управления персоналом в данной организации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления персонала в современной организации
1.1 Управление персоналом в современных условиях: понятия, сущность, цели, задачи, функции
1.2 Система управления персоналом в организации, эффективность системы управления
1.3 Современные тенденции развития стратегического управления.
2. Анализ системного управления персоналом на примере МУП «Спецавтохозяйство»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления предприятием
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия
2.4 Оценка качества управления персоналом, анализ мотивации работников
3. Мероприятия по повышению эффективности управления персонала МУП «Спецавтохозяйство»
3.1 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом предприятия
3.2Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение

Работа состоит из  1 файл

анализ эффективности управления персоналом.doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

     Формирование  системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).

     Целями управления персонала предприятия (организации) являются:

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

     Задачи  управления персоналом

     Успешное  выполнение поставленных целей требует  решения таких задач, как:

  • обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  • закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  • согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
  • повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу. .[14 с.120]

     Управление  персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает: определение целей и основных направлений работы с персоналом; определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей; организацию работы по выполнению принятых решений; координацию и контроль выполнения намеченных мероприятий; постоянное совершенствование системы работы с персоналом.

     Когда общая стратегия организации  осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться с этой стратегией наилучшим образом. Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом, в том числе:

  1. Планирование персонала (включая стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку она по времени опережает все его функции;
  2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие? В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения местоположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации;
  3. Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров;
  4. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику, а так же адаптацию, обучение и повышение квалификации работников, их развитие.;
  5. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;
  6. Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей;
  7. Руководство персоналом. Она «как функция управления персоналом призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое»;
  8. Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., а так же соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
  9. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию;
  10. Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием на предприятии;
  11. Кадровое делопроизводство- сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д. эта, так сказать, техническая функция необходима для эффективного использования персонала, управление информацией о сотрудниках;
  12. Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется в оценке результатов работы и аттестации работников;
  13. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция подразумевает не только воздействие со стороны руководителей, но и развитие у сотрудников самоконтроля;
  14. Правовое регулирование трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия;
  15. Социальное обеспечение сотрудников, а так же обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья;
  16. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей усвоение сотрудниками этнических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки и т.д.;
  17. Участие в разработке стратегии компании и, в частности, в стратегическом планировании персонала. Представители управления персонала непосредственно участвуют в определении наиболее важных, перспективных целей и задач компании.

     Перечисленные функции не исчерпывают всего  их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности. В жизни все элементы управления персоналом находятся во взаимодействии: его субъекты выполняют необходимые для организации функции по управлению сотрудниками, реализуя при этом цели экономической и социальной эффективности. Управление персоналом как относительно самостоятельная сфера управления развивается и обогащается в ходе развития общества и деловых организаций. 
 
 
 

     1.2 Система управления персоналом в организации, эффективность системы управления 
 

     Предприятие должно быть управляемо. Управление может  эффективно осуществляться только при наличии на предприятии работников и структурных подразделений, занимающихся управлением .

     Структура управления предприятием непосредственно зависит от его общей организационной структуры. Наличие на предприятиях функциональных подразделений и дивизионов приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления – это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий.

     Обычно  выделяют три уровня управления предприятием , которые представляются в виде иерархической пирамиды управления.

     Руководители  низшего звена (операционные руководители) – это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими производственные функции.

     Руководители  среднего звена – это руководители крупных подразделений, отделов или служб предприятия.

     Руководители  высшего звена отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части.

     Система управления персоналом - это формирование, использование, стабилизация и управление .

     Формирование (становление) персонала организации  – особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле нового предприятия. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа. Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в ней, как в меньшую, так и в большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал. [17 с.106]

     Таким образом, цель формирования персонала  – свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.

     Стадия  формирования персонала призвана решать следующие задачи:

     - установление соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками для достижения максимального соответствия между структурами работ, рабочих мест и персоналом;

  • обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;
  • оптимизацию структуры работников с различным функциональным содержанием труда.

     В основу решения этих задач могут  быть положены основные принципы использования персонала в организации:

  • соответствие численности работников объему выполненных работ;
  • согласование работника со степенью сложности его трудовых функций;
  • обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;
  • максимальная эффективность использования рабочего времени;
  • создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

     Функции системы управления персоналом

     Рассматривая  процесс управления персоналом как  целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:

     Организационную -планирование источников комплектования кадрами, информированность населения о наборе кадров и сроках набора, объем средств, выделенных на подготовку кадров и жилищно-бытовое строительство, и др.;

     Социально-экономическую - комплекс условий и факторов, определяющих использование и закрепление персонала;

     Воспроизводственную - обеспечивающую создание учебно-материальной базы и развитие персонала.

     Проведение  этой работы позволит уже в проекте определить основные элементы структуры трудового потенциала, взаимосвязанные с технико-экономическим уровнем производства. В свою очередь каждая из указанных систем тоже носит комплексный характер и включает ряд функциональных подсистем . Каждая из этих подсистем может быть представлена как группой лиц, так и одним лицом, в зависимости от масштабов самой организации и степени развития кадровой политики. Основное назначение приведенной специализации состоит в четком формулировании задач и функций управления в целом и отдельных администраторов в частности; в ясном понимании механизма воздействия на трудовые ресурсы.

     Под управлением кадровыми ресурсами  обычно понимают всю совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование коллектива и полное использование его способностей в производственном процессе. Для достижения успеха на рынке компании должны располагать стабильным персоналом. .[9 с.118]

     Система управления персоналом представляет собой  комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующего механизма управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы. Она состоит из нескольких подсистем, выполняющих соответствующие функции: подсистема подбора и расстановки кадров; подсистема профотбора, повышение квалификации и роста профессионального мастерства; подсистема качества труда и методов его оценки; подсистема мотивации трудовой деятельности.

          Эффективность системы управления персоналом в организации.

     В настоящее время все острее возникает  необходимость рассмотрения существующих методологических подходов и методик  оценки эффективности управления персоналом в целом, развития и оценки управленческого персонала в частности, на основе введения количественных значений, с целью выбора методологического подхода.

     Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Их обычно связывают с обеспечением эффективности всего предприятия и с этой точки зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации выделяют две группы критериев, или показателей, эффективности коллектива и соответственно управления персоналом: психологические и непсихологические .[19 с.204]

     К психологическим относятся - удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя, самооценка коллектива.

     К непсихологическим критериям относятся – действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность.

     Однако  столь детальная и дифференцированная характеристика эффективности трудно применима на практике. К тому же некоторые показатели, например «удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом» и «самооценка коллектива», во многом дублируют друг друга. Поэтому представляется целесообразным использование более конкретной и простой трактовки эффективности управления персоналом.

Информация о работе Анализ эффективности управления персоналом