Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала в Совете Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:40, дипломная работа

Описание

Оценка работы персонала это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основные аспекты оценки работы персонала 5

1.1 Понятие эффективности 5

1.2 Аттестация персонала 8

1.3 Этапы аттестации 14

1.4 Стили проведения аттестации 18

1.5 Проблема действенности аттестации 26

ГЛАВА 2. Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих 36

2.1 Особенности аттестация государственных служащих 37

2.2 Процедура проведения аттестации гражданского служащего 40

2.3 Критерии и методы оценки компетентности аттестуемых 42

2.4 Методы проведения оценки гражданских и муниципальных служащих 51

2.5 Механизмы комплексной оценки результативности деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих 58

ГЛАВА 3. Анализ системы аттестации сотрудников аппарата Государственной Думы РФ 60

3.1 Характеристика аппарата Государственной Думы 60

3.2 Аттестация в Государственной Думе 60

3.3 Типовые положения о проведении аттестации муниципальных служащих 61

3.4 Основные поведенческие ошибки при проведении оценки 66

3.5 Рекомендации при проведении оценки труда государственных служащих. 67

3.6. Пример проведения оценочного мероприятия 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 78

СПИСОК ТАБЛИЦ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Приложение 1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда) 79

Приложение 1.1 (Факторы, влияющие на выплату переменной части фонда оплаты труда) 80

Приложение 2 (Ответ из Государственной Думы на запрос информации) 81

Приложение 3 (Перечень должностей государственной гражданской службы города Москвы) 82

Приложение 4 (Ролевая игра для руководителей «Аттестация») 83

Приложение 5 (Суть проективного метода) 84

Приложение 5.1 (Характеристика опросника К. Леонгарда) 84

Приложение 6 (Модель компетенций для проведения Assessment Center) 85

Работа состоит из  1 файл

Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала.docx

— 943.96 Кб (Скачать документ)

    Для построения системы оценки, работающей на развитие организации и помогающей достичь ее краткосрочные и стратегические цели, необходимо ясно понимать, какие  факторы оказывают влияние на эффективность труда персонала.

    Факторы, влияющие на профессиональную эффективность  работников можно разделить на две большие категории:

  • факторы, действующие со стороны работника,
  • факторы, действующие со стороны организации.

Таблица 1 - Факторы, оказывающие влияние на эффективность труда персонала.

Со  стороны работника Со стороны  организации
  • Способности
  • Личные деловые качества
  • Мотивация
  • Отношения с непосредственным руководителем
  • Отношения с товарищами по работе
  • Трудовая этика и мораль
  • Профессиональные знания и навыки
  • Состояние здоровья
  • Отношение к работе и к организации со стороны значимых знакомых или членов семьи
  • Физические условия работы (шум, освещенность, вибрация и др.)
  • Оборудование и его качество, состояние и соответствие выполняемой работе и современным требованиям
  • Знания и квалификация руководителя
  • Действующая в организации система стимулирования труда
  • Особенности организационной культуры
  • Организационная структура
  • Стиль руководства и сложившаяся практика управления
  • Обеспеченность необходимыми ресурсами
 

Факторы, влияющие на эффективность  со стороны работника.

    Способности. Многие профессии предъявляют высокие требованиям к уровню развития у работников определенных способностей (объем и распределение внимания, время реакции, координация движений, эмоциональная устойчивость, интеллект и др.). Недостаток необходимых способностей может привести к тому, что работник просто не сможет сделать то, что от него требуется.

    Личные  и деловые качества. Успешное выполнение должностных обязанностей требует наличия у исполнителя определенного уровня личностной зрелости, достаточного развития моральных качеств, а также высокого уровня развития деловых качеств ответственности, исполнительности, настойчивости, инициативности и др. Понимание своей рабочей роли. Под рабочей ролью мы понимаем набор требований к данному работнику со стороны организации. Если работник трудится напряженно и добросовестно, но при этом выполняемая работа лишь в малой степени связана с его должностными обязанностями, то работа может быть проделана большая, но пользы для компании практически не принести.

    Мотивация. Возможность удовлетворения в процессе труда в организации наиболее значимых потребностей работника оказывает мощное влияние на его отношение к делу и на его рабочие результаты. Если исполнитель не настроен на работу с высокой самоотдачей и имеет низкий уровень заинтересованности в конечном результате, то он в процессе труда будет предпринимать такие усилия, которых скорее всего будет недостаточно для достижения высоких рабочих показателей. Рабочие результаты зависят также и от степени заинтересованности работника в сохранении данного места работы.

    Отношения с непосредственным руководителем и  вышестоящим руководством. Высокий уровень взаимопонимания с непосредственным руководителем, доверие к нему и стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности работника выполняемой работой, его отношение к организации и готовность работать с полной отдачей сил для достижения поставленных целей.

    Отношения с товарищами по работе. Отношения, сложившиеся в трудовом коллективе, являются тем эмоциональным фоном, на котором протекает трудовая деятельность работника. Положительный психологический климат способствует формированию настроя на максимальную отдачу в труде.

    Трудовая  этика и мораль. За трудовой этикой и моралью стоит отношение человека к делу, которое определяет, как будет выполняться работа (будет исполнитель выкладываться на работе или работать спустя рукава), как он будет относиться к качеству работы или претензиям со стороны потребителей, будет ли проявлять ответственное и инициативное отношение к порученной работе.

    Профессиональные  знания и навыки. Технический прогресс, развитие новых технологий, модернизация производства действие этих факторов постоянно повышает требования к уровню профессиональной подготовки работников. В этой связи возрастает роль оценки того, в какой степени работники организации обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками.

    Состояние здоровья. Здоровье людей, работающих в организации, это важнейшее условие высокой отдачи от их труда.

    Отношение к работе и к  организации со стороны  значимых знакомых или  членов семьи работника. Если члены семьи работника или его знакомые, негативно относятся к выполняемой им работе в данной организации, то это может негативно повлиять на его отношение к профессиональным обязанностям и негативно отразиться на рабочих показателях.

    Каждый  из перечисленных факторов вносит свой вклад в уровень рабочих результатов  людей, работающих в организации. Между  тем, слабое развитие какого-либо отдельного фактора необязательно будет  фатальным образом сказываться  на эффективности работы. Недостаток позитивного влияния одних факторов может в определенной мере компенсироваться за счет большего вклада со стороны других.

    Факторы, оказывающие влияние  на эффективность  со стороны организации.

    Рассматривая  проблему оценки эффективности труда, следует иметь в виду, что на эффективность работы персонала оказывают влияние не только знания, способности, установки отдельных работников, но и та производственная среда, которая окружает людей в организации. Эта среда включает в себя не только физические условия, но и ряд нематериальных факторов. Создание действенной процедуры оценки и разработка критериев, используемых при этом, требует учета факторов, влияющих на важнейшие показатели эффективности труда работников.

    Стиль руководства и  сложившаяся практика управления.

    Доминирующий  в организации или в отдельных  ее подразделениях стиль руководства (например, то, какие подходы к  руководству авторитарные или демократические  преобладают в данной организации), сложившаяся практика планирования, оценки рабочих показателей и контроля работы персонала - все это неизбежно отражается на работе исполнителей.

    Знания  и квалификация руководителя. Способность руководителя к принятию верных решений, умение максимально использовать потенциал людей, работающих под его руководством, в значительной степени зависят от его знаний и квалификации. Особую роль играют те знания, которые определяют умение работать с персоналом, способность распределять и организовывать работу и воздействовать на мотивацию подчиненных, на их отношение к поставленным задачам.

    Действующая в организации  система стимулирования труда является ключевым фактором, оказывающим самое серьезное влияние на степень заинтересованности персонала в достижении высоких рабочих результатов.

    Особенности организационной  культуры. Культивируемые в организации трудовые нормы, образцы поведения, ценности и отношение персонала к работе и к организации, составляющие ядро сложившейся организационной культуры, оказывают сильное влияние на эффективность работы.

    Организационная структура. Число уровней управления, скорость принятия управленческих решений и их гибкость, эффективность координации работы подразделений - все эти аспекты управленческой деятельности создают условия, от которых рабочие результаты персонала зависят самым непосредственным образом.

    Обеспеченность  необходимыми ресурсами. Руководство должно не только ставить задачи перед исполнителями, но и обеспечивать все необходимые условия для решения этих задач. Не стоит забывать, что ресурсы могут быть не только материальными, но и нематериальными. Обе группы ресурсов важны для получения высокой отдачи от сотрудника.

    Оборудование: его качество, состояние  и соответствие современным  требованиям. В современных условиях трудно рассчитывать на успешную работу в условиях высокой конкуренции без оборудования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня.

    К факторам, влияющим на эффективность  работников со стороны организации, не следует относиться фатально, как к чему-то неизменному, данному раз и навсегда. На них надо воздействовать, их надо изменять, если организация поставила перед собой задачу повышения эффективности работы персонала.

1.2 Аттестация персонала

    Оценка так или иначе проводится на каждом этапе работы с персоналом. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т. д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития.

    Соответственно  и цели оценки персонала будут  различными. В случае плановой оценки это может быть составление индивидуальных карьерных планов, создание системы  обучения и повышения квалификации, создание кадрового резерва, пересмотр  системы стимулирования, разработка плана мероприятий по внутреннему PR и развитию НR бренда, валидизация техник подбора персонала, внесение изменений в организационную структуру предприятия и введение в штатное расписание новых должностей. Вынужденная оценка проводится для принятия решения по конкретному вопросу, и результаты ее носят скорее оперативный, чем стратегический характер.

    Исходя  из целей проведения оценки персонала  разрабатывается процедура оценки. Существует несколько видов процедур оценки. Во-первых, это непосредственно оценка персонала, которая используется для оценки работника, его индивидуальных качеств и профессиональных знаний, навыков и умений. Второй вид — это оценка эффективности деятельности, являющаяся по своей сути подведением итогов работы сотрудника за определенный отрезок времени. И, наконец, третий вид оценочной процедуры — оценка должности предполагает оценку важности для компании определенной должности с последующей оценкой ее стоимости.

    Незнание  различий между этими процедурами  оценки, различающимися как по целям, так и по методам проведения, порождает  одну из распространенных ошибок оценки персонала — смешать их в рамках одной процедуры.

    Типичной  ошибкой в подходах к оценке персонала  является отсутствие понимания различий между собственно оценкой и аттестацией персонала, хотя различия между двумя этими процедурами довольно существенные. В первую очередь не совпадают нормативные базы: оценка регулируется локальными нормативными актами предприятия, а аттестация — федеральными нормативными актами и Трудовым кодексом Российской Федерации.

    Немаловажным  фактором является и то, что с  юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть понижен в должности  или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации. Иначе в случае обращения в суд работника, недовольного управленческими решениями, принятыми по результатам оценки персонала, у предприятия неизбежно возникнут проблемы.

    Однако  следует отметить, что цели оценки персонала значительно шире целей  аттестации. Аттестация направлена исключительно на выявление соответствия специалиста занимаемой должности, причем учитываются только профессиональные знания, умения и навыки работника (без учета личностных характеристик, которые тем не менее тоже влияют на эффективность работы) и только на текущий момент, т. е. отсутствует оценка способностей, потенциала работника.

Информация о работе Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала в Совете Федерации