Анализ и оценка коммерческого риска торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание

Экономическая категория коммерческого риска, присущая свободным рыночным отношениям, приобрела черты объективности и в наших условиях. Она проявляется на всех стадиях воспроизводственного процесса (в промышленной, оптовой и розничной торговле, как и во всех других областях хозяйственно-финансовой деятельности, связанной с получением прибыли). Отсюда и необходимость, и актуальность проблемы анализа данной категории.

Работа состоит из  1 файл

риск 1.doc

— 914.00 Кб (Скачать документ)
 

     Этот  показатель является основой минимаксного критерия Сэвиджа, согласно которому выбирается такая стратегия Si, при которой величина риска принимает минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации: 

     S = min max rij = 2100→ S2

             i       j 

     Сущность  этого критерия в стремлении избежать большего риска при выборе решения. В соответствии с этим критерием (см. табл. 3) следует производить  продукцию в объеме

     S2 = 9000 д.е.

     При выборе решения из двух крайностей, связанных с пессимистической оценкой по критерию Вальда и чрезмерным оптимизмом максимаксного критерия, разумнее придерживаться некоторой промежуточной позиции, граница которой регулируется некоторой промежуточной позиции, граница которой регулируется показателем пессимизма-оптимизма х, называемым степенью оптимизма в критерии Гурвица. Его значение находится в пределах 0<=x<=1. Причем при х = 1 получается максиминный критерий Вальда, а при х = 0 совпадает с максимаксным критерием.

     В соответствии с этим компромиссным  критерием для каждого решения  определяется линейная комбинация минимального и максимального выигрышей:

     Допустим, что в табл. 2 мы придерживаемся пессимистической оценки и полагаем, что х = 0,8, тогда  для каждой стратегии соответственно: 

     G1 = 0,8 x 1020 + (1 —0,8)4200 = 1656 д.е.

     G2 = 0,8 х (—60) + (1 —0,8)6300 = 1212 д.е.

     G3 = 0,8 х (—1 140) + (1 —0,8)8400 = 768 д.е. 

     Затем выбирается та стратегия, для которой  эта величина окажется наибольшей с  помощью выражения: 

     G = mах G = mах[x min gij+(1-x)max gij]

               i             i       j                     j 

     В соответствии с критерием Гурвица  наиболее рациональный вариант объема производства будет равен: 

 

      G = тахG = mах(1656, 1212, 768) = 1656 д.е. → S1

                           i 

     Анализ  критических соотношений общей  выручки от реализации и объема производства используется для определения объема продаж, при котором фирма будет  способна покрыть все свои расходы, не получив прибыли. Анализ безубыточности помогает держать в поле зрения границы устойчивого положения компании. Для этого следует определить точку критического объема производства, в которой чистая прибыль равна нулю, а объем продаж только покрывает переменные и фиксированные издержки.

     Валовая прибыль (разность между выручкой и переменными издержками) в точке критического объема производства равна фиксированным издержкам.

     Анализ  безубыточности начинается с определения  критического объема продаж в точке  критического объема производства. Предположим, что имеются следующие данные о работе предприятия (д.е.):

     Объем продаж S= 9000.

     Переменные  издержки VC= 1800.

     Объем валовой прибыли CM = 72 000.

     Фиксированные издержки FC = 900.

     Объем прибыли G= 6300.

     Объем продаж в точке критического объема производства устанавливается по формуле 

     SB = FC / a = FC x S/S - VC;  (2) 

     где а — постоянный коэффициент отношения  валовой прибыли к объему продаж.

     Подставляем эти данные в формулу (2):

     SB = 900 x 9000 / 9000 – 1800 = 1125 д.е.

     Результат проиллюстрируем с помощью графика (рис. 4).

     

     

     Рис. 4. Критический объем производства

     Рис. 4. Критический объем производства 

     Размер  издержек в точке критического объема производства равен сумме фиксированных  и переменных издержек, приходящихся на критический объем. Переменные издержки рассчитываются как произведение критического объема продаж на отношение (уровень) данных в условиях задачи размера переменных издержек к объему продаж. В итоге получим: 

     ССВ = FС + SB x VC / S = 900 +1125 x 1800 / 9000 = 1125 д.е. 

     Из  расчета видно, что величина издержек в точке критического объема производства составит 1125 д.е., что вполне удовлетворяет условию безубыточности и отсутствию прибыли, так как их размер тождествен критическому объему продаж.

     Отношение критического объема производства, выраженного  в денежной форме, к цене за единицу  продукции даст натуральное выражение этого объема, который показывает, что снижение количества выпускаемой продукции или объема продаж ниже критической величины при сохранении неизменными себестоимости единицы и цены товара сделает работу компании убыточной.

     Критический размер издержек показывает, что превышение их суммы, равной 1125 д.е., в точке критического объема производства при неизменной цене также повлечет за собой убытки.

     Здесь важен и анализ чувствительности изменения критических соотношений, при котором определяется влияние отдельных факторов на критические соотношения.

     Начнем  с расчета влияния продажной  цены товара на безубыточность производства, если цена за единицу продукции составляет 2 д.е. по данным прошлого года. Предположим, что в отчетном году цена возросла на 8 д.е. Средние переменные издержки на единицу продукции составили 0,2 д.е. Для расчета воспользуемся формулой 

     а =СМ /S = Р—АVС /Р  (3) 

     где а - коэффициент соотношения валовой прибыли и объема продаж;

     Р — цена единицы продукции;

     АVС — средние переменные издержки на единицу продукции.

     Как видно из формулы (4), коэффициент  а зависит от продажной цены изделия и переменных издержек на единицу продукции. При изменении продажной цены он рассчитывается по формуле 

     ∆а  = АVС / Р x ∆Р / Р + ∆Р (4)  

     где ∆а — изменение соотношения валовой прибыли и объема продаж;

      Р — изменение продажной цены изделия.

     В нашем примере коэффициент соотношения  валовой прибыли и объема продаж равен:

     ∆а = 0,2 / 2 x 8 /2 + 8 = 0,08.

     При увеличении цены реализации с 2 до 10 д.е. за единицу продукции, или на 400%, отношение валовой прибыли к объему продаж увеличилось на 8%, т.е. с 80% (7200/9000) до 88%. Поэтому новый объем продаж в точке критического объема производства по формуле (2) составит:

     SB = 900 / 0,88 = 1022,727 д.е.

     Т.е. при пятикратном росте цены объем продаж в точке критического объема производства сократился с 1125 до 1022,73 д.е., или на 102,27%.

     Не  менее важно исследовать влияние  на безубыточную работу и переменных издержек. Приступая к анализу, условимся, что эти издержки возросли в отчетном году с 0,4 до 0,5. Для расчета используем следующую формулу: 

     ∆а = - (∆АVС)/ Р  (5) 

     где ∆АVС - изменение переменных издержек на единицу продукции.

     Подставим значения в формулу (5):

     ∆а = -(0,5 - 0,4) / 2 = -0,05.

     При увеличении издержек на единицу изделия на 0,1 отношение валовой прибыли к объему реализации сократилось на 5% и составило 75% (80 — 5).

     Подставив значения в формулу (2), определим  новый объем продаж в точке  критического объема производства:

     SB = 900 / 0,75 = 1200 д.е.

     С ростом переменных издержек на единицу продукции на 0,1 объем продаж в точке критического объема производства увеличился с 1125 до 1200 д.е., или на 77%.

     Теперь  рассмотрим влияние фиксированных  издержек. Предположим, что они увеличились  с 900 в предшествующем году до 1000 д.е. в отчетном. Влияние этого изменения на объем продаж в точке критического объема производства подсчитаем по формуле 

     ∆SB = ∆ FC / a (6) 

     где ∆SB - изменение объема продаж в точке критического объема

     производства;

     ∆FС — изменение суммы фиксированных издержек.

     Подставим цифровые значения в формулу (6):

     ∆SB = 1000 — 900 / 0,8 = 125 д.е.

     В результате увеличения фиксированных  издержек на 100 объем продаж в точке  критического объема производства увеличился с 1125 до 1250 д.е.

     О перспективной тенденции, степени устойчивости, наличии финансовых резервов повышения конкурентоспособности компании можно судить по показателю нормы прибыли, т.е. отношению чистой прибыли к общей сумме издержек. Для анализа нормы прибыли воспользуемся данными табл. 4. 

     Таблица 4. Основные показатели для анализа нормы прибыли

     
     
    2001 2002 2003 2004 2005
    Объем продаж 8895 8997 8996 8998 9000
    Издержки 3418 3239 3059 2879 2700
    В том числе:

    переменные

    2518 2339 2159 1979 1800
    фиксированные 900 900 900 900 900
    Прибыль 5577 5758 5837 6119 6300
    Норма прибыли (доли) 1,63 1,78 1,94 2,13 2,33
 

     Изобразим данные табл. 4. графически (рис. 5).

 

       

     В начале анализа сопоставим норму  прибыли компании со средней нормой прибыли по отрасли (1,94). До 2003 г. ее величина была ниже средней нормы прибыли. Следовательно, фирма работала ниже среднеотраслевого уровня эффективности.

     Если  показатель нормы прибыли недостаточно высок, нужно провести факторный  анализ прибыльности традиционными  методами с целью выявить и  количественно оценить влияние элементов хозяйственного процесса на чистый финансовый результат. При отсутствии резервов повышения эффективности производства фирма должна либо увеличить продажную цену в пределах платежеспособного спроса покупателей, либо переориентировать производство.

     Если  норма прибыли фирмы превышает  среднюю норму, что мы наблюдаем  после 2003 г. (рис. 5), можно говорить о  весьма высокой эффективности производства или о получении сверхприбыли. Это свидетельствует о наличии  резервного повышения конкурентоспособности компании, так как она может снизить цену реализуемого товара и одновременно увеличить объем продаж либо улучшить качество товара за счет увеличения его себестоимости (без повышения цены) до средней величины нормы прибыли, тем самым обойти конкурентов на рынке, если последний достаточно насыщен 'товаром, конкурирующим с продукцией данной фирмы, что позволит увеличить абсолютную сумму прибыли.

     Для этого нужно определить предельный объем издержек 2006 г., при котором  величина чистого дохода будет не ниже, чем в 2005 г., при норме прибыли, равной средней норме (1,94). 

     П = G / CC→ CC = G / П = 6300 / 1,94 = 3247,42 д.е., 

     где П — норма прибыли;

     Gобъем чистого дохода (прибыли);

     СС  — сумма издержек.

     Перспективный объем товарооборота при этом составит:  

     SП = G + СС = 6300 + 3247,42 = 9547,42 д.е. 

     Поскольку нет оснований считать, что изменится  величина фиксированных издержек, то условный объем переменных расходов находим как разность между полными  и фиксированными издержками: 

     У = СС – FC = 3247,42 - 900 = 2347,42 д.е. 

Информация о работе Анализ и оценка коммерческого риска торгового предприятия