Анализ и оценка коммерческого риска торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание

Экономическая категория коммерческого риска, присущая свободным рыночным отношениям, приобрела черты объективности и в наших условиях. Она проявляется на всех стадиях воспроизводственного процесса (в промышленной, оптовой и розничной торговле, как и во всех других областях хозяйственно-финансовой деятельности, связанной с получением прибыли). Отсюда и необходимость, и актуальность проблемы анализа данной категории.

Работа состоит из  1 файл

риск 1.doc

— 914.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  предмету: « Экономико-аналитическая  деятельность предприятия»

     на  тему: «Анализ и оценка коммерческого  риска торгового предприятия» 

 

      Введение 

     Экономическая категория коммерческого риска, присущая свободным рыночным отношениям, приобрела черты объективности и в наших условиях. Она проявляется на всех стадиях воспроизводственного процесса (в промышленной, оптовой и розничной торговле, как и во всех других областях хозяйственно-финансовой деятельности, связанной с получением прибыли). Отсюда и необходимость, и актуальность проблемы анализа данной категории.

     В условиях рынка задачи анализа значительно  расширяются и углубляются, так  как конкуренция заставляет предпринимателей активнее изучать информацию, чтобы  предотвратить возможные ошибки при совершении рискованных производственных, финансовых, коммерческих и других операций.

     Чтобы разумно использовать законы рынка, а не быть его жертвой, необходимо применять наиболее передовые формы  анализа функционирования составляющих процесс воспроизводства. Одной из таких форм является анализ коммерческого риска, в определении которого лежит его «подверженность возможности экономических, финансовых потерь или успехов, физического ущерба, повреждений, промедлений как следствия неопределенности, связанной с выбранной линией поведения». 

 

      1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РИСКА 

     Риск  – это вероятность угрозы и потери организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате возникновения событий, влияющих на отклонение параметров функционирующей операционной системы.

     Управление  рисками является одним из ключевых направлений деятельности организации, потому что современный рынок  с несовершенной конкуренцией всегда связан с появлением событий и  факторов неопределенности. Сокращая риск, предприниматель и менеджер добиваются снижения затрат и этим повышают эффективность производства товара и услуг.

     Риски предпринимателя  подразделяются на следующие виды:

     производственный  риск, связанный с отказами при создании и функционировании систем по выпуску товаров и услуг, а также с невыполнением своих обязательств по контрактам;

     кредитно-финансовый риск, возникающий под влиянием факторов неопределенности и вызывающий нарушения по финансовым обязательствам перед инвестором;

     инвестиционный  риск, возникающий при обесценивании инвестиционно-финансового портфеля под воздействием политических, экономических, социальных событий;

     рыночный  риск, связанный с возможным колебаниями ситуаций на рынке, которые могут привести к изменению процентных ставок ценных бумаг, акций и т.п.

     В абсолютном выражении (абсолютное значение риска), когда ущерб поддается измерению, риск определяется возможными материально-вещественными или стоимостными потерями. В некоторых случаях риск может быть оценен в относительных единицах измерения (например, в процентах или частях).

     В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к базе (доходу, прибыли, основным фондам).

     Менеджер  должен помнить, что избежать риска  нельзя, поэтому необходимо его предвидеть, стремясь снизить до минимального уровня (насколько это возможно). Задачей анализа риска является получение информации для принятия решений о целесообразности участия в проекте, о потенциальных потерях при его осуществлении, а также о мерах по защите от возможных финансовых потерь.

     Под риском понимают возможную опасность  потерь, вытекающую из специфики тех  или иных явлений природы и  видов деятельности человеческого  общества. Риск — это историческая и экономическая категория.

     Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

     Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае свершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

     Классификация рисков приводится на рис. 1, а возможные  виды рисков в табл. 1.

     Чтобы оценить вероятность тех или  иных потерь, обусловленных развитием  событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего, знать все  виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислять  их или измерять как вероятные прогнозные величины. 

 

     

     Рис. 1. Классификация  видов рисков.

     Таблица 1. Виды потерь и риски

    Трудовые  потери Потери фондов времени, в том числе и рабочих, вызванные случайными, неопределенными  обстоятельствами
    Финансовые  потери Прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами: выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг и неполучением денег из предусмотренных источников
    Особые  виды потерь Связаны с инфляцией, изменением валютного курса, изъятием средств (дополнительных средств в республиканский, местный бюджеты)
    Потери  времени Замедление процесса предпринимательства по сравнению с плановым
    Социальные  потери Ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу организации, имиджу участников
    Нежизнеспособность  проекта Уверенность в  том, что предполагаемые доходы от проекта  не будут достаточными для покрытия всех видов затрат
    Налоговый риск Отсутствие  полной гарантии на налоговую скидку из-за увеличения срока исполнения проекта
    Риск недоплаты задолженностей Временное снижение дохода из-за краткосрочного падения  спроса на производимый продукт либо из-за снижения цены на него
    Риск  незавершенного строительства Отсутствие полных гарантий на завершение строительного объекта
    Определяющие потери и риски Если в числе  рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения  заведомо подавляет остальные, то при  количественной оценке уровня риска  в расчет можно принимать только этот вид потерь
    Случайные и систематические виды потерь Систематические виды потерь включаются и учитываются во всех видах расчетов проекта как неизбежные расходы, и при определении риска прогнозируются потери только от случайных событий. Случайное развитие событий может привести к повышению или снижению затрат. При анализе риска следует учитывать только ту часть случайных факторов, которые вызывают потери
    Риск  упущенной выгоды Наступление побочного косвенного финансового ущерба в результате неосуществления каких-либо действий или непредвидения их
    Риск  снижения доходности Возникает в  результате снижения предполагаемых процентов  и дивидендов по вкладам и кредитам
    Кредитный риск Опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору, или несостоятельность эмитента, выпустившего долговые ценные бумаги, но не способного выплачивать проценты
    Биржевые  риски Опасность потерь от биржевых сделок в виде неплатежа  по коммерческим сделкам и комиссионным вознаграждениям
    Селективные риски Опасность потерь от неправильного выбор; видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования
    Риск  банкротства Опасность в  результате неправильного выборе вложения капитала, полной его потери, включая  собственность, и неспособность  произвести расчеты по взятым обязательствам
 

     2. ОЦЕНКА РИСКА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКОВ 

     Алгоритм  оценки риска организации приводится на рис. 2.

 

     

     Рис. 2. Оценка риска организации 

     Риск  предпринимателя  количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытков) от принятия решения. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Неопределенность условий рынка ставит предпринимателя перед выбором по принципу «повезет — не повезет». Предприниматель в процессе своих действий должен предвидеть риск и противодействовать потерям.

     К инвестиционным вложениям хозяйственные  субъекты и граждане относятся по-разному: одни внимательно изучают объект вложения, точно и достоверно пытаются рассчитать риски, а другие «играют», вкладывая капитал. Поэтому субъекты инвестиций подразделяются в зависимости от поставленных целей на несколько групп:

     • предприниматель — вкладывает капитал в свои программы (личный капитал), детально рассчитывая риск;

     • инвестор — посредник в финансовом капиталовложении, который может вкладывать собственный и чужой капитал, думая о минимизации риска;

     • спекулянт — вначале рассчитывает риск, а затем ищет капиталы под процент, который намного ниже уровня риска;

     • игрок — тот, кто готов идти на любой риск, вкладывая венчурный капитал (рисковые инвестиции) в новые, неапробированные, а значит, плохо прогнозируемые сферы деятельности.

     При перспективных вложениях степень  риска оценивается по величине капиталоотдачи (обороту): 

     Ko = Т/К, 

     а также определяется рентабельность капитала 

     Рк =П /К – 100, 

     где Т — ожидаемая выручка за плановый период; Ккапитал; П — прибыль.

     При оценке рисков учитывают две группы факторов:

     • объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствия, наличие свободных экономических зон и др.);

     • субъективные, характеризующие состояние организации (производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и др.).

     Анализ  рисков может быть:

     • качественный (установление потенциальной  области риска, факторов риска, этапов работы и их взаимосвязи и т.п.);

     • количественное (определение размеров и степени рисков по операциям и проекту в целом).

     Количественный  анализ можно формализовать, для  чего используют методы статистические, аналитические, экспертных оценок и аналогов (рис. 3). 

    Статистические  методы Вероятность возникновения  потерь определяется на основе статистических данных предшествующего периода  с установлением области (зоны) риска, достаточности инвестиций, коэффициента риска (отношение уставного или всего капитала фирмы к сумме ее активов)
    Аналитические методы Вероятность возникновения  потерь определяется на основе математических моделей связи, и через них  устанавливаются зоны риска. Такие  методы используются для установления периодов окупаемости, внутренней нормы доходности, чистого приведенного дохода, рентабельности, чувствительности модели, балансовой модели устойчивости финансового состояния и т.п.
    Метод экспертных ошибок Отобранная  группа экспертов (по специальности, квалификации) оценивает действия (проекты) предпринимателей по степени риска
    Методы  аналогов Используется база данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используют в том случае, если внутренняя и внешняя среды проекта и его аналогов имеют достаточную сходимость по основным параметрам

     Рис. 3. Методы количественного  анализа рисков 

     Оценивая  вероятность риска, мы рискуем, так  как живем в условиях неопределенности.

     Риск  в динамике — это риск непредвиденных изменений во времени (например, изменение стоимости капитала, изменение спроса на рынке, инфляционные процессы и т.п.).

Информация о работе Анализ и оценка коммерческого риска торгового предприятия