Административные методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:01, реферат

Описание

В системе методов управления персоналом выделяют:
Административный метод;
Экономический метод;
Социально-психологический метод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Административные методы управления персоналом.................................4
Экономические методы управления персоналом.......................................10
Социально-психологические методы управления персоналом................16
Социологические методы.....................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 6 курс.docx

— 58.92 Кб (Скачать документ)

- Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.

Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды  или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).

Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.

         Также руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала  заинтересованность в конечных  результатах своего труда, качестве  продукции или услуг, тем самым,  принося доход себе и компании  в целом.

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  ПЕРСОНАЛОМ

           Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека). (8;с.97)

         Такое разделение достаточно  условно, т.к. в современном  общественном производстве человек  всегда действует не в изолированном  мире, а в группе разных по  психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

3.1. Социологические  методы управления

         Социологические методы играют  важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе (7;с.33). Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов, показана на рис. 3. Рассмотрим их более подробно. 

Рис. 3. Схема классификации элементов,

регулируемых  социологическими методами

   

 
 
 

 
 
 

 
 

 

 
 

 
 

 
 

 

 

      

       Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др.

         Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора» оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. (2; с.43-65)

         Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

          Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др.

         В настоящее время лучшие западные  компании ("Sоnу", "Nissan", "Ford”, “IВМ”, "Mitsubishi") формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи. (10; с.92)

         Партнерство составляв важный компонент любой социальной группы и заключается а налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям (хобби), семейные - между родственниками, сексуальные - интимные взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах. Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом (4; с.127)

         Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. История соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых и в итоге стало движущей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

         Общение это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

         Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

        Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.(7; с.65)

         Сигналами конфликта являются  социальный кризис, напряжение в  группе, недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе

         Итак, знание социологических методов  управления позволяет руководителю  коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение коллектива о руководителе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Исходя из проведённых исследований  данной темы, можно прийти к  следующим теоретическим выводам:

         Обобщение опыта отечественных  и зарубежных предприятий позволяет  сформулировать главную цель  системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация  их эффективного использования,  профессионального и социального  развития. В соответствии с этим  формируется система управления  персоналом предприятия. В качестве  базы для её построения используются  методы, разработанные наукой и  апробированные практикой.

         Различают три метода управления  персоналом:

  • Административный метод (организационно-распорядительный);
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

         Административные методы базируются  на власти, дисциплине и взысканиях  и известны в истории как  «метод кнута». Экономические методы  основываются на правильном использовании  экономических законов производства  и по способам воздействия  известны как «метод пряника». Социально-психологические методы  базируются на способах мотивации  и морального воздействия на  людей и известны как «метод  убеждения».

         В реальной жизни на практике  не применяется только какой-либо  один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при  работе с персоналом  “смешивают”  все три метода, для того чтобы  добиться оптимальной отдачи  от своих подчинённых и, тем  самым, добиться успехов в своей  деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Карпов  А.В. Психология менеджмента. Учебное  пособие. - М.: Гардарики, 1996. - 15с.

2. Лукашевич  В.В. Основы менеджмента: учебник. - М.: Экономика, 1998 - с.44-65

3. Лукашевич  В.В. Управление персоналом: учебное  пособие. - М.: Гелан, 2001 – 67с.

4. Маслов  Е.В. Управление персоналом предприятия:  учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998 –  127с.

5. Менеджмент  организации: Учебное пособие  / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А.  Саломатин. - М.: ИНФРА-М, 1995.

Информация о работе Административные методы управления персоналом