Адаптация предприятия в конкуркнтной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание

Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации цен и инфляции. Российская промышленность оказалась в столь сложном положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Отсюда, конкуренция выступает не только дестабилизирующим фактором, но и предпосылкой выживания предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по основам менеджмента.docx

— 87.73 Кб (Скачать документ)

                                           ВВЕДЕНИЕ 

     Последние годы характерны усилением конкуренции  во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий  и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных  предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно  трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг  и одновременное уменьшение платежеспособного  спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала  объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий  не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации  цен и инфляции. Российская промышленность оказалась в столь сложном  положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового  положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. Отсюда, конкуренция  выступает не только дестабилизирующим  фактором, но и предпосылкой выживания  предприятия.

     Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного  выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

     Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента  предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему  анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного  поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главное здесь –  обеспечение преимуществ над  конкурентами.

     Данная  тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированное управление. Умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в конкурентной среде является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.

     Цель  работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.

     Объект  работы – методика анализа конкурентоспособности предприятия, предмет – адаптация предприятия в конкурентной среде.

     Задачи  работы:

     - рассмотреть теоретические аспекты  развития предприятий в конкурентной  среде; 

     - проанализировать формирование  адаптивных стратегий в малых  предприятиях;

     -  выявить пути повышения конкурентоспособности  предприятия.

     Методы  исследования: теоретического анализа и синтеза, сравнительный, логический, и другие общенаучные методы.

     Структура и композиционное построение курсовой работы обусловлены целью и задачами работы, соответствуют логическому  порядку их решений. Работа состоит  из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

     ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ 

                          1.1 Цель и конкурентоспособность 

     Ключевым  понятием предпринимательской организации  является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной  литературе используются понятия конкурентоспособности  региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет  утверждать, что конкурентоспособность  объекта складывается из конкурентоспособности  его элементов и их организованности для достижения цели.

     Рассмотрим  соотношение таких понятий, как  цель и конкурентоспособность.

     Для предприятия цель можно сформулировать таким образом: как быть лучше  других участников конкретного рынка  по некоторым показателям деятельности в течение продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять  потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс  удовлетворения индивидуальных потребностей – это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.

     Победа  в конкурентной борьбе должна явиться  результатом постоянных достижений фирмы. Результат зависит от уровня конкурентоспособности товаров  и услуг фирмы, от того, насколько  они лучше по сравнению с аналогами  – продукцией и услугами других предприятий. Однако при всех стараниях  компании успех в данной области  не может быть твердо гарантирован.

     Под конкурентоспособностью товара понимают такую его характеристику, которая отражает его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяет основные параметры его привлекательности для потребителя.

     Многие  российские менеджеры ориентируются, прежде всего на основные характеристики товара и для оценки его конкурентоспособности сравнивают их между собой применительно к разным конкурирующим товарам. Нередко эта оценка охватывает в основном показатели качества. В этом случае оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Между тем исследования ряда товарных рынков убеждают, что конечное решение о покупке только частично связано с показателями качества товара. Прочее же связано с весомыми для потребителя условиями приобретения и последующего практического использования товара.

     Конкурентоспособность, с одной стороны, определяется изделием как таковым и в основном может  сводиться к качеству. Но в то же время конкуренция связана  с процессом создания сбыта и  сервисного обслуживания товара, и, естественно, предопределяется экономическими возможностями  и ограничениями потребителя. Кроме  того, в рамках конкуренции отражается все то, что касается потребителя, как человека, как члена определенной социальной группы и т.д.

     Покупатель  – главный оценщик товара. Отсюда все элементы конкурентоспособности  конкретного товара должны быть абсолютно  очевидны покупателю, чтобы не было сомнений или толкований в отношении  любого из них. При формировании «комплекса конкурентоспособности» важно учитывать  особенности психологического воспитания и интеллектуального уровня потребителей и другие факторы личного характера. Заметим, что в большинстве зарубежных изданий по рекламе специально освещается практика рекламы в малограмотной  или интеллектуально недостаточно развитой аудитории.

     Общеизвестно  далее, что любой рынок характеризуется  «своим» покупателем. Отсюда неправомерна идея о какой-то обобщенной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.

     Таким образом, существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое  качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего  срока службы и т.д.), и целевое  решение задачи продажи товара в  конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность  выбирать из множества конкурирующих  на рынке организаций по собственной  шкале предпочтений, личных качеств  самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности. Соотношение конкурентоспособности  и конкуренции можно охарактеризовать как отношение «потенциал-использование  потенциала». 

             1.2 Факторы успешности  в конкурентной  борьбе 

     Первенство  в конкурентной борьбе возможно при  высоком уровне обеих составляющих, а проигрыш – при слабой организации  и хорошем товаре. Устойчивый выигрыш  не возможен при плохом товаре, его  низком качестве или уровне технологии производства. Таким образом, целеустремленная организация предпринимательского типа в конкурентных условиях должна обладать двумя факторами.

     Во-первых, определенным свойством, необходимым  для организации процесса достижения цели во внешней среде на конкурентных условиях. В нашем случае это свойство – конкурентоспособность. Важнейшим  условием при установлении характера  данного свойства организации выступают  свойства самой среды. Таким свойством  в рыночных условиях является наличие  ресурсов. Именно в ресурсонесущей среде разворачивается конкуренция как за доступ к ресурсам, так и за достижение целей деятельности организации. Данное требование относится ко всем ресурсам, которыми оперирует менеджмент: капитал, технология, персонал, информация. Научно-технический прогресс, переход от индустриального к информационному обществу изменяет соотношение затрачиваемых ресурсов. Вместе с тем, содержание механизма конкурентной борьбы и ее цели не меняются, а, следовательно, и неизменным остается требование к конкурентоспособности как свойству организации, функционирующей в среде с подобными свойствами.

     Во-вторых, определенной системой управления деятельностью  организации, базирующейся на ключевом свойстве (конкурентоспособности) для  достижения целей ее функционирования. В современных рыночных условиях характерной для процесса целедостижения предпринимательской организации  является множественность целей. Это, с одной стороны. С другой, –  произошло усложнение требований потребителя  к товарам и сопровождающим услугам, к усилению индивидуализации данных требований. Процесс целедостижения выстраивается во внешней среде, обладающей свойством неопределенности. В этих условиях система управления должна обладать свойством генерации  множественности управленческих реакций  на изменения внешней среды. Такое  положение обуславливает востребованность ситуационного подхода в качестве основного к организации управления. Именно этот способ выбора решений обеспечивает эффективность целедостижения, как способ воздействия на объект в условиях множественности целей функционирования организации.

     Итак, в конкурентных условиях и неопределенной внешней  среде процесс целедостижения предпринимательской  организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и  свойствах системы управления (множественности  реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования  потенциала, который определяется уровнем  развития свойств организации и  ее системы управления.

           1.3 Анализ реакции  конкурента на  действия фирмы  

     Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые  могут войти на рынок, а также  те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают  заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой  к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

     Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь  пришедших на их рынок и поэтому  проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить  и заранее создавать барьеры  на пути вхождения потенциальных  пришельцев. Такими барьерами могут  быть углубленная специализация  в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут  остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка  в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны  фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.[3;стр.54].

Информация о работе Адаптация предприятия в конкуркнтной среде