Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:46, реферат

Описание

Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Политика формирования заемного капитала
Как финансировать внутренние нужды компании……….4
Эффект финансового рычага………………………………4
Политика привлечения заемных средств…………………7

Глава 2. Финансирование оборотного капитала
2.1. Источники финансирования оборотного капитала………..14
2.2. Формы краткосрочного внешнего финансирования………15
2.3. Стратегии финансирования оборотных активов…………..17

Глава 3. Эффективное управление кредиторской задолженностью
3.1. Стратегический подход……………………………………..19
3.2. Тактические особенности…………………………………...20
3.3. Структурные показатели……………………………………22

Заключение……………………………………………………………...24

Список использованной литературы………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансовому менеджменту.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Табл. 1.3. Классификация  привлекаемых предприятием заемных  средств по основным признакам.

 

Классификация привлекаемых заемных средств

По целям привлечения

По источникам привлечения

По периоду привлечения

По форме привлечения

По форме обеспечения

Заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводс-тва  внеоборотных активов

Заемные средства, привлекае-мые из внешних источников

Заемные средства, привлекае-мые  на долгосроч-ный период (более 1-го года)

Заемные средства, привлекае-мые  в денежной форме (финансовый кредит)

Необеспечен-ные заемные  средства

Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов

Заемные средства, привлекае-мые из внутренних источников

Заемные средства, привлекае-мые на краткосроч-ный период (до 1-го года)

Заемные средства, привлекае-мые в  форме оборудования (финансовый лизинг)

Заемные средства, обеспеченные поручительст-

вом или гарантией

Заемные средства, привлекаемые для уловлетворе-ния иных хозяйственных  или социальных потребностей

   

Заемные средства, привлекаемые в  товарной форме (товарный или коммерчес-кий  кредит)

Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом

     

Заемные средства, привлекае-мые  в иных материаль-ных или нематериаль-ных  формах

 

 

С учетом изложенной классификации  организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении  наиболее эффективных форм и условий  привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Табл. 1.4.Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств.

Этапы разработки политики привлечения предприятием заемных  средств

1.

Анализ привлечения  и использования заемных средств в предшествующем периоде

2.

Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде

3.

Определение предельного  объема привлечения заемных средств

4.

Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных источников

5.

Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе

6.

Определение форм привлечения  заемных средств

7.

Определение состава  основных кредиторов

8.

Формирование эффективных  условий привлечения кредитов

9.

Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов

10.

Обеспечение своевременных  расчетов по полученным кредитам


 

  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа  является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом  периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа  определяются основные формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе  анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа  изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

  1. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов  не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения  заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения  реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.

г) обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В  этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

д) другие временные нужды. Принцип  целевого привлечения заемных средств  обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших  объемах.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового  левериджа. Так как объем собственных  финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования),  при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4.Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников.

Такая оценка проводиться в разрезе  различных форм заемного, привлекаемого  предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия  в заемном капитале.

5.Определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

Расчет потребности  в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем  периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для  всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в  рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых  направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования  заемных средств представляет собой  период времени с начала их поступления  до окончательного погашения всей суммы  долга. Он включает в себя три временных  периода: а) полезного использования; б) льготный (грационный); в) срок погашения.

а) срок полезного использования  – это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственной  деятельности;

б) льготный (грационный) период – это период времени с  момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения –  это период времени, в течение  которого происходит полная выплата  основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока  использования заемных средств  осуществляется  в разрезе перечисленных  элементов исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств представляет собой  средний расчетный период, в течение  которого они находятся в использовании  на предприятии.

Он определяется по формуле:

ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,

где ССЗ – средний  срок использования заемных средств;

СПЗ – срок полезного  использования заемных средств;

ЛП – льготный (грационный) период;

ПП – срок погашения.

Средний срок использования  заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения  этих средств; по объему их привлечения  на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных  средств, привлекаемых на кратко- и  долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

6.Определение форм  привлечения заемных средств.

Эти формы дифференцируются   в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных  средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей  хозяйственной деятельности.

7.Определение состава основных кредиторов.

Этот состав определяется формами привлечения заемных  средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его  постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8.Формирование эффективных  условий привлечения кредитов.

К числу важнейших  из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита  – является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным  считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит – на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит – на период полной реализации закупленных товаров).

б) ставка процента за кредит – характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для  наращения  суммы долга) и учетную  ставку (для дисконтирования суммы  долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам  различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Информация о работе Управление заемным капиталом