Управление государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Организация управления финансами в Российской Федерации ………………….5
1.1 Объекты, субъекты, цели и задачи управления финансами…………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами…………………………….10
1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как основные этапы управления финансами……………………………14
2. Государственные органы управления финансами………………………………...20
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами……………..20
2.2 Управление бюджетным процессом……………………………………………...21
2.3 Управление государственным долгом, управление налогообложением……....24
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ГОС ФИНАНСАМИ.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

политики. Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных методов:

-       построение эконометрических моделей,  описывающих динамику показателей

финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на

экономические процессы;

-       корреляционно-регрессионный анализ;

-       метод экспертной оценки.

         Финансовое программирование – метод финансового планирования,

использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко

сформулированные  цели и средства их достижения, предполагает:

-       установление приоритетов расходов  по направлениям;

-       повышение эффективности расходования  средств;

-       прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного

варианта.

         Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет

собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов

финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства.

Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а

объектами –  доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро- так и на микроуровне.

         Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

-       налоги и неналоговые платежи в бюджет;

-       финансовые льготы и санкции;

-       общие и целевые субсидии;

-       доходы и расходы внебюджетных  фондов;

-       доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

         Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы

регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов

государственных предприятий и организаций.

         Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических

действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников

формирования  финансовых ресурсов и направлений  их эффективного вложения.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемые на

основе оперативного анализа складывающейся ситуации и  преследующих цель

получения максимального  эффекта при минимуме затрат с  помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

         Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой

системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных  органов власти,

дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб

предприятий.

         Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий

управления финансами, а с другой он выступает необходимым  условием

эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово- экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

         Объектом финансового контроля являются денежные отношения,

перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых

ресурсов, в том  числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях

хозяйства. Финансовый контроль включает:

- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и

перераспределения национального дохода);

- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов

предприятий и  организаций, бюджетных учреждений;

- налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и

размерами денежных фондов;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств

перед государственным  бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень

организации учета  в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная

документация  – главный объект финансового  контроля. Успешное и эффективное

проведение финансового  контроля зависит от уровня организации  и видов

контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

·  общегосударственный  контроль, проводится органами государственной

власти. Главная  цель – обеспечить интересы государства  и общества по

поступлению доходов  и при расходовании государственных  средств;

·  ведомственный  контроль, осуществляется контрольно-ревизионными

управлениями, другими  структурами министерств и ведомств, охватывает

деятельность  подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

·  внутрихозяйственный  контроль проводится экономическими и  финансовыми

службами предприятий  и организаций. Объект контроля –  хозяйственная и

финансовая деятельность;

·  общественный контроль осуществляют неправительственные  организации.

Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

·  независимый  контроль проводится специальными органами: аудиторскими

фирмами и другими  службами.

К методам финансового контроля относятся:

- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной

деятельности  на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. В процессе

проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению.

- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,

организаций и  учреждений.

- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами,

получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую,

банковскую и  др. Он предполагает контроль за соблюдением  нормативов и правил.

- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской

отчетности с  целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности,

финансового состояния  и обоснования возможностей их эффективного использования.

- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы

управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые

организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы

предприятий, организаций  и учреждений.

      

1.3 Финансовое планирование, прогнозирование

и контроль как основные этапы управления финансами. 

         Неотъемлемыми этапами управления финансами, как и любого другого процесса управления, являются:

1) финансовое  планирование;

2) финансовое

прогнозирование;

3) финансовый  контроль.

Финансовое планирование - это осуществляемое государством или организацией планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и

использования денежных ресурсов. Главным объектом государственного финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов государства принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов федерации, муниципальному). Наряду с бюджетами формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в виде доходов и

расходов. Финансовое планирование представляет собой процесс определения объема финансовых ресурсов, которые за данный период могут быть мобилизованы в какой-либо фонд и использованы на соответствующие цели. Необходимость финансового планирования связана с тем, что любая экономическая задача требует своего финансового обеспечения, то есть покрытия затрат за счет финансовых ресурсов, которые аккумулируются хозяйствующим субъектом или государством. Итогом планирования является составление бюджета, баланса или сметы в зависимости от субъекта. На предварительном этапе в качестве продукта планирования выступает финансовая часть бизнес-плана хозяйствующего

субъекта.

         Основными целями финансового планирования являются:

1) определение  возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей;

2) обеспечение  эффективного использования ресурсов  в будущем.

         Основными задачами финансового планирования являются:

1) обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами;

2) определение путей эффективного вложения финансовых ресурсов, оценка степени рационального их использования;

3) выявление  внутренних резервов финансовых ресурсов за счет рационального

использования денежных средств;

4) установление  рациональных финансовых отношений  между субъектами

финансовой системы (банки, бюджет, страховые организации, предприятия и т.д.);

5) соблюдение интересов всех участников финансовых отношений;

6) контроль за  состоянием финансов.

         Существуют следующие основные методы финансового планирования:

Информация о работе Управление государственными финансами