Методы и инструментарий государственного контроля в системе управления государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание

Экономическая и финансовая системы государства охватывают множество процессов, происходящих в рамках государства. В силу многообразия форм собственности, создания фондового рынка и рынка капиталов актуальной стала потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и система финансового контроля 3
2. Сущность государственного финансового контроля 5
3. Счетная палата Российской Федерации 6
4. Финансовый контроль со стороны Президента РФ и Правительства РФ 8
5. Оперативный контроль использования государственных средств 9
6. Специализированные органы финансового контроля 10
Заключение 11
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

бюджетное планирование и прогнозирование.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Бюджетное планирование и прогнозирование»

Тема: «Методы и инструментарий государственного контроля в системе управления государственными финансами»

 

 

 

 

Выполнил(а):

Студент 4 курса

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

1. Сущность и система финансового контроля      3

2. Сущность государственного финансового контроля    5

3. Счетная палата Российской Федерации      6

4. Финансовый контроль со стороны Президента РФ и Правительства РФ 8

5. Оперативный контроль использования государственных средств  9

6. Специализированные органы финансового контроля           10

Заключение                  11

Список литературы                 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая и финансовая системы государства охватывают множество процессов, происходящих в рамках государства. В силу многообразия форм собственности, создания фондового  рынка и рынка капиталов актуальной стала потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Финансовый контроль является совокупностью мероприятий  по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности экономических  субъектов с применением определенных форм и методов его организации. Законодательно финансовый контроль определяется как регламентированная деятельность специально сформированных учреждений контроля и контролеров за соблюдением положений финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью всех их финансовых операций.

Роль контроля в экономике  состоит в необходимости успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов в рамках всех сфер экономики и в конечном итоге в создании необходимых условий для стабильного развития государства. Механизм финансового контроля реализуется не как единая система методов и приемов, а как нечто большее – динамичная совокупность различных инструментов, способных оказывать влияние на экономику.

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и система финансового контроля

 

Финансовый контроль имеет целью объективно изучить  фактическое положение дел в  рамках проверяемого объекта и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Система контроля включает и другие виды контроля. Однако особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления связана с его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, и с ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Доказано, что финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, поэтому они выступают универсальным инструментом контроля.

Финансовый контроль необходимо рассматривать как систему. В данном случае он характеризуется  многообразием элементов, непосредственно  воздействующих на подконтрольные объекты. Составные элементы финансового  контроля тесно взаимосвязаны, поскольку один элемент дополняет другой или вытекает из него. Обязательными элементами любой системы финансового контроля являются:

- субъект контроля;

- объект контроля;

- предмет контроля;

- принципы контроля;

- методы контроля;

- техника и технология контроля;

- процесс контроля;

- сбор и обработка  исходных данных для проведения  контроля;

- результат контроля  и затраты на его осуществление;

- субъект, принимающий  решение по результатам контроля;

- принятие решения  по результатам контроля.

Субъект контроля – это организация, являющаяся носителем контрольной функции. Им определяются состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид и объект.

Объект контроля зависит  от субъекта контроля.

Объект контроля может  пониматься как ответ на вопрос «кого контролируют». Объектами финансового контроля могут быть все субъекты экономики и финансов.

Предмет финансового  контроля представляет собой основные характеристики состояния и поведения  объекта контроля. Предметом финансового  контроля могут быть этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов, составление и утверждение отчетов о его исполнении), поступления платежей, отчислений, постановка бухгалтерского учета и отчетности и т.д.

Процесс контроля – деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективным способом поставленных целей управления при помощи реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.

 

  1. Сущность государственного финансового контроля

 

Под государственным  контролем понимают комплексную  систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующуюся на конституции и других законов государства. Основными  целями государственного финансового контроля являются максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. Главное назначение государственного финансового контроля состоит в том, чтобы отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных средств связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Основными задачами государственного финансового контроля являются проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности; правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности. Однако эти задачи постоянно совершенствуются и изменяются.

Государственный контроль выполняет ряд функций:

  1. Контроль источников поступления бюджетных средств.
  2. Контроль расходования бюджетных ресурсов.
  3. Контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации.
  4. Контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов.
  5. Контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных финансовых организациях.
  6. Контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.
  7. Пресечение финансовых злоупотреблений.

 

3. Счетная палата Российской Федерации

 

В системе государственного финансового контроля значительное место занимает Счетная палата РФ. Счетная палата РФ представляет собой независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, который наделен широкими полномочиями и подотчетен только Федеральному Собранию РФ.

Счетная палата РФ ведет контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. В Счетной палате РФ подконтрольны все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и центральный банк; а также органы местного самоуправления, коммерческие банки, различные страховые фирмы, другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации.

Основными задачами Счетной палаты РФ в рамках государственного контроля являются:

- организация контроля исполнения  федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- подготовка предложений по  устранению обнаруженных нарушений  и упорядочению бюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности  расходования государственных средств,  в том числе предоставленных  на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

- определение степени обоснованности  статей проектов федерального  бюджета и внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза, то есть  оценка финансовых последствий  принятия федеральных законов,  касающихся федерального бюджета;

- контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

- регулярное представление Совету  Федерации РФ и Государственной  Думе РФ информации о ходе  исполнения федерального бюджета;

- контроль поступления в федеральный  бюджет денежных средств от  приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.

Счетная палата РФ проводит финансовый контроль в таких формах, как тематические проверки и ревизии. Все результаты проверок Счетной палаты РФ должны освещаться в центральной печати, поскольку основным принципом ее деятельности является гласность.

 

 

 

4. Финансовый контроль со стороны Президента РФ и Правительства РФ

 

В проведении государственного финансового контроля участвует  Президент РФ. Его роль в данном процессе регламентируется Конституцией РФ и указами по финансовым вопросам, подписанием федеральных законом, назначением и освобождением от должности министра финансов РФ представлением Государственной Думе РФ кандидатур на должность председателя Центрального банка РФ. Некоторые виды государственного контроля реализуются Главным контрольным управлением Президента РФ. Основными функциями данного управления являются контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, рассмотрения жалоб и обращений физических и юридических лиц.

Для реализации возложенных  на главное контрольное управление Президента РФ функций оно наделяется следующими правами: требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей различных правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Помимо перечисленных  прав Главное контрольное управление Президента РФ вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Однако главное контрольное управление Президента РФ не имеет права применять какие-либо санкции самостоятельно.

Участникам государственного финансового контроля является Правительство РФ. Основные моменты участия Правительства РФ в государственном финансовом контроле определены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. В данных законодательных документах Правительству РФ даются широкие полномочия, оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществления единой политики в области финансов, денег и кредитов. Кроме того, Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляя деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

В составе Правительства  РФ основная часть функций государственного финансового контроля возложена  на Министерство финансов РФ. Оно не только разрабатывает и проводит финансовую политику страны, но и непосредственно ведет контроль ее осуществления органами исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ все структурные подразделения в разной форме контролируют финансовые отношения. В первую очередь Минфин России проводит финансовый контроль в процессе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; принимает участие в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиционных ресурсов, выделяемых на основе решений Правительства РФ. Контрольные полномочия Минфина России в соответствии с законодательством распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне. Субъекты РФ сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

 

5. Оперативный контроль использования государственных средств

Информация о работе Методы и инструментарий государственного контроля в системе управления государственными финансами