Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:07, реферат
Целью реферата является изучение механизма контроллинга в системе управления предприятием, направленного на повышение эффективности деятельности организации. 
    Поставленная  цель предполагает решение комплекса  взаимосвязанных задач: 
исследовать процесс внедрения контроллинга на предприятии; 
исследовать необходимость внедрения контроллинга на предприятии; 
ознакомиться с типичными ошибками при внедрении контроллинга; 
рассмотреть виды контроллинга и их роли в системе управления предприятием.
    Введение 
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Внедрение рыночных отношений в практику хозяйствования требует принципиального изменения методов управления на всех уровнях управленческой иерархии. Это выдвигает необходимость изучения новых подходов и форм управления, в частности, менеджмента как особого типа управления и контроллинга как инструмента управления, который использует результаты теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования.
Экономическая среда в настоящее время крайне не стабильна. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий. Новым словом в управлении стало появление контроллинга, как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений.
Контроллинг, как новое явление в теории и практике современного управления предприятием, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
    Основу 
рыночной экономики составляют предприятия 
разных форм собственности, использующие 
экономические ресурсы для 
Недостаток информации о текущем состоянии и о перспективах деятельности предприятия требуют формирования новых подходов к управлению и инструментов их внедрения. Таким инструментом является контроллинг. Это новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. В настоящее время контроллинг, как система экономического управления деятельностью предприятия, широко применяется в развитых странах с рыночной экономикой. В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х годов, когда в экономике закрепились рыночные принципы хозяйствования.
Целью реферата является изучение механизма контроллинга в системе управления предприятием, направленного на повышение эффективности деятельности организации.
Поставленная цель предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:
    Актуальность 
темы реферата обусловлена необходимостью 
внедрения в практику работы предприятия 
методов научного управления, основанных 
на строгой формализации процедур принятия 
управленческих решений и эффективных 
механизмов управления предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1 
Внедрение контроллинга 
в организации 
    Контроллинг, 
являясь концепцией системного управления, 
в целях обеспечения 
Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга, можно объяснить следующими причинами:
    При 
наличии одного или нескольких вышеперечисленных 
факторов чаще всего имеет место 
ряд предпосылок внедрения 
    Предметом 
отдельного анализа является состояние 
производственного процесса и прохождения 
заказов в организации. Нередко 
нет четких правил и порядка приема 
заказа от клиентов. На вопрос, кто отвечает 
за прием заказов, нельзя получить однозначного 
ответа. На предприятиях часто отсутствует 
единая система заполнения формуляров 
и упорядоченный документооборот. Это 
не позволяет точно сказать, в каком состоянии 
находится заказ, отсутствует система 
оперативного управления исполнением 
заказов. У рабочих мест могут лежать горы 
заготовок или обработанных деталей, т.е. 
накапливаются "омертвленные" деньги 
и удлиняется время исполнения заказа, 
что во всех случаях приводит к росту издержек 
на предприятии в целом [4]. 
Процесс внедрения контроллинга в организации происходит в несколько фаз.
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.
    Процесс 
разработки и внедрения системы 
контроллинга лучше осуществлять при 
устойчивом финансовом состоянии предприятия, 
в благоприятный с 
Важным фактором является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов, поскольку разработка и внедрение системы контроллинга стоит немалых денег, тем более, если этот процесс реализуется с привлечением внешних консультантов.
После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга:
     
Данная фаза является 
На фазе «вживания» контроллинга в текущую деятельность предприятия контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.
Как правило, рассматриваемая фаза внедрения контроллинга протекает достаточно долго: 2-3 года. Продолжительность фазы «вживания» во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему, позволяющую осуществлять «прозрачный» менеджмент.
    О 
наступлении фазы упрочнения позиций 
свидетельствуют следующие 
    Появление 
перечисленных выше признаков говорит 
о том, что произошло упрочнение 
позиций системы контроллинга: организационно 
и инструментально создана 
Наступление фазы роста значимости и объема функций контроллинга для многих предприятий означает вероятную, но ещё достаточно отдаленную перспективу в развитии контроллинга. Можно выделить некоторые признаки наступления фазы роста:
    Функции, 
задачи и инструментарий контроллинга 
постоянно дополняются и 
Среди подходов к проведению преобразований в организации внедрения можно выделить три наиболее распространенных: «малыми шагами», «бомбометание» и «планируемая эволюция».
    Подход 
к внедрению контролинга «
    «Бомбометание» 
означает интенсивное и решительное 
изменение старой системы управления. 
В результате такого подхода возможно 
быстрое внедрение элементов 
системы контроллинга, однако появляется 
опасность возникновения 
Подход, основанный на принципах «планируемой эволюции», дает возможность в определенной степени использовать преимущества рассмотренных выше подходов, а также снизить сопротивление процессу внедрения контроллинга [5].
    1.2 
Типичные ошибки 
при внедрении  контроллинга 
Рассмотрим самые распространенные ошибки, возникающие на стадии внедрения и становления контроллинга.