Управление государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Организация управления финансами в Российской Федерации ………………….5
1.1 Объекты, субъекты, цели и задачи управления финансами…………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами…………………………….10
1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как основные этапы управления финансами……………………………14
2. Государственные органы управления финансами………………………………...20
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами……………..20
2.2 Управление бюджетным процессом……………………………………………...21
2.3 Управление государственным долгом, управление налогообложением……....24
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ГОС ФИНАНСАМИ.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

1) метод экономического  анализа;

2) нормативный метод;

3) метод балансовых  расчетов;

4) метод многовариантных  расчетов;

5) метод денежных потоков.

         Метод экономического анализа используется для определения основных

закономерностей, тенденций движения натуральных  и стоимостных показателей, внутренних резервов.

         Нормативный метод планирования осуществляется на основе заранее установленных технико-экономических норм и нормативов. При этом рассчитывается потребность в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться государством (ставки налогов и сборов, нормы

амортизационных отчислений и т.д.) либо самим юридическим лицом или предпринимателем (в целях планирования порядка ведения бизнеса и обеспечения его эффективности).

         Метод балансовых расчётов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.

         Сущность метода многовариантных расчётов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчётов, для того чтобы по различным оценочным критериям выбрать из них наиболее оптимальный.

         Особенность метода денежных потоков заключается в его привязке к ожидаемым поступлениям средств на определённую дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

         Финансовое планирование делится на:

1) перспективное (стратегическое);

2) текущее (тактическое);

3) оперативное.

         Стратегическое финансовое планирование осуществляется на период от одного года до трёх лет. Используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов их роста, является основной формой реализации целей управления финансами.

         Тактическое финансовое планирование осуществляется на текущий период.

Является составной  частью перспективного плана и конкретизирует его показатели.

         Оперативное планирование необходимо для организации самого процесса поступления денежных средств и их расходования.

Финансовое планирование использует следующие инструменты:

1) финансовые  показатели - директивные параметры качественного или количественного развития;

2) контрольные  цифры – параметры перспективного развития, не имеющие директивного характера (динамика доходов, уровень инфляции и т.д. на ближайшие несколько лет);

3) финансовые  лимиты - предельно допустимое по  верхней и нижней границам директивное значение планируемого показателя.

С процессом  планирования финансов тесно связано финансовое прогнозирование. Общее понятие экономического прогнозирования формулируется следующим образом: прогноз - это научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателях.

         Информационную базу при прогнозировании составляют результаты научных исследований, содержащие данные количественного и качественного характера о тенденциях и факторах развития финансовой сферы.

Финансовый прогноз  является ориентиром для составления  финансовых планов. При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи управления финансами, не определяются во всех деталях характеристики будущего состояния финансовой системы. Прогнозируемые показатели дают лишь приближенную оценку будущего, их точность проверяется временем.

Важным методологическим принципом финансового прогнозирования является множественность сценариев макроэкономических условий прогноза.

Разрабатывается несколько вариантов прогноза, обычно три:

1) высокий (оптимистический);

2) средний (наиболее вероятный);

3) низкий (пессимистический).

При этом основными  факторами, влияющими на траекторию развития в перспективе, являются: масштабы инфляции; уровень безработицы; инвестиционный

климат; уровень  доходов населения и др.

Различают следующие  основные виды финансового прогнозирования:

1) краткосрочное  (в пределах одного года);

2) среднесрочное  (на один — три года);

3) долгосрочное (на срок более трех лет).

Финансовое прогнозирование  является многоуровневым, прогнозы разрабатываются на уровнях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Региональные  прогнозы содержат информацию об ожидаемых  масштабах территориальной дифференциации основных макроэкономических показателей. Эти прогнозы позволяют определить, какие регионы могут оказаться в перспективе «донорами», а какие -дотационными.

         Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Посредством финансовой политики активизируются финансовые рычаги и стимулы, обеспечивается мобилизация денежных поступлений в государственный бюджет и их рациональное использование на общегосударственные нужды. Основным нормативным документом, которым руководствуются при составлении финансовых прогнозов, является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», принятый в 1995 году и сохраняющим своё действие. Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. С одной стороны, финансовый контроль - это строго

регламентированная  деятельность специально созданных  в государстве контролирующих органов  по контролю за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами. С другой стороны, финансовый контроль рассматривается как необходимый элемент в

управлении финансами  и денежными потоками, как на макро, так и на микро уровне.

Финансовый контроль может носить как принудительный (нормативный), так и добровольный характер. В первом случае речь идёт о правовых интересах субъектов финансового контроля, а во втором об аналитической стороне финансового контроля. Оба эти понятия взаимосвязаны между собой, но они имеют различие, которое связано с теми целями, ради которых прибегают к финансовому контролю.

         Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Главной задачей финансового контроля является рациональное управление финансами. Без финансового контроля невозможно управлять ни одной отраслью народного хозяйства. Кроме этого, без финансового контроля невозможна успешная реализация финансовой политики государства. Финансовый контроль затрагивает все сферы экономической деятельности государства и его хозяйствующих субъектов. Особенно важна роль финансового контроля в государствах с рыночной экономикой, где помимо государственного сектора экономики активно развит частный экономический сектор. Само по себе понятие «контроль» подразумевает какую-то завершающую стадию процесса, в данном случае, связанного с движением

финансов, но на самом деле сфера применения финансового контроля распространяется и на сам процесс. То есть, без контроля за движением финансов нельзя качественно управлять любым процессом, с которым связаны эти финансы.

Сфера применения финансового контроля и его задачи столь же обширны, сколь

обширна сфера  финансов. Финансовый контроль затрагивает весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от их формирования и заканчивая получением финансовых результатов от применения этих ресурсов.  В своём роде, финансовый контроль представляет собой совокупность действия и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйственной деятельности (как коммерческих, так и не коммерческих организаций) с применением специальных форм и методов.

Перед финансовым контролем стоят следующие основные задачи:

1) Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) Обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств

перед государственным  бюджетом;

3) Выявление  внутрипроизводственных резервов  роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) Обеспечение  соблюдения действующего законодательства  и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно – правовым формам;

6) Содействие  высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям и др.

         В зависимости от срока проведения финансового контроля выделяют три

основные его  формы:

1) предварительный  финансовый контроль;

2) текущий финансовый  контроль;

3) последующий финансовый контроль.

Предварительный финансовый контроль, - это контроль, который осуществляется на стадии разработки и составления финансовых планов, смет организаций, проектов

бюджетов, текстов договоров, при учреждении предприятия и т.д. Именно поэтому он называется «предварительным». Эта форма финансового контроля является превентивной (предупреждающей) мерой, так как она способствует предотвращению неправильного использования финансовых ресурсов. С помощью предварительного финансового контроля могут быть выявлены слабые стороны различных бизнес проектов, и установлена необходимость привлечения дополнительных или высвобождения лишних финансовых ресурсов.

         Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансов, то есть, когда запланированные проекты начинают внедряться в жизнь. Само название «текущий» говорит о сущности этой формы контроля. При текущем финансовом контроле проверяются, практически, те же стороны деятельности объекта контроля, что и при предварительном, но только сам контроль уже носит не

превентивный, а  корректирующий характер. То есть, текущий  финансовый контроль позволяет выявить  не желательные отклонения от запланированного процесса, и провести корректировку самого процесса. Данная форма контроля подразумевает проверку соблюдения норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, их соответствие плану расходов. Текущий финансовый контроль

осуществляется  повседневно финансовыми службами организации или государственными органами финансового контроля. Одной из целей текущего финансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, в частности, по вопросам расчёта (налоговые платежи) с бюджетом.

         Последующий финансовый контроль, - это контроль после завершения процесса. В качестве процесса рассматривается конкретный отчётный период (например, финансовый год). При последующем финансовом контроле проверяется правильность и целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений и так далее. Последующий финансовый контроль осуществляется на основе отчётной финансовой документации, а также другой документации по выполнению планов. В зависимости от органов, которые

осуществляют  финансовый контроль, финансовый контроль бывает:

1) Государственный  финансовый контроль:

а) общегосударственный  финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности, например, налоговый контроль);

б) ведомственный  финансовый контроль (производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и др. Его объектом являются производственная и

финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

2) Внутрихозяйственный  финансовый контроль (осуществляется  экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерия, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений)).

Информация о работе Управление государственными финансами