Управление денежными активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание

В условиях перехода к рыночным отношениям в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области денежных, расчетных и кредитных операций.Большое значение приобретают хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий. Хозяйственные связи - это необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойное снабжение, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.

Содержание

Введение…………………………………………..……………………...…3
1. Характеристика рыночной среды предприятия……………………….5
2.Теоретические основы управления денежными активами…….........13
2.1. Содержание процесса управления денежными активами……...….13
2.2. Анализ движения денежных средств……………………………….15
2.3. Расчет финансового цикла предприятия…………..……….……….17
2.4. Денежный поток как объект управления…………………….……..18
2.5. Определение оптимального уровня денежных средств…………...21
3. Управление денежными активами на предприятии ООО «Старт+»..24
3.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Старт+» …..24
3.2. Анализ финансового состояния……………………………………..27
3.3. Организация денежных средств в кассе…………………………....34
3.4. Организация денежных средств в банке……………………………36
3.5. Пути совершенствования управления денежными средствами на предприятии ООО «Старт+»…………………………………………….…...39
Выводы и предложения……………………………………………….….42
Список использованной литературы…………………………..….……..44

Работа состоит из  1 файл

Управление денежными активами предприятия.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

Кассовые документы составляются на основании первичных документов, оформляющих хозяйственную операцию, которые прилагаются  к данному документу  (например, при получении в кассу от подотчетного лица остатка неиспользованного аванса - это авансовый отчет).

Что касается выдачи наличных денег из касс предприятий, то она производится по расходным кассовым ордерам (форма №2). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

          Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, которая  пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

            Записи в кассовой книге ООО «Старт+» ведутся автоматизированным способом в двух экземплярах (вторые экземпляры листов  служат отчетом кассира). Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями бухгалтера и главного бухгалтера. Ежедневно в конце рабочего дня бухгалтер  подсчитывает итоги операций за день (суммарный приход кассы - оборот по дебету, из него вычитается суммарный расход – оборот по кредиту), выводит, используя остаток средств в кассе на начало рабочего дня, остаток денег в кассе на конец рабочего дня (он является остатком на начало следующего дня) и передает гл.бухгалтеру  в качестве отчета кассира второй отрывной лист.

           Образец листов кассовой книги за 02.03.06 г. и 03.02.06. представлен далее.

       

   ООО «Старт+»                                         Касса  за 02 марта 2008 г.

                                                                                                                      стр. 159

1

Документ

От кого получено или кому выдано

Корр. счет

Приход

Расход

Остаток на начало дня

 

1586.12

 

   

1

202

 С расчетного счета

51

18000.00

 

2

203

 Возврат переплаты по з/пл.

70

715.00

 

3

101

 Выдана з/пл

70

 

15871.00

4

102

Выдано в подотчет Вахреевой А.

71

 

1500.00

 

 

 

 

 

 

 

Итого за день

 

18715.00

17371.00

 

Остаток на конец дня

 

2930.12

     

 

 

 

                                                Кассир ________________

           Проверил и документы в количестве Четыре  (Два приходных и

          Два расходных) получил

                                                 Гл. бухгалтер __________

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 ООО «Старт+»                                         Касса  за 03 марта 2008 г.

                                                                                                                      стр. 160

1

Документ

От кого получено или кому выдано

Корр. счет

Приход

Расход

Остаток на начало дня

 

2930.12

 

   

1

204

Сухонский ЦБЗ ОАО

62

6866.47

 

2

205

Глазова С.И.( СОГР.20822)

62  

12001.00

 

3

103

ООО «Купола»

60  

 

10000.00

 

Итого за день

 

18866.47

10000.00

 

Остаток на конец дня

 

9707,36

     

 

 

 

                                                Кассир ________________

           Проверил и документы в количестве Три (Два приходных и

          один расходный) получил

                                                 Гл. бухгалтер __________

              

              На основании данных кассовой книги составляется журнал – ордер №1 «Касса».

          

3.4. Организация денежных средств в банке

 

Для учета денежных средств на расчетном счете предприятие ООО «Старт+» открывает расчетный счет. До декабря 2007 предприятие имело расчетный счет в Вологодском филиале Сбербанка РФ, а с 25 декабря 2007 г. открыло расчетный счет в Вологодском филиале Внешторгбанка.

               Порядок и формы расчетов определяются в договоре между поставщиком и покупателем.  Банк не определяет конкретных форм расчетов и не рассматривает споров между поставщиками и покупателями. Все споры по исполнению договоров разрешает арбитраж.  

           Расчёты с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами в ООО «Старт+» осуществляются преимущественно безналичным путём, посредством перечислений по расчётному счету в банке, в следующих основных формах:

- платёжными поручениями,

- платежными требованиями.

- инкассо.

Платёжным поручением является письменное распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств.

         В соответствии с условиями договоров могут использоваться для предварительной или для последующей оплаты товаров (работ, услуг), а также для осуществления периодических платежей. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика.  При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете они оплачиваются в очередности, установленной законодательством.

          Расчёты по инкассо   - это банковская операция, посредством которой банк на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Они производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.

            Платежные требования  применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчёты платёжными требованиями могут осуществляться с использованием предварительного и последующего акцепта. При предварительном акцепте (применяется в основном при иногородних расчётах) плательщик в трёхдневный срок соглашается или отказывается от оплаты, в случае акцепта сумма по документу списывается с расчётного счёта. При последующем акцепте расчётные документы поставщиков оплачиваются немедленно при получении их банком плательщика. Если предприятие в течение трёх рабочих дней отказалось от оплаты, банк обязан восстановить ранее списанные суммы на его расчётном счёте. Без акцепта списываются средства на оплату расчётных документов за газ, воду, канализацию, услуги связи.

Инкассовые поручения  применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

По указанию руководителя предприятия ежемесячно проводится инвентаризация средств в кассе. Инвентаризация средств в кассе проводится комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Инвентаризация оформляется актом. В результате инвентаризации средств в кассе могут быть выявлены соответствие, излишки или недостача денежных средств.

В случае отказа кассира погасить недостачу предприятие ООО  «Старт+»  вправе оформить исковое заявление в судебные органы.

 

 

 

 

3.5.  Пути совершенствования управления денежными средствами в ООО «Старт+»

 

                На основании данных о  состоянии бухгалтерского управленческого учета в ООО «Старт+», рекомендуется в качестве совершенствования  организации денежных средств разработку политики управления данными активами предприятия как составной части политики управления оборотными активами.               

               Таким образом, управление денежными средствами предполагает:

1. анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде;

2. выбор эффективных  форм регулирования среднего остатка денежных активов;

3. обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных средств;

4. построение эффективных систем контроля за денежными средствами предприятия.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности общество ООО «Старт+»  необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств:

- годовую  инвентаризацию проводит в период с 1 октября по 31 декабря;

- кассы не реже одного раза в месяц, а также в случае передачи денежных средств другому материально-ответственному лицу;

- внезапные инвентаризации производит по решению руководителя.

       Проверка операций на расчетном счете включает проверку законности, достоверности и хозяйственной целесообразности операций на счетах денежных средств в банке. Основными источниками информации для контроля этих операций служат: выписки банка с приложенными к ним денежно-расчетными документами, Главная книга,  ведомость № 2 журнально-ордерной формы учета  по счетам 51 «Расчетный счет».При их проверке по расчетному  счету в банке необходимо установить:

1) соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

3) не допускалось ли в этих случаях неправильное отражение в бухгалтерском учете банковских операций (например, отнесение полученных наличных денег на другие балансовые счета вместо отражения по счету 50 «Касса»).

       Одним из условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие имеет убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения. Анализ движения денежных активов  проводится прямым методом. При методе анализа движения денежных активов прямым методом  используют  отчетную форму № 4 «Отчет о движении денежных средств», которую  дополняют  расчетами относительных показателей структуры притока и оттока денежных средств по видам деятельности.

            За анализируемый период  сумма поступивших денежных средств составила 143 067 тыс. руб. Из них 76,7% приходится на текущую деятельность, 1,5% – на инвестиционную и 4,2% – на финансовую.

             Отток денежных средств организации в отчетном периоде составил 143 907 тыс. руб. Из них 71,5% – это средства, приходящиеся на текущую деятельность, 8,5 % – по инвестиционной деятельности и 2,3% – финансовая деятельность.

              Из всей поступившей за отчетный период суммы денежных средств наибольший удельный вес приходится на выручку от реализации работ, товаров, услуг – 74,8% и на поступление денег из банка в кассу (17,6%), 4,5% приходится на дивиденды и проценты по финансовым вложениям. Причем 65,15% приходится на инвестиционную деятельность.

            Отрицательным моментом в движении денежных средств предприятия ООО «Старт+» является превышение оттока средств над их притоком на 840 тыс. руб. Для финансовой стабильности должно быть наоборот. Анализ показывает также, что в ООО «Старт+»  сложилась опасная ситуация, когда отток средств от текущей деятельности превысил отток от инвестиционной деятельности. Необходимым условием финансовой стабильности является такое соотношение притоков и оттоков средств в рамках текущей деятельности, которое обеспечило бы увеличение финансовых ресурсов, достаточное для осуществления инвестиций.

 

       

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

            Основными задачами управления  денежными средствами являются: 

1. своевременное и правильное документирование операций по        движению денежных средств и расчетов; 

2. оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; 

3. контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению; 

4. контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом; 

5. контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; 

6. своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

            Основной деятельностью ООО «Старт+» является розничная торговля. В ведении предприятия имеется сеть розничных магазинов, расположенных в разных точках района. Кроме этого ООО «Старт+» оказывает услуги общественного питания, а в 2008 году одним из видов деятельности является добыча и разлив чистой природный воды  (в натуральном выражении разлито 139 тыс. дал. воды).

Информация о работе Управление денежными активами предприятия