Управление дебиторской задолженностью на ОАО «Ленинск – Кузнецкий хлебокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью на предприятии, а также применить полученные знания на практике на примере ОАО «Ленинск – Кузнецкий хлебокомбинат»
и разработки рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежными средствами на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- теоретическое изучение управления дебиторской задолженности и управления денежными средствами;
- анализ управления дебиторской задолженности на предприятии ОАО «Ленинск – Кузнецкий хлебокомбинат»;
- на основе проведенных исследований дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности.

Работа состоит из  1 файл

ку раб финансовый менеджмент.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

 

 По данным таблицы 2.1 видно что наблюдается тенденция снижения отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность за счет превышения темпов роста оборотного капитала над темпами роста дебиторской задолженности, так в 2009г.  коэффициент составил 0,49, а в 2010г. 0,41 т.е. 41 % оборотных средств составляет дебиторская задолженность. Фактическая продолжительность финансового операционного цикла увеличилась так в 2009г.  средний период составил 22,61 дня, а в 2010г. 25,64 дней, т.е. инкассация дебиторской задолженности выроста на 3,03 дня, что является негативным фактором. Скорость обращения инвестированных в дебиторскую задолженность снизилась за счет превышения темпов роста дебиторской задолженности над темпами роста выручки от реализации продукции так в 2009г.  количество оборотов составило 16,14, а в 2010г. 14,18, что также не является положительным.

Не смотря  на то что  скорость и оборачиваемость дебиторской задолженность снижается, наблюдается эффективное управление дебиторской задолженность в связи с отсутствием просроченной дебиторской задолженности.

 

 

2.4 Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

 

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции  в кредит (с отсрочкой платежа  за нее) получила широкое распространение  как в нашей стране, так и  в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

При расчете этой суммы  необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

 

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360                       (2.8)

 

где Идз — необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк — планируемый  объем реализации продукции в  кредит;

Кс:ц — коэффициент  соотношения себестоимости и  цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний  период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  организации не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Расчет  необходимой суммы финансовых средств ОАО «Ленинск - Кузнецкий хлебокомбинат». В 2010г. предприятие предоставило, в кредит на приобретении продукции в размере 9786 тыс. руб. возьмем эту сумму как планируемый объем реализации продукции в кредит в 2011г.

Кс:ц = 247197/321635=0,77

ППКср = 90 дней

ПРср = 30 дей

Идз =9786*0,77*(90+30)/360 = 2511,7 тыс. руб.

Таким образом для  эффективного управления дебиторской  задолженности при выдачи кредита на продукции ОАО «Ленинск - Кузнецкий хлебокомбинат» при сроке гашения 3 месяца  может инвестировать 2511,70 тыс. руб. в год.

 

 

 

 

 

 

 

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО«ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;
  2. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);
  3. уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);
  4. оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности, полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

В настоящее время  общая сумма дебиторской задолженности  предприятия составляет 23130 тыс. руб. В 2009-2010 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2011-2012 гг. на 12000 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе  предлагаемых услуг долю номенклатурных  позиций, имеющих повышенный потребительский  спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу юридической службы по взысканию задолженности более 3 месяцев.

Также для увеличения эффективности использования оборотных  средств (путем снижения периода  оборачиваемости) рекомендуется разработать  мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к "омертвению" оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности  предложенных мероприятий. Данные для  расчетов представим в виде таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1

Исходные данные для  проведения анализа

Показатель

2009 г

План 2010 г.

Отклонение

Выручка, тыс.руб.

1041

1763

722

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

72

25

-47

Запасы и материалы  на складах

1828

846

-982

Средняя стоимость оборотных  средств, тыс. руб.

1928

1315

-613


 

Для оценки оборачиваемости  оборотного капитала используются:

- коэффициент оборачиваемости

 

Коб = Vр / СО

 

где Коб - коэффициент  оборачиваемости (в оборотах);

Vр - выручка от реализации  продукции (работ, услуг), тыс.  руб.;

СО - средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле

 

Дл = Т / Коб

 

где Дл - длительность периода  обращения оборотного капитала, в  днях;

Т - отчетный период, в  днях.

В 2009 г. Коб0 = 1041 / 1928 = 0,54

Дл0 = 365/0,54 = 659,26 дней.

В 20010 г. Коб1 = 1763/ 1315 = 1,34

Дл1 = 365/1,34 = 272,39 дня.

Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение)  оборотных средств из оборота  определяется по формуле

 

Δ СО = (СО1 –СО0 )* Кvp

 

где СО- величина экономии (-), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 - средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp- коэффициент роста  продукции (в относительных единицах).

Δ СО = (1315-1928) * 1,69 = -614,59 тыс. руб.

2. Высвобождение (привлечение)  оборотных средств в результате  изменения продолжительности оборота  рассчитывается по формуле

 

ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,

 

где Дл1 ,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

V1одн - однодневная реализация продукции, млн. руб.

ΔСО = (272,39-659,26)*0,005 = - 1,93 млн. руб.

Прирост объема продукции  за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно  определить, применяя метод цепных подстановок:

 

Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1

 

Δ Vр = (1,34-0,54) * 846 = 5232,8 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости  оборотного капитала на приращение прибыли  ΔР рассчитывается по формуле

 

Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) - Р0

 

где Р0- прибыль за базисный период;

Коб1 , Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды

ΔР=-4160*(1,34/0,54)-(-4160)= 6156,8 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии  СПК "Земцовский" проведение мероприятий  по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

  1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров СПК "Земцовский" одним из таких является ОАО "Нелидовский маслосырзавод";
  2. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  3. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  4. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  5. формирование условий обеспечения взыскания просроченной задолженности;
  6. формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  7. использование современных форм рефинансирования задолженности;

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на ОАО «Ленинск – Кузнецкий хлебокомбинат»