Финансовые ресурсы предприятия и пути повышения их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание

В современных условиях перехода к рыночной экономике важной задачей для предприятий и организаций является закрепление и расширение своих позиций на рынке товаров и услуг. Ее разрешение невозможно без должного финансового обеспечения хозяйственной деятельности, основу которого составляют финансовые ресурсы.
Рациональная организация финансовых ресурсов предприятий достигается при рациональном выборе их источников, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых ресурсов…………………………………………………………………………… 6
1.1. Финансовые ресурсы сущность и значение………………………………....6
1.2. Источники финансовых ресурсов и их классификация…………………13
1.3. Особенности мобилизации и использования
финансовых ресурсов…………………………………………………………… 25
Глава 2. Современное состояние формирования и использования финансовых ресурсов в ОсОО «Туюк – Жар»……………………………… 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ОсОО «Туюк – Жар»…………………………………………………………….. 31
2.2. Анализ и управление финансами предприятия…………………………… 35
2.3. Особенности использования финансовых ресурсов ОсОО «Туюк - Жар» в виде капиталов и кредиторской задолженности……………………………… 49
2.4. Анализ использования финансовых ресурсов ОсОО «Туюк - Жар» в виде прибыли предприятия…………………………………………………………… 62
Глава 3. Пути повышения формирования и использования финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………………. 68
3.1. Пути повышения эффективного использования
прибыли предприятия…………………………………………………………… 68
3.2. Лизинг как эффективное средство повышения финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………… 72
3.3. Бюджетирование как механизм рациональной организации финансовых есурсов…………………………………………………………………………... 78
Заключение…………………………………………………………………….... 86
Список использованной литературы………………………………………. 91

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа ФРП.doc

— 2.18 Мб (Скачать документ)

В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:

  • с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);
  • с  организациями  и  предприятиями –  по  поводу  распределения финансов; при этом движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других коммерческих организаций и государства, получение по ним дивидендов и др.);
  • с  потребителями  продукции,  вступая  в  контакты  с  которыми,  коммерческие организации самостоятельно выбирают форму и вид договоров, определяют условия выполнения обязательств и порядок установления санкций, формируют  цены  на  свою  продукцию  и  услуги,  оценивают  обоснованность  цен  поставщиков. Перечисленные факторы существенно влияют на конечные финансовые результаты;
  • со страховыми организациями – по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;
  • с  банковской  системой –  по  поводу  расчетно-кассового  обслуживания  в связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;
  • с  государством –  по  поводу  образования  и  использования  бюджетных  и внебюджетных  фондов.  Эта  группа  денежных  отношений  реализуется  через внесение  в бюджет и  внебюджетные фонды различных налогов,  сборов,  взносов  и  др.  С  другой  стороны,  осуществляется  бюджетное  финансирование  непроизводственной сферы, целевых программ и др.;
  • с  вышестоящими  управленческими  структурами – "вертикальные" и "горизонтальные"  взаимосвязи  по  поводу  внутрикорпоративных  перераспределений финансовых ресурсов. 

Экономический механизм  хозяйствования  одинаков  для  организаций  различных  видов  собственности  и  организационно-правовых  форм.  Имеющиеся отличия и особенности, например для малых предприятий, в законодательстве оговариваются особо.

Финансовый  механизм –  это  пять  взаимосвязанных  элементов,  способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые  методы –  это  способы  воздействия  финансовых  отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях:

  • по линии управления движением финансовых ресурсов;
  • по  линии  рыночных  отношений,  связанных  с  соизмерением  затрат  и  результатов,  материальным  стимулированием  и  ответственностью  за  эффективное использование денежных средств. 

Воздействие на  рыночные  отношения  обусловлено  тем,  что функции финансов в  сфере производства и обращения  тесно связаны с коммерческим расчетом – это соизмерение в  денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Цель применения коммерческого расчета в самом  общем виде – получение максимальной  прибыли  при  минимальных  затратах,  хотя  в  разные  периоды деятельности коммерческой организации цели могут изменяться.

 Финансовые  рычаги – это приемы действия  финансовых методов. 

Правовое  обеспечение  функционирования  финансового  механизма  включает  законодательные  акты,  постановления, приказы и  другие правовые  документы.

Нормативное  обеспечение  –  это  инструкции,  нормативы,  нормы,  тарифные  ставки,  методические  указания,  разъяснения и др.

  Информационное  обеспечение – это различная  экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости  и  платежеспособности  партнеров  и конкурентов,  ценах,  курсах, дивидендах, процентах на  товарном, фондовом,  валютном рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает  определять  ситуацию  на  рынках. 

 

 

 

 

2.2. Анализ  и управление финансами предприятия

Использование финансовых ресурсов организации осуществляется по следующим направлениям:

  • текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); 
  • инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства  и  его  техническим  обновлением,  использованием  нематериальных активов;
  • инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
  • платежи  финансовой,  банковской  системам,  взносы  во  внебюджетные фонды;
  • образование различных денежных фондов и резервов (на развитие, а также поощрительного и социального характера);
  • благотворительные цели, спонсорство и т. п.

Финансовый  план коммерческой организации, кроме  плана образования и распределения  прибыли, включает, как правило, планы  денежных поступлений и  выплат,  ликвидности,  расчетов  и  кредитный  план. Для  обоснования  плана прибыли составляют сметы затрат.

План денежных поступлений и выплат охватывает, как правило, планирование  денежных поступлений от реализации продукции и капиталовложений и  операционное  и  финансовое  планирование  на  период  пользования  кредитом.

В  финансовый  план  предприятия  также  включается  расчет   финансовых показателей,  характеризующих  прибыльность,  ликвидность,  стабильность  субъекта хозяйствования.

Показатели, характеризующие финансовое состояние  можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Говоря о  ликвидности предприятия, имеют  в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Основным признаком ликвидности, следовательно, служит превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными пассивами, текущее положение предприятия неустойчиво - вполне может возникнуть ситуация, когда оно не будет иметь достаточно денежных средств для расчета по своим обязательствам.

Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью специальных показателей - коэффициентов ликвидности, основанных на сопоставлении оборотных средств и краткосрочных пассивов.

Коэффициент текущей  ликвидности. Дает общую оценку ликвидности  предприятия, показывая, сколько сомов оборотных средств  приходится на один сом текущей краткосрочной задолженности :

 Значение  показателя может значительно  варьировать по отраслям и  видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2.

Коэффициент быстрой  ликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы:

Логика такого исключения состоит не только в значительно  меньшей ликвидности запасов, но и, что гораздо более важно, в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности  предприятия; показывает, какая часть  краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств:

 Сумма краткосрочных  пассивов - относительно стабильная  величина, по крайней мере, она  гораздо менее изменчива по  сравнению с величиной денежных средств, которая зависит от многих факторов текущего порядка. Изменчивость величины денежных средств вызвана, прежде всего, их абсолютной ликвидностью, т.е. возможностью и искушением использовать эти средства для "затыкания дыр" и участия во внезапно подвернувшихся проектах, а также хроническим свойством многих компаний испытывать нехватку денежной наличности. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что значение коэффициента kла, как правило, варьирует от 0,05 до 0,1.

 Оценка  финансовой устойчивости предприятия

Одна из важнейших  характеристик финансового состояния  предприятия - стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Она связана, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие бизнесмены, включая представителей государственного сектора экономики, предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его за счет денег, взятых в долг. Однако если структура "собственный капитал - заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, когда несколько кредиторов одновременно потребуют свои средства обратно в "неудобное" время.

Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность:

Чем выше значение этого коэффициента, тем более  финансово устойчиво, стабильно  и независимо от внешних кредиторов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченных средств - их сумма равна 1 (или 100%).

Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств, в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие. Интерпретация показателя проста и наглядна: его значение, равное 1,25, означает, что в каждом 1,25 руб., вложенном в активы предприятия, 25 коп. заемные.

Коэффициент маневренности  собственного капитала. Показывает, какая  часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

Значение этого  показателя может ощутимо варьировать  в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений.  

 Коэффициент  показывает, какая часть основных  средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т.е. в некотором смысле принадлежит им, а не владельцам предприятия.

Коэффициент соотношения  собственных и привлеченных средств. Этот показатель рассчитывается по формуле:

Как и некоторые  из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Он имеет довольно простую интерпретацию: его значение, равное 0,178, означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 17,8 коп. привлеченных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

 Как известно, любой  источник средств имеет свою  стоимость, а основное различие между собственным и заемным капиталом в этом смысле состоит в том, что выплата дивидендов как цены за пользование собственным капиталом не является обязательной, тогда как выплата процентов, являющихся ценой, уплачиваемой коммерческой организацией за привлечение заемного капитала, обязательна. Иными словами, в отличие от невыплаты дивидендов невыплата процентов может привести к катастрофическим финансовым последствиям вплоть до банкротства. Таким образом, привлечение заемных средств связано с бременем постоянных финансовых расходов, которые должны, по крайней мере, покрываться текущим доходом.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия и пути повышения их использования